Тема: Я познаю себя
Цель: способствовать осознанию себя как личности со всеми присущими ей положительными и отрицательными чертами; закрепить представление о тех чертах, которые мешают жить в гармонии с собой; развивать речь детей, фантазию в выражении своих чувств и эмоций.
Ход мероприятия:
- По легенде много тысяч лет назад семеро мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и сделали на стене храма надпись: ”Познай самого себя”. Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Познание самого себя – это изучение своей души, интересов, умений. Положите свои руки на грудь. Что вы чувствуете? Тепло, спокойствие. Древние говорили, что там живет душа - наши чувства, эмоции, предпочтения, интересы. Именно их изучению мы и посвятим наш сегодняшний классный час «Я познаю себя».
- Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь.
Игровая ситуация «Кто в зеркале?»
Я в руки зеркало взяла,
Взглянула в отраженье
И вдруг совсем не поняла —
Какое наважденье, —
Кто в зеркале и почему?
Себя узнать я не могу.
- А вы можете себя узнать? Возьмите лист бумаги и напишите одним словом, кто вы.
Дети выполняют задание.
- Давайте прочитаем несколько определений. Посмотрите, какие вы разные. В человеке иногда сочетаются порой совершенно противоположные качества: доброта и злость, лень и трудолюбие, храбрость и трусость. Самое главное, чтобы человек научился видеть свой поступок, анализировать его и, если надо, исправлять свои ошибки.
Упражнение «Не хочу хвалиться, но я…»
- Предлагаю продолжить наше общение с помощью упражнения. Оно поможет нам лучше узнать друг друга. Подумайте, что вы умеете делать лучше всего: замечательно петь или, может, отлично убирать в квартире, красиво рисовать или быть лучшим в мире слушателем. Затем продолжите предложение, подставив в него информацию о том, в чем вы мастер.
- Что нового узнали друг о друге? Были ли удивлены? Каждый человек имеет свои сильные стороны. Нет обычных людей, есть те, кто еще не проявил себя.
Упражнение «Принятие себя»
- Возьмите лист бумаги. В следующем упражнении в левой колонке заполните графу «мои слабые стороны». В правой колонке соответственно «мои сильные стороны». Предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими слабыми сторонами. Не жалейте себя, заполняя левую половину таблицы. Слабые стороны есть у всех. Затем, напротив, каждого недостатка записываем по одному своему достоинству.
- Какую из колонок было легче заполнять? Почему? Какую запись хотелось бы продлить? Как вы думаете, почему это происходило?
- А сейчас я предлагаю вам послушать истории и попытаться представить себя на месте главных героев.
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Три товарища»
- Послушайте рассказ и подумайте, как бы вы поступили в данном случае?
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда еще далеко!
— А где ты его потерял? — спросил Леша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул его товарищу.
— Бери, ешь!
- Кто из мальчиков проявил участие по отношению к Вите? Чем позиция Володи отличается от позиции других мальчиков? В чем мы можем упрекнуть Колю, Лешу и Мишу? А вы не бываете равнодушными к людям? Иногда нас не просят о помощи, но мы должны видеть, что человеку плохо, и по мере своих сил постараться ему чем-то помочь.
- Иногда люди «ничегонеделанием» делают очень плохо, как в рассказе В. Осеевой «Плохо».
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Плохо»
Собака яростно лаяла, припадая на задние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно?
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
- Как вы можете охарактеризовать поведение мальчиков? Действительно ли мальчики не сделали ничего плохого? Почему же женщина их осудила?
- А может быть, вы узнаете себя в этом рассказе?
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «На катке»
День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой понесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно... — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
— Коленку...
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело скользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и тихонечко плакала.
- Как вы думаете, есть ли сходство в поведении Вити и мальчиков, описанных в предыдущем рассказе? Почему Витя не помог девочке? Что оказалось для него важнее заботы о ней?
- Как вы думаете, человек может измениться? А что для этого нужно сделать?
- Дорогие ребята, я думаю, что в заключение нашего урока вы сделали для себя вывод о том, как важно искоренять в себе равнодушие, трусость, черствость и не оставлять без внимания проявление негативных качеств окружающими.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Рефлексия
- Дополните эти фразы:
Я научился…
Я был удивлен…
Мне понравилось…
Я был разочарован тем, что…
Самым важным для меня было…