Урок духовной жизни «Мы в ответе за тех, кого приручили» для 6 класса
Цель: 1.Образовательная: осознание и осмысление идейного содержания рассказа; постижение его нравственной стороны; умение анализировать художественное произведение.
2. Воспитательная: воспитание культуры речи учащихся; воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру; доброты, умения дружить, чувства ответственности за тех, кто рядом.
3. Развивающая: развитие устной и письменной речь; развитие эмоционально-образного и аналитического мышления.
Задачи: - развивать умения анализировать художественный текст;
- подвести учащихся к выводу о том, что человек несёт ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль о важности бережного отношения к чувствам любви и дружбы;
- развивать умения работать индивидуально и в группе,
Оборудование:
1) доска, проектор
2) рисунки-заготовки «ладошки», «яблоки», «дерево»
3)листочки и ручки
Ход урока
1.Эмоциональный настрой на урок
Чтение учителем стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте»( 1 слайд)
-Здравствуйте, поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
«Здравствуйте!»
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
-Почему же от одного слова становится радостней людям? Как вы думаете, ребята?
Высказывания ребят:
-В этом слове звучит пожелание здоровья.
-Автор напоминает нам об этикете
-От вежливых слов становится теплее, радостнее человеку.
Учитель:
-Давайте и мы с вами добавим радости и счастья в жизнь. Улыбнемся и пожелаем друг другу здоровья.
2. «Отгадай-ка»
Вы, как и все дети, наверное, любите отгадывать загадки. Сейчас вам представиться такая возможность.
-Поработаем в группах (Каждой группе дается загадка. Отгадку учащиеся шепчут на ухо учителю. Как только все готовы, хором произносят отгадку «хлеб».
1 группа Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
2 группа Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
3 группа Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолён,
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем
4 группа Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл. В нем
Здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
-В каком значении употреблено слово «хлеб» в загадках? (2 слайд)
(Учитель приводит значение из Толкового словаря)
1.Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной хлеб.
2.Перен. Пропитание, пища. Зарабатывать на хлеб.
-А благодаря чему появляется на нашем столе хлеб? (учащиеся называют такие качества как терпение, трудолюбие, дружба, взаимопомощь, выносливость и другие)
Каким только не бывает хлеб: и честным, и горьким, и вкусным… жарким, горячим, холодным и очень часто тяжелым, трудным… Хлеб – создание человека, без которого немыслима жизнь. Дыхание хлеба, дух хлеба… Что - то величественное в этом широчайшем понятии. Хлеб вобрал в себя всенародный неустанный труд, силу и мощь человека, его настойчивость, напористость, мужество и героизм, мысли и чувства.
- А с кем вы поделитесь последним куском хлеба? (с мамой, родителями, другом, близким, нуждающимся человеком)
3. «Сюрприз от учителя»
-Ребята, а теперь «сюрприз» от учителя. Помним, что вам нужно внимательно слушать рассказ и приготовить вопросы классу.
Сегодня я вам прочитаю отрывок из рассказа русского писателя Евгения Ивановича Носова.
Но сначала посмотрите на портрет писателя, создавшего этот рассказ и многие другие. А также познакомьтесь со значением некоторых слов из рассказа. (3,4 слайды)А если кого рассказ заинтересует, вы можете сходить в библиотеку и прочитать рассказ целиком.
4. «Будем учителями»
-Задайте вопросы по прослушанному тексту своим одноклассникам
(Ученик, желающий задать вопрос выходит к доске. Потом награждается аплодисментами.)
Задаются различные вопросы, вот некоторые из них:
-Почему рассказчику было жалко убитую птицу?
-Что заинтересовало его в собаке?
-Как отреагировал охотник на предложение: завести другую собаку?
Далее учитель спрашивает:
-Разрешите и мне задать вам вопрос. Автор назвал рассказ «Трудный хлеб». Почему? (Высказываются разные мнения, но в целом все склоняются к мысли, что это хлеб, честно заработанный свои трудом, своими усилиями. Даже о человеке говорят, что он ест честно заработанный хлеб.)
-Как вы понимаете следующие строки из рассказа? (5 слайд)
«Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает»
«Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу»
-Как охотник относится к Чангу?
- Продолжите фразу:
Охотник относился к Чангу … (как?) (Может быть составлен такой ряд: по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)
-Какой афоризм соответствует главной мысли рассказа?(6 слайд)
-Ребята, а для Чанга его хозяин прежде всего кто? (друг)
5. «Открываем секреты дружбы»
Напишите на листочках ответ на вопрос: «Кто такой друг?» Свои ответы начинайте словами: «Друг – это…»
Далее уч-ся высказываются, а учитель интересные ответы записывает на доске.
-Что такое дружба?
-Есть ли у вас друг?
-На чем основана ваша дружба?
Работа в группах.
Какими качествами, по-вашему, должен обладать друг?
У вас на партах лежат рисунки яблок. Напишите на них это качество.
Далее выходят к доске и прикрепляют к дереву яблоки. Таким образом, появляется дерево дружбы.(7 слайд)
6.Подведение итогов. Рефлексия.
-О чем мы сегодня говорили? (о дружбе, друзья)
-Почему урок называется «Мы в ответе за тех, кого приручили»
В заключение мне хочется прочитать вам стихотворение(8слайд)
Учитель дает задание:
-На партах у вас лежат рисунки - ладошки. Напишите на них пожелание другу, всего несколько слов.
А теперь подарите свои ладошки друзьям.
Оцените урок. Рядом со смайликом поставьте знак плюс (9слайд)
Учитель. Спасибо за урок.
Ребята, я думаю, вы понимаете, что мы говорим сегодня не просто о хлебе, дружбе, а ведем разговор о нравственных качествах человека. Вы, наверное, слышали о Иисусе Христе, который совершал сверхъестественные вещи. К примеру, в Евангелии от Иоанна 6 глава рассказывается о том, как Он взял пять хлебных лепешек и две рыбы и накормил ими более пяти тысяч человек. Это чудо так вдохновило народ, что они решили сделать Иисуса своим царем. Однако Христос смотрел на это иначе. Он вдруг покинул их и скрылся в горах. Народ стал повсюду искать Его, и они смогли найти Его только на следующий день. Встретив их, Христос стал говорить о том, что духовная пища, намного важнее обычной физической пищи.
Я желаю вам воспитывать и упражнять свою душу и держать её в чистоте.
Напишите, пожалуйста, дома письмо хозяину Чанга.