kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока духовной жизни "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок духовной жизни «Мы в ответе за тех, кого приручили» для 6 класса
Цель: 1.Образовательная: осознание и осмысление идейного содержания рассказа; постижение его нравственной стороны; умение анализировать художественное произведение.
          2. Воспитательная: воспитание культуры речи учащихся;  воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру; доброты, умения дружить, чувства ответственности за тех, кто рядом.
          3. Развивающая: развитие устной и письменной речь; развитие эмоционально-образного и аналитического мышления.

Задачи:  - развивать умения анализировать художественный текст;
             - подвести учащихся к выводу о том, что человек несёт ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль о важности бережного отношения к чувствам любви и дружбы;
              - развивать умения работать индивидуально и в группе,
Оборудование:
1) доска, проектор

2) рисунки-заготовки «ладошки», «яблоки», «дерево»
3)листочки и ручки

Ход урока
1.Эмоциональный настрой на урок
Чтение учителем стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте»( 1 слайд)
-Здравствуйте, поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
«Здравствуйте!»
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
-Почему же от одного слова становится радостней людям? Как вы думаете, ребята?
Высказывания ребят:
-В этом слове звучит пожелание здоровья.
-Автор напоминает нам об этикете
-От вежливых слов становится теплее, радостнее человеку.
Учитель:
-Давайте и мы с вами добавим радости и счастья в жизнь. Улыбнемся и пожелаем друг другу здоровья.
2. «Отгадай-ка»
Вы, как и все дети, наверное, любите отгадывать загадки. Сейчас вам представиться такая возможность.
-Поработаем в группах  (Каждой группе дается загадка. Отгадку учащиеся шепчут на ухо учителю. Как только все готовы, хором произносят отгадку «хлеб».
1 группа         Отгадать легко и быстро:
                       Мягкий, пышный и душистый,
                       Он и черный, он и белый,
                      А бывает подгорелый.
2 группа       Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
3 группа            Круглобок и маслян он,
                          В меру крут, посолён,
                         Пахнет солнечным теплом,
                          Пахнет знойным полем
4 группа                         Вот он теплый, золотистый.
                                      В каждый дом, на каждый стол
                                         Он пожаловал, пришёл. В нем
                                  Здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло.
                                  Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
-В каком значении употреблено слово «хлеб» в загадках? (2 слайд)
(Учитель приводит значение из Толкового словаря)
1.Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной хлеб.
2.Перен. Пропитание, пища. Зарабатывать на хлеб. 
-А благодаря чему появляется на нашем столе хлеб? (учащиеся называют такие качества как терпение, трудолюбие, дружба, взаимопомощь, выносливость и другие)
Каким только не бывает хлеб: и честным, и горьким, и вкусным… жарким, горячим, холодным и очень часто тяжелым, трудным… Хлеб – создание человека, без которого немыслима жизнь. Дыхание хлеба, дух хлеба… Что - то величественное в этом широчайшем понятии. Хлеб вобрал в себя всенародный неустанный труд, силу и мощь человека, его настойчивость, напористость, мужество и героизм, мысли и чувства.
- А с кем вы поделитесь последним куском хлеба? (с мамой, родителями, другом, близким, нуждающимся человеком)
3. «Сюрприз от учителя»
-Ребята, а теперь «сюрприз» от учителя. Помним, что вам нужно внимательно слушать рассказ и приготовить вопросы классу. 
Сегодня я вам прочитаю отрывок из рассказа русского писателя Евгения Ивановича Носова. 
Но сначала посмотрите на портрет писателя, создавшего этот рассказ и многие другие. А также познакомьтесь со значением некоторых слов из рассказа. (3,4 слайды)А если кого рассказ заинтересует, вы можете сходить в библиотеку и прочитать  рассказ целиком.
4. «Будем учителями»
-Задайте вопросы по прослушанному тексту своим одноклассникам
(Ученик, желающий задать вопрос выходит к доске. Потом награждается аплодисментами.)
Задаются различные вопросы, вот некоторые из них:
-Почему рассказчику было жалко убитую птицу?
-Что заинтересовало его в собаке?
-Как отреагировал охотник на предложение: завести другую собаку?
Далее учитель спрашивает:
-Разрешите и мне задать вам вопрос. Автор назвал рассказ «Трудный хлеб». Почему? (Высказываются разные мнения, но в целом все склоняются к мысли, что это хлеб,  честно заработанный свои трудом, своими усилиями. Даже о человеке говорят, что он ест честно заработанный  хлеб.)
-Как вы понимаете следующие строки из рассказа? (5 слайд)
«Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает»
«Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу»
-Как охотник относится к Чангу? 
 - Продолжите фразу:
Охотник относился к Чангу … (как?) (Может быть составлен такой ряд: по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)

-Какой афоризм соответствует главной мысли рассказа?(6 слайд)
-Ребята, а для Чанга его хозяин прежде всего кто? (друг)
5. «Открываем секреты дружбы»
Напишите на листочках ответ на вопрос: «Кто такой друг?» Свои ответы начинайте словами: «Друг – это…»
Далее уч-ся высказываются, а учитель интересные ответы записывает на доске.
-Что такое дружба?
-Есть ли у вас друг?
-На чем основана ваша дружба?
Работа в группах.
Какими качествами, по-вашему, должен обладать друг?
У вас на партах лежат рисунки яблок. Напишите на них это качество.
Далее выходят к доске и прикрепляют к дереву яблоки. Таким образом, появляется дерево дружбы.(7 слайд)
6.Подведение итогов. Рефлексия.
-О чем мы сегодня говорили? (о дружбе, друзья)
-Почему урок называется «Мы в ответе за тех, кого приручили»
В заключение мне хочется прочитать вам стихотворение(8слайд)

Учитель дает задание:
-На партах у вас лежат рисунки - ладошки. Напишите на  них пожелание другу, всего несколько слов.
А теперь подарите  свои ладошки друзьям.

Оцените урок. Рядом со смайликом поставьте знак плюс (9слайд)
                       
                       

Учитель. Спасибо за урок. 
Ребята, я думаю,  вы понимаете, что мы говорим сегодня не просто о хлебе, дружбе, а ведем разговор о нравственных качествах человека. Вы, наверное, слышали о Иисусе Христе, который совершал сверхъестественные вещи. К примеру, в Евангелии от Иоанна 6 глава рассказывается о том, как Он взял пять хлебных лепешек и две рыбы и накормил ими более пяти тысяч человек. Это чудо так вдохновило народ, что они решили сделать Иисуса своим царем. Однако Христос смотрел на это иначе. Он вдруг покинул их и скрылся в горах. Народ стал повсюду искать Его, и они смогли найти Его только на следующий день. Встретив их, Христос стал говорить о том, что духовная пища, намного важнее обычной физической пищи.
Я желаю вам воспитывать и упражнять свою душу и держать её в чистоте. 
Напишите, пожалуйста, дома письмо хозяину Чанга.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока духовной жизни "Мы в ответе за тех, кого приручили" »

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 г. Павлово













Методическая разработка урока духовной жизни «Мы в ответе за тех, кого приручили».













Выполнила учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 16 г.Павлово

Филиппова Н.А.











г. Павлово

2014 г.





Урок духовной жизни «Мы в ответе за тех, кого приручили» для 6 класса

Цель: 1.Образовательная: осознание и осмысление идейного содержания рассказа; постижение его нравственной стороны; умение анализировать художественное произведение.

          2. Воспитательная: воспитание культуры речи учащихся;  воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру; доброты, умения дружить, чувства ответственности за тех, кто рядом.

          3. Развивающая: развитие устной и письменной речь; развитие эмоционально-образного и аналитического мышления.


Задачи: - развивать умения анализировать художественный текст;

- подвести учащихся к выводу о том, что человек несёт ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль о важности бережного отношения к чувствам любви и дружбы;

- развивать умения работать индивидуально и в группе,

Оборудование:

1) доска, проектор


2) рисунки-заготовки «ладошки», «яблоки», «дерево»

3)листочки и ручки


Ход урока

1.Эмоциональный настрой на урок

Чтение учителем стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте»( 1 слайд)

-Здравствуйте, поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

«Здравствуйте!»

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

-Почему же от одного слова становится радостней людям? Как вы думаете, ребята?

Высказывания ребят:

-В этом слове звучит пожелание здоровья.

-Автор напоминает нам об этикете

-От вежливых слов становится теплее, радостнее человеку.

Учитель:

-Давайте и мы с вами добавим радости и счастья в жизнь. Улыбнемся и пожелаем друг другу здоровья.

2. «Отгадай-ка»

Вы, как и все дети, наверное, любите отгадывать загадки. Сейчас вам представиться такая возможность.

-Поработаем в группах (Каждой группе дается загадка. Отгадку учащиеся шепчут на ухо учителю. Как только все готовы, хором произносят отгадку «хлеб».

1 группа Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

2 группа Бьют меня палками, жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят.

3 группа Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолён,

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем

4 группа Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл. В нем

Здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

-В каком значении употреблено слово «хлеб» в загадках? (2 слайд)

(Учитель приводит значение из Толкового словаря)

1.Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной хлеб.

2.Перен. Пропитание, пища. Зарабатывать на хлеб. 

-А благодаря чему появляется на нашем столе хлеб? (учащиеся называют такие качества как терпение, трудолюбие, дружба, взаимопомощь, выносливость и другие)

Каким только не бывает хлеб: и честным, и горьким, и вкусным… жарким, горячим, холодным и очень часто тяжелым, трудным… Хлеб – создание человека, без которого немыслима жизнь. Дыхание хлеба, дух хлеба… Что - то величественное в этом широчайшем понятии. Хлеб вобрал в себя всенародный неустанный труд, силу и мощь человека, его настойчивость, напористость, мужество и героизм, мысли и чувства.

- А с кем вы поделитесь последним куском хлеба? (с мамой, родителями, другом, близким, нуждающимся человеком)

3. «Сюрприз от учителя»

-Ребята, а теперь «сюрприз» от учителя. Помним, что вам нужно внимательно слушать рассказ и приготовить вопросы классу.

Сегодня я вам прочитаю отрывок из рассказа русского писателя Евгения Ивановича Носова.

Но сначала посмотрите на портрет писателя, создавшего этот рассказ и многие другие. А также познакомьтесь со значением некоторых слов из рассказа. (3,4 слайды)А если кого рассказ заинтересует, вы можете сходить в библиотеку и прочитать рассказ целиком.

ТРУДНЫЙ ХЛЕБ

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. А вчера за деревней опустилась пара крохалей — пролетные гости с далекого севера. Погода не торопила их на юг. Мое соседство их нисколько не смущало. Видать, мало имели они встреч с человеком.

И вдруг совсем рядом из кустов: «Трах-бабах!..» Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлепал дальше.

— Чанг, назад! — послышался спокойный, даже ласковый голос.

Чанг встряхнул ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил ее за крыло и поплыл обратно. Он выбрался на берег и стал отряхиваться, обдав меня дождем холодных брызг.

Из кустов вышел хозяин.

— Обрызгал? — сказал он, подбирая птицу.

— Ничего! — вытирая платком лицо, ответил я.— Хорошая добыча! Редкая.

— А я, знаете, не особенно уважаю крохаля,— возразил охотник.

Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он — в черном сюртуке, белой рубашке. Зелено-черная голова заканчивалась острым копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже ее.

— Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдает,— пояснил охотник. Собака легла рядом.

— Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем.

— Новичок, наверно? — кивнул я на собаку.— Обучается?

— Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака. Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля

— Без нее половину добычи потеряешь. Упадет битая утка в самую топь — как ее достанешь? Или взять подранка. А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет.

Да вот хотя бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где-нибудь в кустах. А Чанг пожалуйста, слазил и достал.

— А отчего он вначале не хотел брать птицу? — поинтересовался я.

— Хотеть-то он хотел, да со следа сбился. Это бывает.

— Ну что вы! — удивился я.— Какой же может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?

— Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.

— Слепой!..— Я даже весь повернулся от изумления.— Совершенно слепой? Да не может быть!..

В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

— Не верите? — усмехнулся хозяин.— Давайте продемонстрирую.— Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек.

— Чанг, лови! — крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.

Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял. И только когда корочка упала шагах в пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.

— Видели? — спросил охотник, бросая собаке весь ломоть.— Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждет, когда я брошу.

Этот простой опыт почти убедил меня. Но оставалось непостижимым все поведение собаки. До этого она вела себя совершенно так же, как обыкновенная, зрячая.

— Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?

— Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.

— Нет. Это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашелся.

Я с уважением посмотрел на Чанга.

— Ну как же он ослеп?

— Сам не знаю,— покачал головой хозяин — Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко — свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное — глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился.

— А не лучше ли вам завести другую собаку?

— А эту куда? — нахмурился охотник.— Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг. Бывайте здоровы!

Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.

4. «Будем учителями»

-Задайте вопросы по прослушанному тексту своим одноклассникам

(Ученик, желающий задать вопрос выходит к доске. Потом награждается аплодисментами.)

Задаются различные вопросы, вот некоторые из них:

-Почему рассказчику было жалко убитую птицу?

-Что заинтересовало его в собаке?

-Как отреагировал охотник на предложение: завести другую собаку?

Далее учитель спрашивает:

-Разрешите и мне задать вам вопрос. Автор назвал рассказ «Трудный хлеб». Почему? (Высказываются разные мнения, но в целом все склоняются к мысли, что это хлеб, честно заработанный свои трудом, своими усилиями. Даже о человеке говорят, что он ест честно заработанный хлеб.)

-Как вы понимаете следующие строки из рассказа? (5 слайд)

«Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает»

«Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу»

-Как охотник относится к Чангу? 

- Продолжите фразу:

Охотник относился к Чангу … (как?) (Может быть составлен такой ряд: по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)


-Какой афоризм соответствует главной мысли рассказа?(6 слайд)

Без истинной дружбы жизнь – ничто. (Цицерон)

В беде познаёшь друга. (Петроний)

Надо другу ради друга не страшиться испытаний, откликаться сердцем сердцу и мостить любовью путь. (Ш.Руставели)

Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. (У. Мизнер)

Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге. (Л.Толстой)

Дерево сильно корнями, а человек друзьями ( Пословица)

-Ребята, а для Чанга его хозяин прежде всего кто? (друг)

5. «Открываем секреты дружбы»

Напишите на листочках ответ на вопрос: «Кто такой друг?» Свои ответы начинайте словами: «Друг – это…»

Далее уч-ся высказываются, а учитель интересные ответы записывает на доске.

-Что такое дружба?

-Есть ли у вас друг?

-На чем основана ваша дружба?

Работа в группах.

Какими качествами, по-вашему, должен обладать друг?

У вас на партах лежат рисунки яблок. Напишите на них это качество.

Далее выходят к доске и прикрепляют к дереву яблоки. Таким образом, появляется дерево дружбы.(7 слайд)

6.Подведение итогов. Рефлексия.

-О чем мы сегодня говорили? (о дружбе, друзья)

-Почему урок называется «Мы в ответе за тех, кого приручили»

В заключение мне хочется прочитать вам стихотворение(8слайд)

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти,

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце ночь.

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не может есть и спать,

Когда такое вдруг! Но…если друга надо звать-

То вряд ли это друг…


Учитель дает задание:

-На партах у вас лежат рисунки - ладошки. Напишите на них пожелание другу, всего несколько слов.

А теперь подарите свои ладошки друзьям.


Оцените урок. Рядом со смайликом поставьте знак плюс (9слайд)

Порадовались




Есть над чем задуматься

Огорчились





Учитель. Спасибо за урок.

Ребята, я думаю, вы понимаете, что мы говорим сегодня не просто о хлебе, дружбе, а ведем разговор о нравственных качествах человека. Вы, наверное, слышали о Иисусе Христе, который совершал сверхъестественные вещи. К примеру, в Евангелии от Иоанна 6 глава рассказывается о том, как Он взял пять хлебных лепешек и две рыбы и накормил ими более пяти тысяч человек. Это чудо так вдохновило народ, что они решили сделать Иисуса своим царем. Однако Христос смотрел на это иначе. Он вдруг покинул их и скрылся в горах. Народ стал повсюду искать Его, и они смогли найти Его только на следующий день. Встретив их, Христос стал говорить о том, что духовная пища, намного важнее обычной физической пищи.

Я желаю вам воспитывать и упражнять свою душу и держать её в чистоте.

Напишите, пожалуйста, дома письмо хозяину Чанга.

Список использованной литературы



1.Амонашвили Ш.А.Без сердца что поймём?/ Ш.А.Амонашвили. -М.: Издательский дом Амонашвили,2004.

2. Амонашвили Ш.А.Школа жизни/ Ш.А.Амонашвили. -М.: Издательский дом Амонашвили,2007

3.Ниорадзе В.По ступенькам скале / В.Ниорадзе.-М.:Издательский дом Амонашвили,2009.





8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока духовной жизни "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Автор: Филиппова Надежда Алиповна

Дата: 18.06.2015

Номер свидетельства: 220488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока Мамин-Сибиряк Д.Н. Приёмыш "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-mamin-sibiriak-d-n-priiomysh"
    ["file_id"] => string(6) "166680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422981028"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока "А счастье было так возможно..." (по повести И. С. Тургенева "Ася") "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-a-schast-ie-bylo-tak-vozmozhno-po-poviesti-i-s-turghienieva-asia"
    ["file_id"] => string(6) "189628"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426976328"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства