Тема: А.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»
Цель: расширение знаний учащихся о творчестве Д.Н. Мамина - Сибиряка
Задачи:
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
- учить анализировать характер и поступки героев;
- прививать любовь к природе, бережное отношение к ней
Ход урока 1
1.Эмоциональный настрой
2.Речевая разминка
СЛАЙД 2
Подарили собаку
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока ...
Он идет смешной-смешной,
Путается в лапках.
Подрастет щеночек мой
Он поправдашний, живой.
(Н. Токмакова.)
- Прочитайте птичьим базаром.
- Прочитайте, разделив на слоги.
- Прочитайте с интонацией удивления.
- Прочитайте с интонацией восхищения.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте с замедлением.
- Прочитайте шепотом.
- Прочитайте выразительно.
3.Введение в тему актуализация знаний
1. Беседа о подарках и о подаренных животных.
Учитель:
Как вы понимаете чувства рассказчика?
Учащиеся:
…….
Учитель:
Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?
Учащиеся:
………
Учитель:
Да, когда животные маленькие - они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?
Учащиеся:
Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное - не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.
2. Слово учителя о писателе.
СЛАЙД 3
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни - в Петербурге и Царском Селе.
Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881-1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». В произведениях 80-х годов Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и. быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.). 1890-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьезных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 1890-х и 1900-х годы писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы «Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты - мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
4.Физкультминутка
5.Знакомство с рассказом «Приемыш»
1. Словарно-лексическая работа.
Учитель:
Объясните значение слов:
СЛАЙД 4
ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.
СЛАЙД 5
ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.
СЛАЙД 6
САЙМА - рыбацкая стоянка.
МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.
МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.
Учитель:
СЛАЙД 7
Подберите синонимы к словам:
ОТЧАЯННЫЙ
Учащиеся:
Безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий
Учитель:
ГОРДЫЙ
Учащиеся:
1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.
Учитель:
СЛАЙД 8
Подберите антонимы к словам:
ОРИГИНАЛЬНЫЙ
Учащиеся:
Банальный
Учитель:
ОСОБЕННЫЙ
Учащиеся:
Обыкновенный
Проектор отключить
2.Чтение рассказа учителем и учащимися.
3.Беседа после чтения.
Учитель:
Ваши впечатления от прочитанного?
Учащиеся:
………
6.Итог урока
Учитель:
Что вы узнали о писателе?
Учащиеся:
…….
Учитель:
Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.
Учащиеся:
…………
7. Рефлексия
Учитель:
Продолжите фразы:
На уроке я узнал ….
На уроке мне понравилось ….
На уроке меня поразило ….
8.Домашнее задание: подготовить безошибочное чтение рассказа и заполнить таблицу.
Учитель:
К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.
№
п/п
Слова
Тарас
Лебедь
Собака
1
Пёстрая
2
Умная
3
Лучший друг человека
4
Гуляка
5
Бобыль
6
Князь князем
7
Божья тварь
8
Гордая
9
Настоящая
10
Царская
11
Старый
12
Утомлённый
13
Дряхлый
14
Жалкий