kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Мамин-Сибиряк Д.Н. Приёмыш

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Тема: А.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Цель: расширение знаний учащихся о творчестве Д.Н. Мамина­ - Сибиряка

Задачи:

  • отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
  • учить анализировать характер и поступки героев;
  • при­вивать любовь к природе, бережное отношение к ней

Ход урока 1

1.Эмоциональный настрой

2.Речевая разминка

СЛАЙД 2

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока ...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой ­

Он поправдашний, живой.

                                  (Н. Токмакова.)

- Прочитайте птичьим базаром.

- Прочитайте, разделив на слоги.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте выразительно.

3.Введение в тему актуализация знаний

1. Беседа о подарках и о подаренных животных.

Учитель:

Как вы понимаете чувства рассказчика?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом  испытывали?

Учащиеся:

………

Учитель:

Да, когда животные маленькие - они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?

Учащиеся:

Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное - не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.

2. Слово учителя о писателе.

СЛАЙД 3

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурс­кого уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был опреде­лен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургичес­кой академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни - в Петербурге и Царском Селе.        

Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881-1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Ма­мина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он пи­сал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «При­валовские миллионы». В произведениях 80-х годов Мамин-­Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и. быта на уральских заводах, отра­зил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Гор­ное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.). 1890-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьезных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 1890-х и 1900-х годы писа­тель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим клас­сикой детской литературы «Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). На революционные события 1905 г. он отклик­нулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значи­тельный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жан­ров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты - мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

 

4.Физкультминутка

 

5.Знакомство с рассказом «Приемыш»

1. Словарно-лексическая работа.

Учитель:

Объясните значение слов:

СЛАЙД 4

ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

СЛАЙД 5

ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

СЛАЙД 6

САЙМА - рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

Учитель:

СЛАЙД 7

Подберите синонимы к словам:

ОТЧАЯННЫЙ

Учащиеся:

Безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий

Учитель:

ГОРДЫЙ

Учащиеся:

1) горде­ливый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.

Учитель:

СЛАЙД 8

Подберите антонимы к словам:

ОРИГИНАЛЬНЫЙ

Учащиеся:

 Банальный

Учитель:

ОСОБЕННЫЙ

Учащиеся:

 Обыкновенный

Проектор отключить

 

2.Чтение рассказа учителем и учащимися.

 

3.Беседа после чтения.

Учитель:

Ваши впечатления от прочитанного?

Учащиеся:

………

 

6.Итог урока

Учитель:

Что вы узнали о писателе?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.

Учащиеся:

…………

 

7. Рефлексия

Учитель:

Продолжите фразы:

На уроке я узнал ….

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня поразило ….

 

 

8.Домашнее задание: подготовить безошибочное чтение рассказа и заполнить таблицу.

Учитель:

К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

 

 

 

2

Умная

 

 

 

3

Лучший друг человека

 

 

 

4

Гуляка

 

 

 

5

Бобыль

 

 

 

6

Князь князем

 

 

 

7

Божья тварь

 

 

 

8

Гордая

 

 

 

9

Настоящая

 

 

 

10

Царская

 

 

 

11

Старый

 

 

 

12

Утомлённый

 

 

 

13

Дряхлый

 

 

 

14

Жалкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Мамин-Сибиряк Д.Н. Приёмыш »

Тема: А.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Цель: расширение знаний учащихся о творчестве Д.Н. Мамина­ - Сибиряка

Задачи:

  • отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

  • учить анализировать характер и поступки героев;

  • при­вивать любовь к природе, бережное отношение к ней

Ход урока 1

1.Эмоциональный настрой

2.Речевая разминка

СЛАЙД 2

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока ...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой ­

Он поправдашний, живой.

(Н. Токмакова.)

- Прочитайте птичьим базаром.

- Прочитайте, разделив на слоги.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте выразительно.

3.Введение в тему актуализация знаний

1. Беседа о подарках и о подаренных животных.

Учитель:

Как вы понимаете чувства рассказчика?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?

Учащиеся:

………

Учитель:

Да, когда животные маленькие - они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?

Учащиеся:

Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное - не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.

2. Слово учителя о писателе.

СЛАЙД 3

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурс­кого уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был опреде­лен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургичес­кой академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни - в Петербурге и Царском Селе.

Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881-1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Ма­мина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он пи­сал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «При­валовские миллионы». В произведениях 80-х годов Мамин-­Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и. быта на уральских заводах, отра­зил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Гор­ное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.). 1890-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьезных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 1890-х и 1900-х годы писа­тель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим клас­сикой детской литературы «Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). На революционные события 1905 г. он отклик­нулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значи­тельный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жан­ров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты - мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.


4.Физкультминутка


5.Знакомство с рассказом «Приемыш»

1. Словарно-лексическая работа.

Учитель:

Объясните значение слов:

СЛАЙД 4

ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

СЛАЙД 5

ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

СЛАЙД 6

САЙМА - рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

Учитель:

СЛАЙД 7

Подберите синонимы к словам:

ОТЧАЯННЫЙ

Учащиеся:

Безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий

Учитель:

ГОРДЫЙ

Учащиеся:

1) горде­ливый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.

Учитель:

СЛАЙД 8

Подберите антонимы к словам:

ОРИГИНАЛЬНЫЙ

Учащиеся:

Банальный

Учитель:

ОСОБЕННЫЙ

Учащиеся:

Обыкновенный

Проектор отключить


2.Чтение рассказа учителем и учащимися.


3.Беседа после чтения.

Учитель:

Ваши впечатления от прочитанного?

Учащиеся:

………


6.Итог урока

Учитель:

Что вы узнали о писателе?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.

Учащиеся:

…………


7. Рефлексия

Учитель:

Продолжите фразы:

На уроке я узнал ….

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня поразило ….



8.Домашнее задание: подготовить безошибочное чтение рассказа и заполнить таблицу.

Учитель:

К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая




2

Умная




3

Лучший друг человека




4

Гуляка




5

Бобыль




6

Князь князем




7

Божья тварь




8

Гордая




9

Настоящая




10

Царская




11

Старый




12

Утомлённый




13

Дряхлый




14

Жалкий






























Ход урока 2

1.Эмоциональный настрой

2.Речевая разминка

СЛАЙД 9

Лесничий

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг-лесничий.

(В. Степанов.)

1. Отработка навыков разных видов чтения.

- Прочитайте шепотом.

- Назовите имена существительные.

- Назовите глаголы.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

- Прочитайте с утвердительной интонацией.

- Прочитайте выразительно.

2. Вводная беседа.

Учитель:

Кто такой лесничий?

Учащиеся:

 Лесничий - специалист лесного хозяйства, непосредственно руководящий всем комплексом работ по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите леса в лесничестве.

Учитель:

Кто такой егерь?

Учащиеся:

1. Охотник-профессионал (устар.). 2. Охотовед-специалист по организации охоты, охране и вос­производству фауны. З. В некоторых армиях: солдат осо­бых стрелковых полков.

Учитель:

Какими качествами должны обладать эти люди?

Учащиеся:

………

Выключить проектор


3.Работа над рассказом

1. Выразительное чтение

2.Проверка таблицы

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая



+

2

Умная


+

+

3

Лучший друг человека



+

4

Гуляка


+


5

Бобыль

+



6

Князь князем

+



7

Божья тварь


+


8

Гордая


+


9

Настоящая


+


10

Царская


+


11

Старый

+



12

Утомлённый

+



13

Дряхлый

+



14

Жалкий

+




3. Беседа по содержанию:

Учитель:

С чего начинается рассказ?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Что вы узнали о Собольке?

Учащиеся:

.

Учитель:

Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

Учащиеся:

..

Учитель:

Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как Тарас относился к приемышу?

Учащиеся:

……

Учитель:

Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш?

Учащиеся:

……..

Учитель:

Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя?

Учащиеся:

.

Учитель:

Ответьте на вопрос учебника:

Что было правильнее:

а) поступить так; как это сделал Тарас;

б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетев­шей стае лебедей?


4.Пересказ текста

Учитель:

Приготовьтесь пересказать историю Собольки и Приемы­ша.

Давайте вспомним, что нужно, чтобы приготовить выбороч­ный пересказ?

Учащиеся:

Выделить те части текста, которые отно­сятся к героям; определить, о чем в них говорится; располо­жить части попорядку и решить, как их можно объединить; подготовить план, определить, соответствует ли он содер­жанию текста; рассказать, опираясь на пункты плана.

Дети готовятся, затем пересказывают историю Собольки и Приемыша.




5.Итог урока

Учитель:

Какова главная идея рассказа?

Учащиеся:

.

Учитель:

Чему он научил вас?

Учащиеся:

..


6. Рефлексия

Учитель:

Продолжите фразы:

На уроке я узнал ….

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня поразило ….


7.Домашнее задание: знать хорошо текст.

На следующем уроке дети получают карточки с предложениями из текста, некоторые слова изменены. Дети должны определить, есть такое в тексте или нет. Если есть, они ставят ПЛЮС, если нет, они ставят МИНУС.


ФИ учащегося: ……………………………………………..


Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день.

+

Встретила героя рыжая собачонка.

-

Собачонку звали Соболько.

+

Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом.

+

В избушке героя встретил хозяин.

-

Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке.

-

Хозяина избушки звали Тарас.

+

Он плыл, стоя на ногах, и ловко работая вёслами.

-

Перед его лодкой плыла дикая утка.

-

Ступай домой, гуляка!

+


Отметка: ……………………..

Используемые источники:


Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)


Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)


Интернет источники:

Лесник (определение) http://www.fio.vrn.ru/2007/3/4.html

Лебедь http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/10/87010808_large_Lebedi_na_prozr_fone__18_.png

Щенок http://asset3.dressed.ru/photos/items/8/8/1/1/8/9/Scrap-kit-Puppy-na-prozrachnom-fone-Kommentarii--Dnevniki-na-KP-mini.png

Д. Н. Мамин-Сибиряк http://www.ngonb.ru/userfiles/russkii/mamin/ca65325c43c76ed36a2186ab97b1f6a20f2dad39_jpg_800x600_autocrop_upscale_q85.jpg

Доспехи воина Киевской Руси http://www.zhaba.ru/_pics/gpkq61qzd61jdjlx.jpg

Протока http://stuffed.ru/uimages/y2011/10-22/10251.jpeg

Лесничий http://prirodasibiri.ru/images/news/pic/1595_1.jpg



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Мамин-Сибиряк Д.Н. Приёмыш

Автор: Лысенко Алёна Сергеевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166680


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства