kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Русская культура – зеркало души русского человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие  и воспитание компетентного гражданина ДНР, укорененного в духовных и культурных традициях народа; знакомство с символами русской культуры, центрами народного творчества. Привлечение внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Русская культура – зеркало души русского человека"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 101 города Донецка»













Классный час


 

"Русская культура – зеркало души русского человека"






Подготовила

Классный руководитель

Павленко Л.П.









Донецк

2021

Тема: "Русская культура – зеркало души русского человека"

Цель урока: развитие и воспитание компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, укоренённого в духовных и культурных традициях народа Донецкой Народной Республики; знакомство обучающихся с символами русской культуры, центрами народного творчества. Привлечение внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

Задачи:

- продолжить знакомство обучающихся с традиционной культурой русского народа;

- рассмотреть материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом русского народа, старинными обрядами, обычаями, праздниками;

- формировать духовно-нравственные качества (доброта, милосердие, сострадание и т. д.);

- познакомить с народными промыслами;

- развивать интерес к учебным предметам, творческие способности обучающихся;

- развивать познавательные способности у школьников через активную деятельность при проведении квеста.

Тип урока: живая газета

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. Позитивный настрой на урок

  2. Первая страница «Живой микрофон»

Учитель: это понятие имеет около 500 определений. Ознакомьтесь с некоторыми из них и подумайте, что это может означать.

? ……– совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.

? ….. - это образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

- Что же такое культура, на ваш взгляд?


III. Просмотр и обсуждение тематического хроникально-документального фильма «История русской культуры»

  1. Дискуссионная площадка «Виды культуры»

Прошу вас предложить понятия , относящиеся , по вашему мнению, к духовным видам культуры и к материальным и объяснить вашу точку зрения.

Духовные: любовь, психическое здоровье, семья, стабильное положение в обществе, дружба. Эти цели служит своеобразными маяками, к которым стремится большинство граждан любой страны. Они являются внутренними показателями мыслей личности.

Материальные: сюда можно отнести всё, что можно приобрести за деньги. Вот тут тоже есть самые главные цели — дома, машины, виллы, мебель, меха, украшения, гаджеты, замки, дворцы, вертолёты и прочее.  Как некоторые любят говорить: атрибуты «красивой жизни».

Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.

Культура – важнейший признак любого общества. 

? - Какие символы вы знаете? (официальные и неофициальные)

? - Какие официальные символы в каждом государстве? (герб, гимн, флаг, Президент, денежная единица, Конституция)

? - Какие неофициальные символы вы знаете? (то, по чем узнают человека этой национальности: язык и пословицы, манеры одеваться, старинные вещи, сказки, обычаи и традиции, фольклор и ремесла, украшение бытовых предметов, узоры вышивки). Издревле Россию олицетворяет белая береза, нежная ромашка, медведь и рябина. Такие символы используют в обрядах и упоминают в песнях и легендах.

V. Страница «Русские народные промыслы» (просмотр презентации)

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства. Художественная роспись в России Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга.

VI. КВЕСТ — ИГРА «Особенности русского быта»

Учитель: поговорим о жизни русского народа, вспомним обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы знакомились в книгах, видели в кино и мультфильмах.

 Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8.  Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9.  Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10.  Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)

11.  Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)

12. Известны ли вам центры народных промыслов, существующих и поныне?

13. На него девушки, женщины в старину вешали ведра когда ходили по воду.(коромысло)

14. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

15. Назовите авторов славянской азбуки.( Кирилл и Мефодий)

Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)

Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

На Масленицу любимыми развлечениями были: катанье с гор, кулачные бои, ряженые, игры , веселье и …

а) крашение яиц;

б) посиделки с блинами;

в) прыганье через костры.

19. Вербная неделя является..

а) первым праздником весны;

б) проводами зимы;

в) встречей лета.

20. В чём на Руси женщины хранили свои украшения?

а) в ларце;

б) в скрыне;

в) в сундучке.

21. Когда на Руси празднуются Святки?

а) летом;

б) осенью;

в) зимой.

22. Имеет власть только над лесами, живёт в лесных чащах. Любит кричать в лесу и пугать народ. Путает следы и мешает вернуться домой. Как на Руси его называют?

а) кикимора;

б) шишига;

в) леший.

23. Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

24. В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)

25. В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)

26.Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)

27. В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)

28. В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)

VII. Коллективная творческая работа

(коллаж «Символы русской культуры)

(работа в парах)

Учащимся предлагается за 2-3 минуты выполнить зарисовки символов русской культуры. Из готовых работ создать коллаж.

VIII. Страница «Живой микрофон»

Ответ на вопрос: «Что я могу сделать для развития русской культуры в Республике?».

IX.Итоговая страница

Учитель. Каждый человек обязан знать свою историю, язык и культуру, а также изучать чужие, чтобы понять, что все мы, хоть и различны, но в людях всех национальностей есть главное – понимание красоты, добра, любви к другим людям в своем  труде. Каждый из вас должен стать полезным окружающим благодаря развитию своих способностей. Творите добро, делайте красивые поступки и красивые вещи, обретете мир в душе и уважение людей.

   Спасибо за внимание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Русская культура – зеркало души русского человека"

Автор: Павленко Людмила Петровна

Дата: 30.10.2021

Номер свидетельства: 590108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Классный час "Зимние православные праздники" "
    ["seo_title"] => string(45) "klassnyi-chas-zimniie-pravoslavnyie-prazdniki"
    ["file_id"] => string(6) "231179"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442410559"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классный час "Вы сказали здравствуйте!""
    ["seo_title"] => string(38) "klassnyi-chas-vy-skazali-zdravstvuitie"
    ["file_id"] => string(6) "279515"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453236563"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классный час на тему: «Наурыз мейрамы»."
    ["seo_title"] => string(38) "klassnyi-chas-na-tiemu-nauryz-mieiramy"
    ["file_id"] => string(6) "266798"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450255517"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Материал к лекторию по теме "Этика семейных взаимоотношений" "
    ["seo_title"] => string(68) "matierial-k-liektoriiu-po-tiemie-etika-siemieinykh-vzaimootnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "232052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442740017"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства