Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме :"Пожарная безопасность"»
Классный час «Если возник пожар»
9 класс
Содержание классного часа включает в себя разнообразные методы и приёмы работы, направленные на формирование основ личной безопасности, серьёзно относиться к проблеме пожарной безопасности, а также способствующие формированию универсальных учебных действий. Учащиеся будут рассказывать наизусть стихи, работать в парах и группах, разгадывать загадки, разыгрывать ситуации, отрабатывать умение эвакуироваться.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учащиеся должны соблюдать правила пожарной безопасности всегда и везде, уметь давать оценку поступкам, противоречащим нормам и требованиям пожарной безопасности. Оценить результативность классного часа поможет рефлексия.
Цель: формированиеумения правильно действовать в случае обнаружения пожара,вспомнить причины возникновения пожара.
Задачи:
- научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
- закрепить знания правильного поведения при пожаре;
- прививать навыки осторожного обращения с огнём.
Оборудование:
- рисунки детей на тему «огонь – друг, огонь – враг»;
- предметы для наглядности - телевизор, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло, песок, сковорода, кружка с водой, полотенце;
- презентация;
- буклеты, памятки.
I. Организация класса.
II. Постановка цели и темы занятия.
Игра «отгадай-ка!»
Отгадайте загадки:
- накормишь – живет, напоишь – умрет (огонь.)
- по деревне прошел, ничего не осталось (пожар.)
- в маленьком амбаре держат 100 пожаров (спички.)
Вы догадались, о чём сегодня мы будем говорить на классном часе (о пожаре, огне и т.д.).
III. Основное содержание.
Рассказ «Из истории пожарного дела»
Учитель Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнем.
Тут он страшен и суров –
И от дома куча дров.
Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре, рассмотрим, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. (показ каланчи на слайде)
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный из будки
Поглядывал
На север, на юг,
На запад, на восток –
Не виден ли дымок?
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара. И три шара
Взвивалось вверх бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
С.Я. Маршак.
У пожарной части было 2 этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками и водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые (рисунок 1,2,3, 4 – повозка с бочками и лошадями, работа пожарных).
Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную профессию. Впереди на лихом коне – трубач громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: «Летит как на пожар». Но дом зачастую не успевали спасти.
На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые установлены на современных пожарных автомобилях (рисунок 5 - пожарной машины).
17 апреля 1918 года В. И. Ленин подписал декрет «Об организации мер борьбы с огнем». Эту дату принято считать днем рождения пожарной охраны (рисунок 6). Пожары причиняют огромный вред народному хозяйству, губят человеческие жизни. В уральском городке Верхотурье огонь уничтожил более 100 жилых домов. Из-за шалости детей 500 человек оказались без крова, один человек погиб и несколько пострадали.
Пожарные всегда спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говорится, «на пожарных надейся, а сам не плошай», то есть до того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.
(презентация – слайд 1)
Дидактическая игра «Если возник пожар»
Дети образуют круг. Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строчки и передать шар другому участнику. Если участник замедлил с ответом или ответил неверно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.
Учитель.Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет…
Ученик Злой пожар (передача шара)
Учитель. Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…?
Ученик Квартире. (передача шара)
Учитель. Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…?
Ученик Утюг. (передача шара.)
Учитель. Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…?
Ученик Играл.(передача шара.)
Учитель.Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над…?
Ученик Газом.(передача шара.)
Учитель.Столб огня чердак обнял.
Кто там спички…?
Ученик Зажигал.(передача шара.)
Учитель.Побежал пожар во двор.
Это кто там жег…?
Ученик Костер.(передача шара.)
Учитель.Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег …?
Ученик Траву.(передача шара.)
Учитель.Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…?
Ученик Предметы.(передача шара.)
Учитель.Помни, каждый гражданин,
Этот номер…
Ученик «01».(передача шара.)
Учитель.Дым увидел – не зевай.
И пожарных…
Ученик Вызывай. (передача шара.)
Учитель. Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем…
Ученик Опасно. (передача шара.)
Конкурс знатоков правил пожарной безопасности
Сейчас мы проверим и закрепим наши знания.
Игровые ситуации и задания:
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? (предметы для наглядности телевизор, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло, песок.)
Ответ: - обесточить,
- накрыть влажной тканью,
- при необходимости позвонить «01» и вызвать пожарный наряд.
Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила пожарной безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!
На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?
(предметы – сковорода, кружка с водой, полотенце.)
Ответ: - выключить газ,
- накинуть влажное полотенце.
На тебе горит одежда. Что будешь делать?
Ответ: - надо упасть на пол (землю, траву, снег.)
- накрыться влажной тканью,
- бежать нельзя.
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ: - догнать, накрыть тканью,
- уронить на пол,
- тушить огнетушителем нельзя.
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руки взять,
«01» сумей набрать
И назвать еще потом
Город, улицу, и дом,
И квартиру, где живете,
И с каким она замком,
И еще сказать: «Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою».
Вызовите пожарную службу.
Почему телефон пожарной службы – «01»?
Ответ: - потому что 01 – простой, его всякий запомнит,
- 01 – номер короткий, на пожар дорога каждая минута,
- 01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
(презентация – слайд № 2)
От чего гибнут люди при пожаре?
Ответ: от огня, от дыма, от ядовитых газов, от завалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1 – 2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.
Как надо преодолевать задымленное место?
Ответ: пригнувшись, так как теплый дым поднимается вверх, задерживать дыхание, использовать мокрое полотенце.
Отработка учебной вводной «Эвакуация при пожаре»
Учитель. что такое эвакуация?
Ответ: выход из опасной зоны.
Учитель. звучат 3 коротких, 1 длинный звонок – это сигнал о возникновении пожара. Что нужно делать, услышав этот сигнал?
Ответ: надо эвакуироваться.
Сейчас будем эвакуироваться. Постройтесь быстро в коридоре, без паники, не толкайте друг друга, запомните, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас. При эвакуации очень важно не потерять никого. Входим по плану эвакуации через запасные выходы.
Обобщающая игра-загадка
Учитель читает четверостишия. Ученики после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это я , это я, это все мои друзья!», а если уверены, что действия неправильны, то молчат.
Учитель.Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От коварного огня?
Учащиеся.Это я , это я, это все мои друзья!
Учитель.Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
(ребята молчат)
Учитель.Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Учащиеся.Это я , это я, это все мои друзья!
Учитель.Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел!
(ребята молчат)
Учитель.Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Учащиеся.Это я , это я, это все мои друзья!
Учитель.Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает?
Учащиеся.Это я , это я, это все мои друзья!
Творческое домашнее задание
Вы дома нарисовали рисунки на тему «огонь – друг, огонь – враг».
Давайте внимательно их рассмотрим на стенде.
Когда огонь –друг, а когда- враг?
Конкурс знатоков пословиц и поговорок об огне
Учитель. Не раз мы с вами убеждались, что «старинная пословица не мимо молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют. Вот поэтому снова предлагаю вам обратиться к давней, через века пронесенной мудрости нашего народа об огне, его значении и опасности. Вы будете участниками конкурса знатоков пословиц и поговорок.
Кто больше знает пословиц и поговорок об огне и о словами, связанными с этим явлением? Прямо сейчас и проверим.
Правда в огне не горит и в воде не тонет
Искру туши до пожара, беду отводи до удара
Дыма без огня не бывает
И сырые дрова загораются
Много дыму, а мало пылу
Солома с огнем не дружит
На воре шапка горит
Из огня да в полымя
Голова без ума, что фонарь без огня
Словно в огне сгорел
Горе что дым: глаза ест
Печь зимой как сундук с золотом
Из искры возгорится пламя
Учитель. вот как народные пословицы отмечают связь явлений и зависимость следствий от причин.
(презентация – слайд № 3)
IV. Итог.
Учащимся выдаются карточки с заданием.
Работа в парах. Надо соединить начало фраз с их окончаниями, и вы получите основные правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
Огонь нельзя оставлять
Если увидишь пламя –
Вызывай пожарных
От огня
Из горящего помещения
Опасней всего при пожаре
По телефону 01.
Нельзя прятаться.
Без присмотра.
Зови на помощь взрослых.
Дым.
Надо быстро уйти.
Учитель. ребята, какие выводы мы можем сделать из нашего занятия?
Ученик (рассказывает стихотворение)
Был пожар.
В это время мимо дома
Шел из школа мальчик Рома,
Слышит: девочка кричит;
Видит: дым густой валит,
Рома быстро подбежал,
Номер «01» набрал.
Ростом спичка-невеличка –
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что шутить с огнем нельзя.
Учитель. правильные выводы сделали, ребята.
Вам надо знать основные правила по пожарной безопасности и строго их соблюдать.
(презентация – слайд № 4)
Учитель раздаёт детям буклеты и памятки о правилах пожарной безопасности (образец в конспекте ниже).
Учитель. нам пришел приказ:
«За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность учащимся 3 «Б» класса».
V. Рефлексия. У каждого ребёнка рисунок пламя для раскрашивания.
Закрасьте пламя любым из трёх цветов:
Зелёный цвет – Я узнал(а) много нового, интересного, занятие очень понравилось.
Жёлтый цвет – Занятие не совсем понравилось, мало было познавательного материала.
Красный цвет – На занятии было скучно, полезного для себя ничего не узнал (а).