kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Люди перестают мыслить, когда перестают читать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использована классным руководителем для развития любви к чтению учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Люди перестают мыслить, когда перестают читать"»


Тема «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Цель : дать понять учащимся, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а сред­ством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эсте­тических запросов.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой на начало занятий, способствовать творческому включению учащихся в учебно-воспитательный процесс;

-  помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой;

- убедить, что книга - это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное;

- пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению.

Оборудование: ноутбук, видеопроектор, экран, презентация, раздаточный материал

Ход урока

Учитель. Добрый день, дорогие мои ученики и ученицы! Рада вновь встретиться с вами в стенах родной школы. Рада видеть вас красивыми, здоровыми, бодрыми и весёлыми. Ещё раз, а точнее, 11-й раз мы встречаемся с вами 1-го сентября и испытываем знакомые нам чувства: приятное праздничное волнение, радостное возбуждение после долгой разлуки, некоторое беспокойство по поводу неизвестного будущего, смутные ожидания чего-то нового, но непременно хорошего и доброго. Несколько минут назад прозвучал басовитый звук звонка Для одних, первоклассников, он был волшебным и манящим. А для вас – последним первым звонком!


День знаний - это праздник всей страны!
Когда все школы двери открывают,
И всюду смех счастливый детворы,
Я поздравляю каждого из нас 
С прекрасным праздником осенним и желаю,
Чтоб стал прекрасным стартом 11 класс,
В котором осенью учиться начинаем.

Мы живём в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, учёные всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашёл самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал её свойства:

  • "Первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

  • "Второе: портативность - для её использования не нужны никакие портативные устройства;

  • "Третье: надёжность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнёс: "Надеюсь, вы понимаете, что речь идёт о…" Как вы думаете, что имел в виду Айзек Азимов?

Да, речь шла о самой простой книге! На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надёжный источник информации.

Итак, тема нашего первого урока «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Ребята, вы знаете , что 2016 год объявлен Годом чтения. И наш сегодняшний разговор мы посвяти книгам и чтению.

Ученик 1 Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее...

Ученик 2 Книга — верный и неизменный наш спутник. Она входит в жизнь человека с раннего детства, люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг.

Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»

Учитель Нам предлагают ТВ и компьютер

Век технологий, стремительный век.

Но утверждали Вольтер и Лютер:

Будь славен читающий человек!

Мы обожаем сейчас сериалы,

Забыты сказки, Гайдар, Чук и Гек,

А книгу любили и гунны и галлы,

Будь славен читающий человек!

Мы бредим мобильником и Интернетом,

Но книга начнет свой новый разбег,

Вернется ко всем ослепительным светом

Будь славен читающий человек!

Вопросы для беседы 

1) Для чего предназначена книга?

Ученик .Книга предназначена для того, чтобы передавать зна­ния, накопленный опыт, ценную информацию, образное представле­ние о мире.

2) Чем является книга для человека?

Ученик. Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы - ободряют в печали, залечивают наши душев­ные раны, спасая от одиночества...

3) Чтение - что это такое?

Ученик. Это не только расшифровка письменного текста и ос­мысление написанного, но и форма языкового общения людей по­средством печатных или рукописных текстов. Информация, заклю­чённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чте­ние является неотъемлемой частью творчества.

4) Для чего пишет писатель?

Ученик .Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процес­се жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чув­ствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему «свою душу». Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое но­вое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, друroe видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение - это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств.

Учитель Книга- очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века стали появляться новые источники информации-кино, радио, телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрёт. С появлением Интернета любителей книжек стало ещё меньше, кажется, ещё чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят. Но… Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему. ( ответы учеников)

Учитель. Да, книга- это чудо света лежит под рукой, и как настоящий друг готова в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать.А ведь книга – мёртвый предмет, сделанный из бумаги и краски. Но обретает жизнь, когда кто-нибудь начинает перелистывать её страницы и читать её строки, проецируя на них собственную жизнь, свои пристрастия и вкусы, добродетели или пороки.

Книжная викторина

Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой.Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы должны угадать, о чём я говорю.

1.Так называется заглавие книги, а так же страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титульный лист)

2.Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад. (факсимиле)

3.Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)

4.Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)

5.Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага)

6.Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)

7.Сотрудник, который исправляет все ошибки и опечатки в книге. (Корректор)

8.Бумажная дополнительная обёртка поверх переплёта, которая украшает книгу и защищает её от загрязнения. (Суперобложка)

9.Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр)

10.Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)

11.В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (Апостол)

12.Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими - 2-5 тыс. экземпляров. Но техника развивалась, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 г. За один день продали 10 тыс. экземпляров одной книги - это была поэма Байрона "Корсар"! Как сейчас называют книги, которые продаются лучше других? (Бестселлер

Учитель. Ребята, а каково же назначение чтения?

Ученик.Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения чело­веческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький ин­дивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облаго­раживает.

Ученик .Мир и жизнь легче понять через книгу. Чтение позволяет жить в собственной голове лучшее, ибо то, что на страницах книг другие действуют за нас, а мы это оцениваем.Чтение даёт больше чем кинофильмы: кинофильмы – конкретные версии с лицами и голосами актёров и актрис, тогда как книги позволяют взглянуть на ситуацию или персонажа с собственной точки зрения.Романы, куда больше, чем кино или телефильм, позволяют пережить то, для чего не хватило бы жизни.Переворачивая каждую страницу с удивлением и удовольствием – мы как бы начинаем писать её заново, а англичане установили, что именно такое чтение – с удовольствием – снимает стресс.Книги – это двери, что выводят нас из четырёх стен. Они учат, воспитывают, с ними путешествуешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз.

Вспомним писателей. Презентация «Портреты».

Появляется слайд с портретом писателя, у учеников есть таблички с фамилиями, необходимо поднять табличку с соответствующей фамилией. Презентация «Портреты».

Портреты, подписи под которыми требуется показать.

  1. Достоевский Фёдор Михайлович

  2. Есенин Сергей Александрович

  3. Блок Александр Николаевич

  4. Маяковский Владимир Владимирович

  5. Пастернак Борис Леонидович

  6. Булгаков Михаил Афанасьевич

  7. Тургенев Иван Сергеевич

  8. Толстой Алексей Николаевич

  9. Солженицын Александр Исаевич

Учитель.Нет ни одного писателя и поэта, философа, ученого , который не написал бы много хороших добрых слов о книге и чтении. ( Уч-ся собирают пазлы- афоризмы о книгах и высказывают свое мнение

«Всем хорошим во мне я обязан книгам: ещё в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель – магом». ( М. Горький)


« Любить чтение- это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения» ( Монтескье)


« Чтение книг- это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие мысли»

( Декарт)


« Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить»

( Вольтер)


Ученик Книга - она вечна и бессмертна. У неё есть всё – и тревожное тысячелетнее прошлое, и замечательное настоящее, и ещё более прекрасное будущее.Каждый из нас, хотели бы мы или нет, связал свою жизнь с книгой! Мама читала нам добрые книжки в детстве, потом мы научились их читать сами. Книга была и будет с нами, это самый главный источник наших знаний.

Учитель. Давайте проверим ваши знания. Знаете ли вы пословицы и поговорки о книге. Продолжите , пожалуйста

Люби книгу – она источник….(знаний.)

Кто много читает – тот много….(знает.)

Человек без книги, что птица без….(крыльев.)

Хорошая книга – лучший….(друг.)

С книжкой знаться – ума….(набираться.)

Книга поможет в труде, выручит….(в беде.)

Книга в счастье украшает, а в несчастье….(утешает.)

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта”  (А. П. Чехов)

  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)

  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Ученик Я считаю, что книга, как друг. Её держишь в руках, читаешь и, кажется, что разговариваешь с тем, кто её написал. Самое главное – книга нам открывает, прежде всего, самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите свои черты, иногда даже свои поступки. Чтение – это труд, творчество, самовоспитание своих духовных сил, воли. И если вы будете часто читать книги, то узнаете много нового и интересного. Станете интересными собеседниками. Окружающим людям будет с вами интересно.


Ученик Мир и жизнь легче понять через книгу. Чтение позволяет жить в собственной голове лучшее, ибо то, что на страницах книг другие действуют за нас, а мы это оцениваем.

Чтение даёт больше чем кинофильмы: кинофильмы – конкретные версии с лицами и голосами актёров и актрис, тогда как книги позволяют взглянуть на ситуацию или персонажа с собственной точки зрения.

Переворачивая каждую страницу с удивлением и удовольствием – мы как бы начинаем писать её заново, а англичане установили, что именно такое чтение – с удовольствием – снимает стресс.

Книги – это двери, что выводят нас из четырёх стен. Они учат, воспитывают, с ними путешествуешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз. А ещё книги помогают справиться со многими неприятными вещами: одиночеством, плохим настроением, всевозможными переживаниями. Как же можно справиться со всем этим, не читая?


Учитель . Я Предлагаю провести аукцион знаний. – А называть вам придётся сказки А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане… » ("Сказка о рыбаке и рыбке","Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о попе и о работнике его Балде"…)

А теперь вспомним персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (Мастер, Маргарита, Воланд, Фагот (Коровьев), Азазелл, Кот Бегемот,Понтий Пилат, Иуда …).

Литературный псевдоним какого знаменитого писателя совпадает с названием большого европейского города? (Джек Лондон

Каким эпиграфом начинается повесть «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина? («Береги честь смолоду»

Как звали даму сердца Дон Кихота? (Дулъсинея Тобосская)

Три карты, обладающие магическим действием в «Пиковой даме»? (Тройка, семерка, туз)

Самая знаменитая фраза Шерлока Холмса? ( "Элементарно, Ватсон".

Эти три движителя так и не сдвинули с места немеханическое транспортное средство.

(Лебедь, Рак и Щука)



(По окончанию конкурса победители получают в подарок книгу.)

Учитель

Вот и подошел к концу наш разговор о прочитанных книгах, о роли книг в нашей жизни. Менялись эпохи, но неизменным оставалось главное назначение книги– служить сохранению и передаче человеческого опыта, знания, духовных ценностей.Хотелось бы, чтобы вы стали серьезными и вдумчивыми читателями.


Отраженье исчезнувших лет,


Облегченье житейского ига,


Вечных истин немеркнущий свет —


Это — книга. Да здравствует книга!


Неустанных исканий залог,


Радость каждого нового сдвига,


Указанье грядущих дорог —


Это — книга. Да здравствует книга!


Чистых радостей светлый исток,


Закрепленье счастливого мига,


Лучший друг, если ты одинок, —


Это — книга. Да здравствует книга!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Классный час "Люди перестают мыслить, когда перестают читать"

Автор: Мирная Елена Николаевна

Дата: 09.09.2016

Номер свидетельства: 342993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Классный час ко дню духовного согласия "Мы за толерантность" "
    ["seo_title"] => string(64) "klassnyi-chas-ko-dniu-dukhovnogho-soghlasiia-my-za-tolierantnost"
    ["file_id"] => string(6) "124465"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414696265"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Классный час, посвященный проблеме  самоутверждения в подростковом возрасте в 11 классе   «Я утверждаю Себя» "
    ["seo_title"] => string(122) "klassnyi-chas-posviashchiennyi-probliemie-samoutvierzhdieniia-v-podrostkovom-vozrastie-v-11-klassie-ia-utvierzhdaiu-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "235755"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443811345"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "сценарий классного часа 1 сентября в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(53) "stsienarii-klassnogho-chasa-1-sientiabria-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "307091"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458242526"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Классный час "В здоровом теле - здоровый дух" "
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi-chas-v-zdorovom-tielie-zdorovyi-dukh-1"
    ["file_id"] => string(6) "140345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417943975"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Внеклассное занятие ВОЛШЕБНИКИ ДОБРА "
    ["seo_title"] => string(42) "vnieklassnoie-zaniatiie-volshiebniki-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "105104"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402819133"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства