Конституция Республики – это Основной Закон государства. Она является юридической основой государственности и суверенитета страны, законности и правопорядка, фундаментом, на котором базируется все законодательство и правоприменительная практика.
Конституция определяет основные направления движения общества и государства, позволяющие ответить на вопрос: «Куда мы идем? Какова наша конечная цель? И как мы можем ее достигнуть?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Гражданственностьи патриотизм"»
КГУ "Средняя школа имени Сейфуллина"
Урок гражданственности и патриотизма
«Саналы ұрпақ - жарқын болашақ»
Разработали:
Классный руководитель Бокашева Г.М.,
Классный руководитель Абдулазизова Э.У.
Класс: 1-9
Дата проведения:
2.09.2019 г.
П.Огневка
2019 г.
Урок гражданственности и патриотизма
«Саналы ұрпақ - жарқын болашақ»
Ход классного часа Цель:Главная цель урока – формирование и повышение уровня конституционно-правовой культуры, конституционного патриотизма учащихся посредством целенаправленного изучения Основного Закона.
Задачи урока: расширить представления учащихся о Конституции, содействовать воспитанию уважения к нормам и ценностям, закрепленным в Конституции, знанию своих прав, свобод и обязанностей, развивать чувства конституционного патриотизма.
Необходимое учебное оборудование: рабочие листы для учащихся, мультимедийное оборудование.
Ключевые элементы содержания урока: Конституция, закон, государственные символы, государственные органы, права и обязанности человека, Президент РК, Парламент, Правительство, Конституционный Совет, суды, прокуратура, местное государственное управление и самоуправление.
Возможные приемы работы на уроке: лекция, беседа с группой, краткие сообщения учащихся, вопросы и ответы.
Ι. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте дорогие ученики, учителя и гости. Поздравляем вас с началом учебного года! Желаем вам хороших отметок, достижений и побед в новом учебном году!
Учитель: скажите, а какой праздник был у нас 30 августа?
Ответы учащихся: (конституция)
Учитель: Правильно. Наша страна отмечает 24-летие Конституции РК. Празднование Дня Конституции Республики Казахстан имеет важное общегосударственное значение для казахстанского общества.
Конституция Республики – это Основной Закон государства. Она является юридической основой государственности и суверенитета страны, законности и правопорядка, фундаментом, на котором базируется все законодательство и правоприменительная практика.
Конституция определяет основные направления движения общества и государства, позволяющие ответить на вопрос: «Куда мы идем? Какова наша конечная цель? И как мы можем ее достигнуть?».
За без малого 25 лет Конституция Казахстана показала свою высокую эффективность, обеспечила мир, согласие и процветание, поступательное развитие страны, повышение благосостояния казахстанцев, рост доверия и уважения к молодому и устремленному в будущее государству зарубежного сообщества.
- Конституция РК – Основной Закон нашей жизни, принятый народом Казахстана;
ΙΙ. Сообщение темы часа общения.
Учитель:
МАМА! Любимое слово.
Камень! Весомое слово.
Пламя! Горячее слово.
Родина! Лучшее слово!
Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
– Как называется наша Родина?
Учащиеся: Наша Родина называется – Республика казахстан.
- А как называется главный город РК?
Столица Казахстана (Нур-Султан - новое название столицы)
- Назовите дату провозглашения Независимости РК (16.12.1991г.)
- У нашей независимой республики есть свой президент. Кто он?
(Касым-Жомарт Токаев)
- Назовите жилище казахов (юрта)
- Есть свой основной закон. Как он называется?
Учитель: Какие символы государства вы знаете?
Ответы учащихся
Учитель: слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Как и все символы, они отражают нашу жизнь, другими словами, нашу историю.
Более подробно, что означает каждый символ, мы познакомимся позже. А на данный момент, я хочу, чтобы вы знали:
Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах,
монетах, печатях и других официальных документах.
Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история.
Флаг - Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище тёмно-бирюзового цвета с изображением в его центре солнца с 32 лучами, под которым — парящий беркут. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца с лучами, беркута и вертикальной полосы с национальным орнаментом — цвета золота. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
Гимн - Песня главная в стране!
Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
Видеоролик про символы РК
– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. А кто знает, что такое Конституция?
Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.
Учитель: Верно.
– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
Учитель:
Первая Конституция Республики Казахстан принята главным представительским органом страны — Верховным Советом — в 1993 году. Это произошло 28 января. Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 30 августа 1995 года. Этот день стал государственным праздником.
– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно.
Видеоролик о Конституции
Источником благоразумного и успешного жития относится «Жеті жарғы» - свод законов Тауке хана, действовавший в казахской степи в конце 17 – начале 18 веков.
Именно с «Жеті жарғы» берет начало правовая традиция в Казахстане. Это универсальное степное правило регулировало споры о земле, имуществе и т.д. но сменилось время, и на казахскую землю пришла эпоха Конституции, провозгласившая свободу, успех и процветание народа. В основном Законе заложена созидательная сила, содержится творческая энергия, а у народа есть вера, что новое поколение подни мет республику и приведет ее к процветанию.
В разработке государственного документа принимало участие немало известных политических и культурных деятелей страны. Кропотливая работа лучших умов страны разработала документ, который был принят и не стал окончательным. Впоследствии, осуществлялись внесения различных дополнений и изменений. 30 августа - день Конституции Республики Казахстан. Годом принятия стал 1995г. Документ был принят на республиканском референдуме. Это означает, что происходило голосование народа, каждый гражданин мог отдать свой голос в поддержку принятия или выразить свой отказ.
"Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!" - именно так начинается Конституция нашей республики.
Учитель:
Конституция состоит из 9 разделов:
Общие положения (ст.1-9)
Человек и гражданин (ст. 10-39)
Президент (ст. 40-48)
Парламент (ст. 49-63)
Правительство (ст. 64-70)
Конституционный совет (ст. 71-74)
Суд и правосудие (ст. 75-84)
Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)
Заключительные и переходные положение (ст. 90-98).
Сегодня мы поговорим с вами об общих положениях Конституции Республики Кахахстан.
Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Парламент.
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.
Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Президент – это глава государства, который избирается народом на 5 лет. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет.
Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил –Республики Казахстан. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией РК, в которой оговариваются его права и обязанности.
Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане Республики Казахстан, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Заслушиваются ответы детей.
Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?
Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.
Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава. Для начала мы с вами разделимся на группы. (Деление на группы). Каждая группа должна создать разные законы и правила, которые должны соблюдаться на уроке в целом. Запишите по 3-4 правила
Учитель:
-Надеюсь, что ребята нашего класса будут выполнять принятые правила и законы и в классе будет благоприятная атмосфера для работы и творчества.
Учитель: какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин Казахстана?
Задание. Ознакомится со 2 разделом Конституции «Человек и гражданин». И выписать основные права и обязанности граждан.
1 группа – права и свободы граждан
2 группа – обязанности граждан (7 мин)
Заслушиваются ответы учащихся.
Права и свободы граждан
Обязанности граждан
Право на жизнь
Соблюдать Конституцию РК
Право на защиту своей чести и доброго имени
Защищать Отечество
Право личную неприкосновенность
Платить налоги
Право на жилище и его неприкосновенность
Охранять памятники культуры
Право на свободное передвижение
Охранять природу
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным
Право на труд
Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации
Свобода творчества
Подведение итогов: 1. Что нового вы узнали сегодня? 2. Когда и где была принята Конституция РК? 3. Почему Конституцию называют Основным Законом страны? 4. Какие права обеспечивает гражданам Основной Закон нашего государства? 5. Какие обязанности для человека определяет Конституция? 6. Что должен делать каждый школьник, чтобы быть настоящим гражданином нашего государства? 7.Зачем нужно прилежно учиться каждому ученику?
Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить будущее нашей страны, преумножить ее славу и беречь ее богатства.