Одной из важнейших задач школы является формирование грамотного в социально-правовом поле гражданина. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь, особенно в нынешний период, настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. И первая встреча с миром прав в нашей школе начинается с начальных классов. Исходя из особенностей психофизиологии данного возраста наиболее эффективная форма изложения – это сказки, истории, рассказы. Поэтому знакомство младших школьников с правоведением мы стараемся преподнести в форме театрализованных представлений, особенностью которых является привлечение школьников старшего возраста для обыгрывания нужного материала.
Нужно сказать, что подобная работа по усвоению правового материала идет в двух руслах:
– с теми детьми, которые демонстрируют, инсценируя нужный материал, т.к. они проживают это, пропуская через себя
– и с теми ребятами, для которых проводятся эти занятия, в процессе чего им приходится вспоминать изученное ранее, соотносить факты, ассоциировать себя с героями, отвечать на вопросы, а значит думать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Ваши права" »
«Ваши права!»
Одной из важнейших задач школы является формирование грамотного в социально-правовом поле гражданина. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь, особенно в нынешний период, настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. И первая встреча с миром прав в нашей школе начинается с начальных классов. Исходя из особенностей психофизиологии данного возраста наиболее эффективная форма изложения – это сказки, истории, рассказы. Поэтому знакомство младших школьников с правоведением мы стараемся преподнести в форме театрализованных представлений, особенностью которых является привлечение школьников старшего возраста для обыгрывания нужного материала. Нужно сказать, что подобная работа по усвоению правового материала идет в двух руслах: – с теми детьми, которые демонстрируют, инсценируя нужный материал, т.к. они проживают это, пропуская через себя
– и с теми ребятами, для которых проводятся эти занятия, в процессе чего им приходится вспоминать изученное ранее, соотносить факты, ассоциировать себя с героями, отвечать на вопросы, а значит думать.
Важно и то, что учитель занимает не ведущую роль назидателя, а играет роль сопутствующую, – т.е проводника знаний, предоставляя возможность детям занять главную роль, в которой они как бы делятся нужной информацией с младшими по возрасту. Это помогает ребятам не только изучить свои права, но и научиться ориентироваться в самостоятельной жизни, подготовиться к изучению правоведения в дальнейшем более глубоко и в деталях. Мы в школе проводим цикл занятий, который называется «Правовая пропаганда»», где строгая, но интересная Страна прав раскрывает перед нами врата в Мир прав, свобод и обязанностей.
Представляю вам конспект этого мероприятия/
Оформление: плакат с трудными словами, рисунки детей.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Цели:
Познакомить с правами человека.
Формировать уважительное отношение друг к другу.
Такую беседу можно проводить и в начальных, и 5-6 классах. Предварительно должна пройти самостоятельная подготовка, выполнено домашнее задание: дети сами или с родителями должны прочитать книгу Е.С. Шабельника «Ваши права», подумать над содержанием, просмотреть иллюстрации и сделать рисунки из разных сказок
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
– Сегодня наша встреча посвящена теме "Права ребенка". Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире. Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии". Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Хореографическая композиция. Звучит торжественная музыка. На сцене появляется Мадам Декларация. Далее в записи дикторский текст: «Внимание! Внимание! Прослушайте официальное заявление! Отныне и навеки все права и свободы человека будут находиться в руках Мадам Декларации». Все склоняются в почтительном поклоне, а на Мадам Декларацию торжественно надевают ленту с надписью: «Мадам Декларация».
Мадам Декларация. Я, Всеобщая Декларация прав Человека, обещаю помогать людям всегда, везде, всюду! Мои юные друзья, я вас уже знакомила с моими помощницами – Статьями Декларации. Сегодня мы продолжим это необыкновенное знакомство. Встречайте! Буратино (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток! За спиной Буратино появляются Кот и Лиса с оружием в руках. Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам! Буратино. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима куртка! Мадам Декларация. Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья. Статья. Первое! «Каждый человек имеет право владеть имуществом»! Второе! «Никого нельзя произвольно лишать его имущества»! Мадам Декларация. Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру – поздорову! Кот и Лиса неохотно уходят. Статья . А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть! Статья и Буратино уходят. Звучит русская народная мелодия. На сцене появляются Баба Яга и Ивашка. Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату! Ивашка. Зачем это? Баба Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть! Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте! Мадам Декларация. Не беспокойся милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью встретим и послушаем! Выходит Статья. Статья . «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению»! Мадам Декларация. Вам все понятно, Баба Яга? Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав! Уходит. Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, съест меня Баба Яга! Статья. Пойдем-ка, дружек, будем с тобой изучать Декларацию прав человека! Ивашка. С удовольствием! Уходят. Волк. Здравствуй, Красная Шапочка! Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк! Волк. Куда ты идешь? Красная Шапочка. К бабушке Волк. А где живет твоя бабушка? Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге! Волк. Понятно! Ну все, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! Злорадно смеется и убегает. Мадам Декларация. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит ваши права! Красная Шапочка. А что же делать? Мадам Декларация. Для начала послушай мою Статью 3! Выходит Статья 3. Статья 3. каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу! Красная Шапочка. Уважаемая Статья 3, помогите мне пожалуйста! Статья 3. пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить! Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте! Мадам Декларация. Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и некоторыми моими помощницами! Но это еще не все! Вы с нами еще обязательно встретитесь! Выходят статьи. Все хором. Изучайте ваши права!
Итоговое занятие для проверки и закрепления знаний эффективнее проводить в виде сказочной викторины (Приложение)
Правильный ответ обучающихся отмечается значком Правосудия.
В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса). 2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка) 3. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас) 4. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок») 5. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга) 6. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»).
Вопросы по сказке «Приключение Буратино»:
1. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на...? (бесплатное образование) 2. Буратино хотел попасть в театр, у него было право...? (наслаждаться искусством) 3. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино ...? (принадлежащего ему имущества) 4. Полицейские, ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на...? (неприкосновенность жилища) 5. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому, что не имел права на...? (свободный труд и вознаграждение за него, защиту от безработицы)
Задания:
Докажите, что Карабас-Барабас нарушал права:
– на личную неприкосновенность, свободу, жизнь; – содержал кукол в рабстве; – жестоко обращался с куклами; – на свободное перемещение; – на свободный труд и вознаграждение за него; – на отдых, досуг, отпуск; – на образование; – на достойный жизненный уровень.
Отгадай сказку
1. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребенка на заботу? ("Двенадцать месяцев". Мачеха послала сироту в декабрьскую стужу в лес за подснежниками и приказала не возвращаться без них.) 2. В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: "Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться"? ("Золушка", или "Хрустальный башмачок". Мачеха и сестры не разрешили Золушке поехать на бал, а заставили ее переделать много домашних дел.) 3. В какой сказке замечательного детского сказочника X. К. Андерсена на нарушено право ребенка: "Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать". ("Снежная королева". Из бедного, скромного домика бабушки Снежная королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала подарить ему весь мири пару коньков в придачу.) 4. В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? ("Три поросенка". Волк разрушил домики двух поросят игрозился разрушить третий.) 5. В какой сказке X. К. Андерсена нарушено право ребенка: "Ребенок не обязан быть как все"? ("Гадкий утенок". Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он был не как все.) 6. В какой сказке один долгожитель, совершает похищение молодой и красивой женщины с целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? ("Царевна-лягушка".) 7. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? (А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке") 8. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты. Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками? ("Гуси-лебеди") 9. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и сурово наказано? ("Волк и семеро козлят ") 10. В какой сказке рассказывается о коварстве красивой женщины„которая дала отраву своей не менее красивой сопернице с целью ее устранения: о тяжких последствиях этого поступка и о недопустимо больших затратах на погребение? (А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".) 11. В какой сказке личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Ш. Перро "Красная шапочка".)
Учащимся 5-6 классов можно предложить более трудные задания. Например, в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях Декларации прав человека:
1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня имущества) 2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:.. (Не имеешь права посягать на мою жизнь) 3. Волк: «Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята:... (Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно) 4. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:... (Не имеешь права посягать на мою свободу) 5. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица: ... (Не имеешь права лишать его жизни)
Иногда мы предлагаем инсценировать эпизод из сказки, комментируя нарушения соответствующих статей Декларации прав человека:
1. Чернавка: «Скушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед». Царевна откусывает яблочко и падает мертвым сном. (Комментарий: Чернавка посягнула на здоровье и жизнь царевны) 2. Курочка Ряба снесла яичко. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Комментарий: мышка посягнула на неприкосновенность чужого имущества). 3. Отелло: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?». Душит Дездемону. Она умирает. (Комментарий: Отелло нарушил право человека на жизнь и неприкосновенность).