kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Моя малая родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Моя малая родина» посвящен Тамбовскому краю. Имеет краеведческую направленность  и способствует формированию представлений обучающихся об истории малой родины, как о части истории страны. Классный час проводится в виде беседы, включающей элементы соревнований и групповой  работы. На заключающем этапе обучающимся предлагается освоить такой вид поэзии, как синквейн, написав стихотворение о своей малой родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«классный час "Моя малая родина" »

Тема: «Моя малая родина»


Направление: краеведческое


Форма проведения: беседа с элементами групповой работы


Цель: формирование представлений обучающихся об истории малой родины, как о части истории страны.



Задачи:

  • способствовать развитию патриотического и нравственного воспитания обучающихся,

  • способствовать развитию познавательного интереса к истории родного края.


Оборудование: презентация, карты Тамбова начала 20 века, фотографии старого и современного Тамбова.


Информационные источники:

  1. Артемонов И.С., Гоноровский П.А. Край родной. – Вронеж : Центрально-черноземное издательство, 1978.

  2. Дорожкина В.Т. Есть губернии краше… /сборник «Тамбовские писатели в детском чтении». – Тамбов, 2004.

  3. Тамбовщина… Ритм твоего сердца. Каталог статей о достопримечательностях. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2013.

  4. Якушева Л. В поезде [Электронный ресурс]: стихотворение.– Электрон. дан. – Режим доступа: http://knnr.ru/l_y101.htm


Ход классного часа

I Введение в тему классного часа

В начале классного часа учитель отмечает, что часто каждый из нас произносит фразу: «Я возвращаюсь домой». Для определения темы классного часа обучающимся предлагается порассуждать, что для каждого из них означает выражение – «мой дом»? Ведь для каждого из нас он особенный, но есть и что-то общее. Ответы обучающихся дают возможность выстроить логическую цепочку: мой дом - отчий дом- земля отцов - родной край- Тамбовщина.

Определяется тема и цель классного часа.


II Раскрытие темы классного часа

1. Рассказ об историческом развитии территории Тамбовщины (используется презентация).

Многие поколения наших предков жили на Тамбовской земле, о чём рассказывают более 1 тысячи археологических памятников. До 13 века основное население – мордва – мокша, а по берегам реки Воронеж находились немногочисленные русские поселения и крепости. После татаро – монгольского нашествия край на долгие годы обезлюдел, лишь в Цнинском лесу сохранились мордовские селения. Многочисленные могильники и поселения дают представление об их быте и занятиях, обычаях и верованиях. Они занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, бортничеством, различными ремёслами. Поддерживали связи со своими соседями, в том числе и со славянами.

В 1521 году тамбовские земли стали частью Русского государства стали заселяться русскими переселенцами. Для защиты от постоянных разорительных набегов татар на южных рубежах строятся новые города Козлов(1635) и Тамбов(1636). Крепость Тамбов стала надёжной защитой русских земель от набегов кочевников. Через тамбовские земли протянулась часть линии укреплений, которая получила в народе название «Татарский вал».

Это привело к быстрому заселению края, и в 18 веке он превратился в крупный район страны, производящий зерно. В 1779 году создано Тамбовское наместничество, с 1796 года оно переименовано в Тамбовскую губернию с 12 уездами: Тамбовским, Борисоглебским и др.
В 1937 году была образована Тамбовская область, а в 1967 году она награждена орденом за успехи в развитии хозяйства и культуры.


2. Геральдика Тамбовской области.

Говоря о Тамбовской области нельзя обойти стороной и такую важную тему, как геральдика.

Обучающимся представляется эволюция герба области и предлагается вспомнить, что означает каждый из элементов герба. Отвечая на вопрос, почему на гербе изображен именно улей с пчелами, учитель предлагает прочитать «Сказ о гербе Тамбовском» (каталог «Тамбовщина… Ритм твоего сердца»), который помогает обучающимся проверить правильность их знаний и суждений.

Серебряный улей на гербе сопровождается тремя такими же пчёлами, символизирующими трудолюбие, коллективность, бережливость. Улей – общий дом. Лазоревое поле – природная чистота, честность, верность. Серебро – символ благородства и справедливости. Земельная корона указывает на статус Тамбовской области как субъекта Российской Федерации. Лента ордена Ленина – на заслуги области.


3. Улица - ровесница старой крепости Тамбов.

Возвращаясь к старой крепости, которая положила название областному центру и области, учитель обращает внимание на то, что улица - ровесница старой крепости - Большая. Группа крестьян, принимавших участие в строительстве оборонительной крепости, после его окончания осела на Тамбовской земле, построив свои домишки в один ряд за южной крепостной стеной, огородами к берегу Цны. Так возникла крестьянская слобода, названная Покровской. Одновременно против слободских домов селились купцы, ремесленники и другой люд. Образовалась улица, названная Большой Астраханской по старинной Астраханской дороге, вдоль которой она располагалась.

В период, когда Тамбов стал административным центром обширного наместничества, а затем губернии, новые участки улицы были нанесены на план города с другими названиями. От Дворянской до Студенца улица называлась Дворцовой (по губернаторскому дому); севернее моста через Студенец – Моршанской, а старая Астраханская улица с 50-х годов 19 века стала называться просто Большой.

Н.Е.Вирты в романе «Вечный звон» писал об этой улице: «Большая улица, самая длинная и чистая, застроенная казенными домами, была средоточением властей гражданских. Военных и духовных. Все учреждения помещались на этой улице, а во дворе, близ кафедрального собора, жил губернатор. На той же улице в реальном училище, в гимназии и в духовных заведениях приобщали к науке детей благородных лиц».

Учитель отмечает, что улица Большая, Дворянская, Гимназическая, Араповская существую и сейчас, только носят иные названия.

Работа в группах.

Обучающимся 1 и 2 групп предлагается поработать с картой центральной части г. Тамбова начала ХХ века и соотнести старые и новые названия улиц.

Обучающимся 3 и 4 групп учитель предлагает провести параллель между назначением зданий улицы Большая в современности и 100 лет назад, используя соответствующие наборы фотографии.


4. Организация игры «История области в лицах»

Осуществляя переход от истории областного центра к знаменитым людям области, учитель цитирует стихотворение В.Дорожкиной.


Есть губернии краше,
Богаче, красивей,
Но Тамбовщина наша-
В самом центре России.

Начиналась, как крепость,
Разрослась вширь и ввысь.
В людях - сила и крепость,
И кипучая жизнь…


Были стоны и крики,

И отчаянья миг:

Не щадил Боборыкин

Ни себя, ни других.


Но звезда восходила,

Освещая Тамбов.

Знать, и вправду так было,

Говорили: там – Бог!


Ниспослал он таланты

На тамбовскую пашню,

И взрастали гиганты

На землице на нашей.

Учитель снова организует работу в группах. Обучающимся предлагается, используя подсказки отгадать, о какой известной в истории личности идет речь. Чем меньше подсказок использовано, тем больше баллов команда получает.


Рахманинов Сергей Васильевич

  • Его имение-усадьба находится на месте бывшего имения дворян Сатиных.

  • В конце 1917 года уехал с женой и дочерьми на гастроли в Скандинавию и больше на родину не вернулся. В 1941–1942 годах, живя за рубежом, выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной армии.

  • Ежегодно в селе Ивановка проходят международные музыкальные фестивали под его именем.


Мичурин Иван Владимирович

  • Ему принадлежит фраза: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача»

  • Родом из мелкопоместных дворян. Работал конторщиком на ж/д станции Козлов, продолжил семейную традицию садоводства.

  • Им разработаны методы гибридизации плодово-ягодных культур.


Державин Гавриил Романович

  • По семейному преданию, происходил от одного из татарских родов, потомок мурзы Абрагима.

  • Известность пришла к нему в 1782 году после опубликования оды «Фелица», которая в восторженных тонах была посвящена автором Императрице Екатерине II.

  • Указом от 15 декабря 1785 года назначен правителем Тамбовского наместничества.


Вернадский Владимир Иванович

  • Он был одним из первых, кто понял огромную важность изучения радиоактивных процессов для всех сторон жизни общества. Ход исследований радиоактивных месторождений был отражён в «Трудах Радиевой экспедиции Академии наук»

  • Его родовое имение находилось в с.Каменка Моршанского уезда. Троюродный брат писателя В.Г. Короленко.

  • Разработал учение о ноосфере.


Герасимов Александр Михайлович

  • Народный художник СССР. Любимый художник И. В. Сталина. Портреты Сталина его работы при жизни вождя считались каноническими.

  • Получил Гран-при за картину «Первая конная армия».

  • Его дом-музей находится в Мичуринске.


Чичерин Георгия Васильевича

-из знатного дворянского рода,

-жил в имении Покровское Козловского уезда,

-дипломат, общественный деятель.


Александр Сергеевич Пушкин

  • Его жена - первая красавица на балах. Детские годы провела в имении Загряжских с.Знаменское.

  • Один из его предков был Тамбовским воеводой. история помещиков тамбовских имений Большое и Малое Гагарино воплотилось в повести «Барышня – крестьянка».

  • В основу сюжета романа «Дубровский» положены подлинные события, произошедшие в Козловском уезде Тамбовской губернии.


Поэт Евгений Баратынский

  • Родился 19 февраля 1800 г. в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Ему принадлежат строки:

Люблю деревню я и лето:
И говор вод, и тень дубров,
И благовоние цветов;
Какой душе не мило это?

  • Литературоведение второй половины XIX века считало его второстепенным, чересчур рассудочным автором.

  • После его смерти наступили долгие десяти­летия почти полного забвения его произведений. И лишь в конце прошлого и начале нынешнего века вновь возродился интерес к творчеству поэта.


М.Ю. Лермонтов

  • В своем произведении он без прикрас нарисовал картину жизни захолустного губернского города, обозначенного цензорами буквой «Т…»

  • На основе этого произведения В.А. Тропинин написал картину «Женщина в окне»

  • Его родовое имение располагалось в Тарханах.

Подводятся итоги игры.


5. Рассказ о знаменитых храмах Тамбовщины

Не стоит забывать и о духовной культуре нашего края. По берегу реки тянутся дорожки к старинному городскому саду, над которым плывут бело-голубые купола собора. Знаком ли вам этот храм? Как он называется и где расположен? (Спасо-Преображенский собор на Соборной площади у Вечного огня)

Знаете ли вы, кем и когда он был заложен? (Самый старый из храмов Тамбовщины. Был заложен епископом Питиримом в 1694 г. ).

Среди дошедших до нас храмов есть уникальные, являющиеся национальным достоянием. Благовещенская церковь с керамическим иконостасом в с. Новотомниково Моршавнского района и Михаило – Архангельская церковь с фарфоровым иконостасом в п. Мордово, посетив которую святейший Патриарх Алексий ΙΙ отметил: «Видя такую красоту, не перестаешь удивляться творениям ума, рук и сердца нашего православного народа. И сознаешь, что только глубокая вера и любовь к Богу помогали ему создать такие святыни, которые остаются в веках».


6. Подведение итогов

Подводя итоги классного часа, учитель отмечает, что красота земли, которая является для нас малой родиной, вдохновляла поэтов и художников на создание замечательных произведений литературы и искусства. Рефлексия. Обучающимся предлагается выразить любовь к своему краю через форму поэзии – синквейн. Первой строкой в стихотворении должно быть слово «Тамбовщина».

Заканчивая классный час, учитель отмечает, что возвращаясь из дальней дороги домой, мы всегда с нетерпением ждем встречи с малой родиной. Читает стихотворение Любови Якушевой на фоне слайдов презентации, в которой пейзажи Тамбовской области сменяют друг друга.

Раскрой окно – и яростный напор

Потока воздуха собьет дыханье,

И сердце, тихое до этих пор,

Вдруг задрожит, как ложечка в стакане.


И ты почувствуешь впервые боль

Не оттого, что больно сердцу биться,

А потому, что к Родине любовь

Не может в твоем сердце уместиться.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
классный час "Моя малая родина"

Автор: Ермолова Елена Евгеньевна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140147

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Классный час "Моя малая Родина - Хакасия" "
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-khakasiia"
    ["file_id"] => string(6) "144485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418736737"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Классный час Моя малая Родина "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-4"
    ["file_id"] => string(6) "128291"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415465383"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Классный час « Моя малая Родина» "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-8"
    ["file_id"] => string(6) "214426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432303940"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Классный час "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - Красноярский край" "
    ["seo_title"] => string(51) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-krasnoiarskii-krai"
    ["file_id"] => string(6) "101176"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402409648"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Классный час "Моя малая родина - мой родной поселок" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-moi-rodnoi-posielok"
    ["file_id"] => string(6) "130775"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415987211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства