Классный час "Хочу.Могу.Надо" проводится в выпускных классах в помощь учащимся при выборе профессии. Задачи приследуются следующие: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся, расширить знания о мире прфессионального труда и создать положительную мотивацию выбора прфессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Воспитатель: Пройдет совсем немного времени, и вам
придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начинается с перекрестка,
от которого, расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько
сейчас существует профессии. И очень важно не ошибиться в выборе пути.
Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг
общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая
профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На
доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной
деятельности человека: профессия, специальность, квалификация,
должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(ответы кадет)
Воспитатель: Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите,
насколько вы оказались близки к истине. И так:
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства
для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех слов. Все
Эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.? (Эти продукты будут очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше,
чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия,
специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда.
Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными и востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки этих профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа - будет составлять список «Самые модные профессии»
Вторая группа – «Самые забытые профессии».
Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны.
Четвертая группа - «Самые отважные профессии»
(Включается музыка, кадеты обсуждают, составляют списки)
Воспитатель: Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессии:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.
Самые забытые: конюх камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь,
ямщик и т.п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофёр, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т.п.
Самые отважные: пожарный, каскадёр, моряк-подводник, лётчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный и т.п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как, я уже говорил, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живём.
3.Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Воспитатель: Один ученый, написавший книгу по выбору профессии. Много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы:
Давят родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбирали.
Выбирают «За компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
Воспитатель: Вы перечислили распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
4. Мини-лекция «Формула профессии»
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
Воспитатель дописывает после трех слов названия классного часа: «Осознанный выбор профессии»
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
Хочу - это все, что мне нравиться, к чему лежит душа;
Могу - это все, что мне по силам, по способностям;
Надо – это все, что для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Воспитатель: Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении кадет.
(К доске выходят кадеты, читают или произносят тексты.)
Кадет 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуется швеи – стану швеей.
Кадет 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
Кадет 3. Хочу стать артистом, телеведущим, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортером.
Воспитатель: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(кадеты поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
6. Тестирование
Воспитатель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигура – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человека, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 3 мин.
(Кадеты рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели - ярко выражено стремление в лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый этап: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычайное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно. Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
7. Заключительное слово.
Воспитатель: Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбирали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
8. Подведение итогов (рефлексия)
Воспитатель: Какие чувства остались после классного часа?
Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы кадет:
Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
Открыл, что в мире 50 тыс. профессии. Пока не знаю, какую выбрать.
Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.