Цель урока: актуализация знаний о профессиях выдающихся исторических личностей родного края, через дидактическую игру, для расширения кругозора о мире профессий, популяризацию востребованных профессий в регионе.
Задачи урока:
1.Стимулирование аналитической деятельности обучающихся;
2. Развитие потребности в системном подходе к объекту познания (трудовой деятельности);
3. Актуализация знаний об истории родного края;
4. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
5. Актуализация профессионального и личностного самоопределения обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра история профессий в лицах.»
Тема: Дидактическая игра «История профессий в лицах»
Цель урока: актуализация знаний о профессиях выдающихся исторических личностей родного края, через дидактическую игру, для расширения кругозора о мире профессий, популяризацию востребованных профессий в регионе.
Задачи урока:
1.Стимулирование аналитической деятельности обучающихся;
2. Развитие потребности в системном подходе к объекту познания (трудовой деятельности);
3. Актуализация знаний об истории родного края;
4. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
5. Актуализация профессионального и личностного самоопределения обучающихся.
Возрастная группа обучающихся: 8-11 классы.
Оборудование: черный ящик, призы, ручки, листки бумаги с алфавитом, компьютер, мультимедийный проектор, презентация с заданиями и игровым барабаном.
Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на нашей замечательной игре “Поле чудес”, как вы знаете, 9 декабря мы отмечали День Героев Отечества в России. Кто может сказать, как появился этот праздник? (ответы детей).
Историческая справка: День Героев Отечества в России — это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Она установлена Федеральным законом Российской Федерации № 22-ФЗ от 28 февраля 2007 года “О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона “О днях воинской славы и памятных датах России”.
Историю данный праздник ведет еще с 18 века. Эта декабрьская дата приурочена к выдающемуся событию эпохи правления императрицы Екатерины II — в 1769 году она учредила орден Святого Георгия Победоносца. В те годы этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость. Орден Святого Георгия имел 4 степени отличия, из которых первая была наивысшей. Известно, что кавалерами всех четырех степеней стали 4 человека, среди которых великие русские полководцы М.И. Кутузов и М.Б. Барклай-де-Толли. Екатерина II удостоила и себя этой награды в честь учреждения ордена.
До 1917 года в день памяти Святого Георгия (26 ноября по старому стилю) в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. После Октябрьской революции 1917 года праздник, как и орден, были упразднены.
Статус высшей военной награды был возвращен ордену в 2000 году в соответствии с Указом Президента РФ № 1463 от 8 августа 2000 года “Об утверждении статута ордена Святого Георгия, положения о знаке отличия — Георгиевском кресте”.
В 2007 году российские парламентарии выдвинули идею о возрождении данного праздника (который затем и был установлен). Авторы законопроекта пояснили, что возрождение традиции празднования Дня героев — это не только дань памяти героическим предкам, но и чествование ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. А также они выразили надежду, что новая памятная дата будет способствовать “формированию в обществе идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству”.
Ведущий: Правильно. В связи с этой датой хотелось бы вспомнить людей, чьи имена навеки будут связывать с нашим краем. Тема сегодняшней встречи “История профессий в лицах”. Мы вспомним представителей различных профессий, которые жили и трудились на Камчатке или которые сделали существенный вклад в развитие нашего региона, со времен открытия полуострова до наших дней.
Правила игры всем вам знакомы. Давайте я вам их еще раз напомню.
Игра проходит в три тура, в каждом из которых участвуют 3 игрока. Я загадываю слово с указанным на табло количеством букв. Игроки каждой тройки по очереди крутят барабан. На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, или специальные сектора:
Приз (П) — игрок может сделать выбор: взять приз и покинуть игру или продолжить игру.
Банкрот (Б) — очки, набранные игроком, сгорают, а ход переходит к следующему игроку.
Ноль (0) — набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку.
У каждого из вас будут листки бумаги с алфавитом, на которых вы должны отмечать все названные буквы, чтобы не повторяться.
Игрок называет букву алфавита, которая, как он считает, присутствует в загаданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло, а игрок получает выпавшее количество очков и может крутить барабан ещё раз. При неверном ответе ход переходит к следующему игроку. Если игрок знает слово, то он может назвать его сразу, не угадывая по буквам. Если рискнет назвать слово, но ошибется хоть в одной букве, покидает игру.
Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в 1, 2 и 3 туре, выходят в финал. Победитель финала получает главный приз.
И еще одно правило - зрители не должны подсказывать.
Но перед началом каждого тура нам нужно провести отборочный тур и выяснить, кто из вас окажется в тройке игроков.
Первый отборочный тур:
Вопросы:
1. Еще в молодости он жаждал путешествий. Матросом он ходил в Ост-Индию. В 1703 году поступил на русский флот, где получил звание мичмана. Был во многих плаваниях, принимал участие в Азовском походе Петра I (ответ: Витус Йонассен Беринг).
2. В 12 лет его определили в Математико-навигационную школу, а через год — в Морскую академию, которую он окончил в 1721 году в звании унтер-лейтенанта. Был он направлен на Балтийский флот, а затем переведен в Морскую академию преподавателем навигации. Если в Первую Камчатскую экспедицию он отправился в звании лейтенанта, то во Вторую — уже капитаном I ранга (ответ: Алексей Ильич Чириков).
3. Его с полным правом можно назвать первым строителем Петропавловска-Камчатского. Под его началом русскими людьми в 1740 году в Ниакинской гавани у ительменского стойбища Аушина были возведены первые жилые постройки, давшие начало будущему городу. В звании мичмана был в экспедиции на корабле "Святой апостол Павел" под командованием А. И. Чирикова (ответ: Иван Фомич Елагин).
Задание первого тура:
Фамилия натуралиста и медика Второй Камчатской экспедиции. Во время плавания на пакетботе "Святой апостол Петр" под командованием В.-Й. Беринга только дважды сходил на берег: на шесть часов — в Америке и на вынужденную зимовку на острове, но именно эти остановки прославили его имя.
Ответ: СТЕЛЛЕР
Историческая справка: Георг Вильгельм Стеллер. Через полтора месяца плавания "Святой апостол Петр" достиг берегов Америки. Всего на несколько часов отпустил В.-Й. Беринг Г.-В. Стеллера на берег. За считанные часы он собрал 163 вида растений, описал неизвестную орнитологам птицу (Стеллерову хохлатую сойку). Позже Г.-В. Стеллер написал работу под названием "Описание растений, собранных за шесть часов в Америке".
Во время девятимесячной зимовки на острове, получившем впоследствии имя В.-Й. Беринга, Г.-В. Стеллер описал 220 видов цветковых растений. Им впервые были описаны морские моржи и морская корова. Его перу принадлежит труд "Описание земли Камчатки", изданный в Германии в 1774 году на немецком языке и до 2000 года не издававшийся в России. Его именем названа гора на острове Беринга.
Второй отборочный тур:
Вопросы:
1. Выдающийся отечественный вулканолог, широко известный в научных кругах нашей страны и за рубежом. Вся его научная и общественная жизнь прошла на Камчатке. Организатор и создатель Института вулканологии, основанного в 1962 году (ответ: Борис Иванович Пийп).
2. Профессор ботаники, адъюнкт Академии Наук, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, автор знаменитой книги “Описание земли Камчатки” (1756) (Ответ: Степан Петрович Крашенинников).
3. Александр Пушкин назвал его “Камчатским Ермаком”, а Степан Крашенинников — “обретателем Камчатки”. Русский землепроходец XVII века, сибирский казак, первый из русских людей, который исследовал Камчатку и прошел ее с севера на юг. Он же был ее первым географом (Ответ: Владимир Васильевич Атласов).
Задание второго тура:
Фамилия человека, который расширяя промысел пушного зверя, совместно с купцом Алиным в 1776 году построили на Камчатке судно "Святой Павел" и на нем делали походы за "мягким золотом". Только в 1780 году из экспедиции он привез 936 шкур морских бобров, 1580 — голубых песцов и 34 тысячи — морских котиков.
Ответ: ШЕЛИХОВ.
Историческая справка: Шелихов Григорий Иванович. За несколько лет стараниями Г.И. Шелихова на островах Кадьяк и Афогнак, на южном побережье Аляски было основано свыше 10 русских селений. Став одним из самых богатых сибирских купцов, Г. И. Шелихов не перестал думать о дальнейшей судьбе освоенных территорий и добивался централизации промысла на Камчатке и в Северной Америке. Его целью было создание Российско-Американской компании, которая объединяла бы всех промышленников, осваивавших северо-восток Тихого океана. При жизни он не увидел предел своих мечтаний. Компания была создана в 1799 году. Проекты Г.И. Шелихова активно воплощал в жизнь первый управляющий Российско-Американской компанией А. А. Баранов.
Третий отборочный тур:
1. Выдающийся педагог, ученый, один из основателей научной школы Камчатки, первый профессор Камчатского государственного педагогического института (Ответ: Бушелева Беата Владимировна).
2. В 1933 году приехал на Камчатку. Здесь он прошел путь от слесаря-дизелиста до председателя рыболовецкого колхоза имени С.М. Кирова, директора Петропавловской моторно-рыболовной станции, а затем председателя рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина (Ответ: Михаил Константинович Старицын).
3. Заслуженный строитель РСФСР, бывший начальник Камчатского домостроительного комбината, который под его руководством вырос до проектно-строительного объединения Камчатскгражданстрой, ставшего им в 1987 году. Большинство жилых микрорайонов в городе возведены ДСК. По его инициативе был построен спортивный зал ДСК, культурно-спортивный комплекс "Авангард", проводились спортивные соревнования (Ответ: Анатолий Иванович Таранец).
Задание третьего тура:
Фамилия флотоводца, ученого, кораблестроителя, путешественника, писателя, изобретателя, вице-адмирала. Им был спроектирован и построен в 1898 году первый в мире мощный ледокол "Ермак", на котором он в 1899 году совершил арктическое плавание в Северном Ледовитом океане.
Ответ: МАКАРОВ.
Историческая справка: Макаров Степан Осипович. Уже в 18 лет он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения отклонения магнитной стрелки судовых компасов под влиянием металлических частей корабля. Вскоре он нашел способ заделки пробоин с помощью парусинового пластыря, который под названием “пластырь Макарова” стал применяться во всем мире. С. О. Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877–1878 годов. На Черном море он использовал против турецких кораблей минные катера, которые стали родоначальниками нового класса кораблей — миноносцев, а также впервые применил торпеды. После войны С. О. Макаров был назначен командиром парохода “Тамань”. Во время стоянки в Константинополе он открыл и изучил два течения в проливе Босфор. Основные этапы жизни С. О. Макарова связаны с Дальним Востоком и Тихим океаном. С. О. Макаров дважды был в Петропавловске: в 1866 году на корвете “Варяг” и в июле 1888 года, командуя корветом “Витязь”.
Задание финала:
Фамилия полковника милиции в отставке, ветерана камчатской милиции, служившего в управлении внутренних дел Камчатской области в 1971–1996 годах, старожил Петропавловска-Камчатского, автор книги “От нагана до компьютера. История камчатской полиции и милиции (XVIII–XX)”.
Ответ: ПИРАГИС
Историческая справка: В течение 25 лет службы в камчатской милиции Александр Петрович Пирагис вел дневниковые — личные и рабочие — записи, на основе которых написал и поместил в эту книгу отдельным разделом воспоминания о милицейских буднях, о сослуживцах, о деятельности аппарата управления внутренних дел, о событиях, затронувших жителей полуострова в последней четверти XX столетия.
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша игра. Мы вспомнили людей, которых будут ценить не одно поколение камчатцев. Их вклад в развитие нашего региона неоценим. Спасибо всем игрокам. Поздравляем победителя!
(Проходит награждение).
Приложение 1
Список информационных источников:
Борисов В. И. Крест Атласова // Неизвестная Камчатка: Краевед. журнал. — 1997. — № 3; Он же. Семья Крамаренко на Камчатке // Вопросы истории рыбной пром-сти Камчатки: Сб. тр. — Петропавловск-Камчатский: Из-дво КГТУ, 2000. — Вып. 10
Ваксель С. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга / Пер. с нем. яз.; Под ред. и с пред. А. И. Алексеева. — Л.; М.: Изд-во Главсевморпути, 1940.
Величко К. Н. Памятники Камчатской области. — Петропавловск-Камчатский: Дальневост. кн. изд-во, 1979.
Витер И. В. Петропавловск: начало века // Краевед. записки / Камч. обл. краевед. музей. — Петропавловск-Камчатский, 1993. — Вып. 8
Витер И. В., Смышляев А. А. Город над Авачинской бухтой. — Петропавловск-Камчатский, 2000.
Пирагис А. П. Петропавловск-Камчатский. Улицы города рассказывают. — Изд. 2-е, с доп. и изм. — Петропавловск-Камчатский, 2000;
Пирагис А. П. От нагана до компьютера: История камч. полиции и милиции (XVIII–XX): В 2 ч. — Петропавловск-Камчатский: ХК "Новая книга", 2005. — (Б-ка "Новой книги", сер. "Камч. биографии").