Просмотр содержимого документа
«Взаимопонимание в семье»
На доске:Семья и школа –это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа … Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. Л. Кассиль
Учитель рассказывает притчу по теме:
К мудрецу приходит человек и просит совета: «Что мне делать, моя дочь не понимает меня. Зачем ей глаза и уши, она меня не видит и не слышит. Зачем ей сердце- она жестокая».
Мудрец посоветовал человеку, придя домой нарисовать портрет дочери и ничего не говоря, отдать ей.
На следующий день к мудрецу вновь пришел разгневанный человек: «Было плохо, а стало еще хуже, после того как я сделал то, что ты мне посоветовал.»
«Что же сказала твоя дочь»,- поинтересовался мудрец.
Она сказала: «Зачем ты мне это принес, у тебя что, зеркала нет?»
Каков смысл притчи?
Родители высказывают свое мнение.
Подростковый возраст – это время конфликтов с родителями. Результаты опросов свидетельствуют, что двое ребят из каждых пяти, постоянно конфликтуют со своими родителями, причём «пик» конфликтов приходится на подростков 12 - 13 лет. В подростковом возрасте сила эмоций преобладает чаще, чем сила разума. Подросток ещё не в состоянии спокойно и чётко обосновать свои требования. Вихрь чувств захлёстывает его, он хочет сказать правду, а получается грубость, пытается настоять на своём, а выглядит упрямцем. Самый незначительный конфликт может привести к вспышке, взрыву.
Я провела анкетирование среди учащихся 5 класса и получила вот такие результаты
Анкета для учащихся.
Закончите, пожалуйста, предложение.
Семья – это..
Мои родители – это…
Вдали от родного дома я буду вспоминать…
Мне не хочется, чтобы в моей будущей семье…
Анкета для учащихся
1.Делишься ли ты своими проблемами с родителями?
2.Умеет ли твоя мама (папа) терпеливо и, не перебивая выслушать тебя и попытаться понять?
3. От кого ты обычно получаешь совет в трудной или неясно ситуации?
4. Назови человека (взрослого, сверстника, педагога), с которым тебе нравится общаться больше всего.
Тест самопроверки: «Какой вы родитель?»
Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста.
Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? – 2 балла
2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 0
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а) – 1
4. И в кого ты только уродился? – 2
5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1
6. Ну на кого ты похож(а)!? – 2
7. Я в твое время… – 2
8. Ты моя опора и помощник(ца). – 1
9. Ну что за друзья у тебя?! – 2
10. О чем ты только думаешь?! – 2
11. Какая ты у меня умница! – 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1
13. У всех дети как дети, а ты? – 0
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! – 1
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.
7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.
Карточка 3. Дочка должна помыть после ужина посуду . Но вместо этого смотрит телевизор. Что вы скажете ей? Карточка 4. Вы просите дочку сходить в магазин за покупками. Она отказывается, так как в это время слушает музыку. Как поступите? Карточка 5. Ваша дочь гораздо позже назначенного времени вернулась домой. Как вы ее встретите? Карточка 6. Дочь пригласила подружек , а в ваших планах — рабочая поездка на дачу. Что делать?
«Ты-высказывание»
«Я-высказывание»
1
2
Почему я должна краснеть за тебя в школе?
Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?
Когда ты перестанешь отвлекаться на уроках?
Тебе все равно, что я переживаю из-за твоей учебы!
Когда ты, наконец, поймешь, что учишься, прежде всего, для себя?
Когда ты перестанешь поздно приходить домой?
«Ты-высказывание»
«Я-высказывание»
1
2
Почему я должна краснеть за тебя в школе?
Я очень расстроилась сегодня, посмотрев журнал в школе
Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?
Когда я вижу, что ты вместо выполнения домашних заданий играешь на компьютере, я не знаю, как на это реагировать
Когда ты перестанешь отвлекаться на уроках?
Я сегодня весь день расстраивалась по поводу записи в твоем дневнике о нарушении дисциплины
Тебе все равно, что я переживаю из-за твоей учебы!
Я очень переживаю за каждый твой промах в учебе
Когда ты, наконец, поймешь, что учишься, прежде всего, для себя?
Я беспокоюсь о твоем будущем, для которого очень важно быть образованным человеком
Когда ты перестанешь поздно приходить домой?
Я всегда волнуюсь, когда ты задерживаешься
Памятка для родителей №1
Уважаемые родители!
Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут вам в воспитании ребёнка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении вашего авторитета, взаимного уважения и любви. Это возможно, если в вашей семье:
Доверие-основное правило.
Старайтесь быть примером для ребёнка.
Уважайте ребёнка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
Советуйтесь с ребёнком.
Не обманывайте ребёнка.
Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребёнку, в чём он прав или не прав.
Если ребёнку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
Выход из безвыходного положения – шутка.
Телевизор хорошо, а природа – лучше.
Познание, чтение- радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.
Осуждая ребёнка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.
Вечером всей семьёй обсуждайте, как прошёл день.
Памятка для родителей №2.
Уважаемые родители!
Для того, чтобы развить в себе умение быть хорошим отцом или матерью, необходимо очень сильно этого хотеть и любить своего ребёнка уже только за то, что он у вас есть.
Для того, чтобы ваш ребёнок вырос здоровым, счастливым и уверенным в себе человеком, вы должны ответить на вопрос: Всегда ли то, что я хочу для него,
будет ему хорошо?
Будьте предельно откровенны с ребёнком по всем вопросам его настоящего и будущего, не рисуйте ему радужные горизонты, которые могут не оправдаться.
С самого раннего детства учите ребёнка понимать слова: «можно», «нельзя», «надо»
Развивайте ответственность за его дела и поступки, не перекладывайте их на чужие плечи.
Дайте ребёнку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально вам в жизни не было.
Окончание встречи: Уважаемые родители! Успехов вам в воспитании ваших детей. Будьте им друзьями, уважайте их мнение, уделяйте им внимание, учите своим примером. Сразу благодарности или сиюминутного результата вы не увидите: дети могут быть скрытны, эгоистичны, излишне эмоциональны. Но пройдёт время, начнут сбываться планы, которые обсуждались в кругу семьи. Вы увидите результаты своей заботы и старания. Это и будет настоящая благодарность за ваши труды! Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага. Я благодарю всех за участие в сегодняшней встрече. Всего вам доброго.