ВЛИЯНИЕ ВЕДУЩЕГО КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ (МОДАЛЬНОСТИ)
НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема успеваемости школьников неоднократно поднимается специалистами, изучающими ее с позиций разных наук. В настоящее время существует ряд причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы определенной частью учащихся.
Актуальность темы связана с необходимостью изучения успеваемости учащихся с учетом их индивидуального стиля учебной деятельности. Особое внимание представляет анализ ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации как ресурса учебного успеха ученика.
Объектом исследования данной работы является успеваемость обучающихся.
Предметом изучения является изучение ведущего канала восприятия (модальности) и его влияние на успеваемость школьников.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между ведущим каналом восприятия учащегося и уровнем его успеваемости.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Выявить ведущий канал восприятия у учащихся 6-х и 8 -х классов.
- Сопоставить результаты диагностики ведущего канала восприятия с уровнем успеваемости учащихся.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между ведущим каналом восприятия и переработки информации, с одной стороны, и уровнем успеваемости, с другой.
Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; психодиагностика; метод экспертных оценок, статистическая обработка данных исследования.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия. Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации.
Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется ведущей модальностью. Это не значит, что он не может пользоваться другими каналами восприятия. Но в этом случае ему потребуется приложить дополнительные усилия, которые замедляют процесс усвоения учебной информации.
По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор.
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему ребенок говорит «Я ее не понимаю», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания.
В работе были сформулировали портреты учеников в зависимости от модальности и рассмотрели поведение на уроках, во время перемены.
Пришли к выводу, что не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
В исследовании участвовали 99 учащихся 6 «А», 6«В», 8 «А», 8 «Б».
Сначала были выявлены ведущие модальности каждого ученика.
Используя метод экспертных оценок (в качестве экспертов выступали учителя предметники и классные руководители), составлены краткие характеристики класса, что подтверждают ведущий вид восприятия большинства детей. Представили в виде диаграммы.
Следующее, была определена взаимосвязь между ведущим каналом приема и переработки информации учащихся и их результативностью обучения. Мы часто слышим от учителей «Он может, но ленится», что это значит?
Сопоставив, модальность ученика и его средний бал за первую четверть.
Были получены следующие выводы:
во первых, что в процессе интеллектуальной деятельности у каждого ребенка задействованы все три системы, но в различной степени, причем эта степень обусловлена индивидуальными особенностями испытуемого;
во вторых, что учебный успех учащихся класса и использование ими одного из каналов приема и переработки информации имеет определенную зависимость. А именно: аудиальная модальность характерна для ударников и учащихся, которые учатся на «3» и «4»; визуальная модальность характерна для хорошистов и отличников; троечники и неуспевающие по тем или иным предметам, как правило, кинестетики;
В третьих, у слабо успевающих учеников слабо развиты все каналы.
Есть ученики, у которых достаточно хорошо развиты каналы, но занимаются слабо. Про таких учеников учителя говорят: « Может, но ленится».
Значит, чтобы успевать по предметам, нужно развивать все каналы, так как учителя с учениками разговаривают в лучшем случае на разных модальностях. Следовательно, часть урока учитель разговаривает на понятном ученику языке, а перейдя на другую модальность, не развитую у ученика, слабо воспринимает информацию в результате пробелы в знаниях. Если учесть, что у учителей то же есть ведущая модальность, можно предположить, что интуитивно учитель переходит все - таки чаще на свой язык. И если ведущая модальность ученика не совпадает с ведущей модальностью учителя, ученику приходится еще труднее. И в таких ситуациях ученики говорят: «Я ее не понимаю, мы разговариваем с ней на разных языках».
Как же развить все каналы? В моем классе девочеки ходят на танцы много лет. А как развиты модальности у детей, которые ходят на танцы? Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что у них достаточно хорошо развиты все каналы. А это значит, надо ходить на танцы, хоть это и занимает очень много времени, но развивает все каналы, что позволяет в свою очередь хорошо учиться. Посмотрев какой канал слабо развит у ребенка, можно посоветовать каким занятием желательно заниматься.
Итак, учителям необходимо учитывать модальность каждого ученика. Мы написали памятку нашим педагогам, надеемся, что наш труд повысит успеваемость в нашей школе. И мы все будем разговаривать на понятном всем языке.
Советы педагогам
Любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ученика. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, но и уровень её организации.
Учителю необходимо помнить:
Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя.
Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче.
Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога.
Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.
Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Они - самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.
Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются в основном посредством мышечной памяти. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя. Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате. С ним желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.
Нельзя заставлять:
- кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала;
- аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием;
- визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
Можно требовать:
- от визуала быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
Замечания ученикам необходимо делать на их языке:
- визуалу – покачать головой, погрозить пальцем;
- кинестетику – положить руку на плечо, легко похлопать по нему;
- аудиалу – сказать шёпотом «Ш-ш-ш».
В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Вне зависимости от ведущей модальности человек лучше всего запоминает тот материал, который задействует все анализаторные системы! Полисенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности