Тренинговое занятие: " Портрет класса" можно провести во время проведения в школе " Недели толерантности". Основная цель: формирование толерантного отношения одноклассников между собой; развитие умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение; воспитывать уважительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать. Используются такие формы проведения как: " Мозговой штурм", работа в группах, коллективная работа. Используется методика " Бусы".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Для тренингового занятия учащиеся сидят на стульях полукругом.
Вступительное слово учителя:
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». На нашем занятии мы должны создать портрет класса, основываясь на основные принципы толерантности. Для начала следует познакомиться.
Давайте познакомимся:
Каждый участник занятия говорит имя рядом сидящего. При этом он должен охарактеризовать его одним прилагательным, которое начинается с той буквы, что и имя. ( Например, Сергей – серьёзный; Никита – надёжный и т.д.). Последний участник знакомит всех с первым.
Законы проведения тренингового занятия:
Учитель: прежде чем приступить к разговору, я предлагаю принять некоторые правила, которыми мы будем руководствоваться при разговоре. Итак:
правило поднятой руки
искренность, доброжелательность
умение слушать и умение говорить
правило закрытой двери (или правило шкафа)
быть пунктуальным
« Мозговой штурм»
Учитель: Как вы считаете, что значит быть толерантным? ( ответы учащихся, отвечают начиная с первого участника по кругу).
Работа в группах.
Я предлагаю объединиться в группы по четыре человека. Каждой группе выдаётся лист бумаги, авторучка. Задание следующее: написать мини сочинение, которое характеризовало бы ваш класс. (работают 10 мин).
Выступление представителей каждой группы. Учитель на доске записывает прилагательные, которые ярко выражали бы основные черты класса.
Учитывая запись на доске, учитель составляет так называемый «портрет класса».
5. Методика « Бусы»
Для проведения данной методики каждому учащемуся выдаётся набор бумаги из красных, зелёных и жёлтых листов для изготовления бусин в технике « мятой бумаги». Каждому ученику предлагается рассмотреть индивидуально «портрет класса». Если ребята согласны, то изготавливают бусину красного цвета, если нет – зелёную и жёлтую – если сомневаются. Затем каждый из них прикрепляет бусину с помощью скотча к доске. Должно получиться трое бус - красного, зелёного и жёлтого цвета. По длине бус можно сделать вывод.
6. Коллективная работа по изготовлению открытки-пожелания.
Сегодня мы с вами распределись по группам неслучайно. Кто-то из вас хорошо рисует, кто-то сочиняет стихи, а кто-то может со вкусом оформить подарок. Я предлагаю создать за несколько минут открытку- пожелание для всех присутствующих в классе.
Первая группа рисует на ватмане, вторая придумает её оформление и название, может девиз, а третья – сочинит пожелание для всего класса.
Когда будет все готово, вывешиваем открытку на доску.
Вывод: Ребята, вы все такие разные, вы обладаете разными талантами и способностями, которые свойственны только вам, но это не помешало вам создать общую работу. Каждый из вас, дополняя друг друга, подарил себе и однокласснику открытку-пожелание. Взаимодополняемость - одна их основных черт толерантности. Мы доказали, что при желании, мы можем жить дружно.
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Литература.
1.Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру – М.: Издательство
« Бонфи», 2001.
2. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии. Сборник методических разработок / Под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: Центр « Педагогический поиск», 2010.