Просмотр содержимого документа
«Свет рождественской звезды»
Классный час
«Свет рождественской звезды»
СЛАЙД 1
Видео «Рождественская песня» СЛАЙД 2
Классный руководитель: С каким праздником связана библейская история, воспроизведённая в песне детей?
(ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)
Классный руководитель: Да, действительно, это Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира.
Сейчас идёт Рождественская неделя. Она проходит под знаком любви, света, добра, милосердия, сострадания к ближнему. Что вы знаете об этой неделе?
(ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)
Думаю, никто в нашей стране не сможет вам рассказать о Рождестве лучше, чем тот человек, который сегодня обращается к вам. Это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
ВИДЕООБРАЩЕНИЕ ПАТРИАРХА.
Классный руководитель: Ребята, посмотрите наиллюстрацию, которая тоже рассказывает нам эту библейскую историю.
СЛАЙД 3
Вглядитесь в лица мудрецов на репродукции, обратите внимание на цветовую гамму полотна, что вы можете сказать? Какие чувства испытывают волхвы, увидев Святого младенца?
Как краски, используемые художником, передают настроения и волхвов, и Девы Марии?
- Кто такие волхвы?
- Какие дары принесли они родившемуся младенцу? Что они символизируют?
(ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)
А теперь я предлагаю вам послушать рассказ об этом празднике замечательного русского писателя и поэта Бориса Леонидовича Пастернака.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОРОЛИКА (НА ОСНОВЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Б. ПАСТЕРНАКА «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА»)
https://razgovor.edsoo.ru/video/1490/)
Чудо в стихотворении Бориса Пастернака происходит в обыденной обстановке. Что помогает вам понять это?
«дул ветер», «спросонья», «звери в пещере», «ослики в сбруе» …
Но тем не менее в произведении тесно переплетается обыденное и чудесное. Какие слова убеждают нас в этом?
Как вы полагаете, что Пастернак хотел нам сказать этим соседством обыденного и чудесного?
чудесные вещи могут случаться в обычной повседневной жизни. Что можно назвать чудом в нашей реальной жизни?
(ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)
Работа с ассоциациями. СЛАЙД 4
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дар»?
- Какое современное общеупотребительное слово близко слову «дар»?
Работа со значение слов «дар» и «подарок»
Чтение словарного определения и внесение дополнений в ассоциации: дар – пожертвование, способность, талант.
В чём ценность подарка?
Кто получает удовольствие от подарка?
«Дар есть благословение дающему». Фрэнк Герберт (американский писатель-фантаст). СЛАЙД 5
- Как вы понимаете эти слова американского писателя-фантаста?
Библейские мотивы часто становятся основой произведений мировой литературы. Так и история о преподнесении волхвами даров младенцу Иисусу нашла отражение в рассказе, герои которого тоже делают друг другу Рождественские подарки. Вспомните, как называется это произведение? Кто его автор?
- Любите вы сами получать подарки, а дарить?
- Как вы воспринимаете их поступок?
- На что надеялись герои, выбирая друг другу подарки?
- Что думала Делла, когда выбирала цепочку?
- Что подчеркнули бы гребни, которые Джим подарил Делле?
- Какие подарки, по вашему мнению, более ценны?
- А что получили герои с такими, на первый взгляд, бесполезными для них подарками?
Давайте снова вернемся к заголовку и посмотрим, как соотносится название и содержание новеллы. Для этого обратимся к последнему абзацу и выразительно прочитаем его. Затем ответьте на вопрос: почему «из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им»?
- Кого называет волхвами автор?
- Более того он ставит их даже выше волхвов, называя их мудрейшими из дарителей. Почему?
- Что и почему подарили Иисусу волхвы, что и почему подарили друг другу в канун Рождества Делла и Джим.
- Можно ли назвать финал рассказа счастливым?
- Что герои, действительно, подарили друг другу?
Объясните, почему рассказ называется «Дары волхвов».
- Положив начало обычаю дарить подарки, древние мудрецы дали людям возможность проявить себя в выборе дара, и в отношении к тем, кому готовится дар.
«Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища…
Ребята, дома вы думали над тем, что бы мы могли подарить своим близким, не имея ни копейки. Ведь не дороговизна в прямом значении этого слова определяет ценность подарка. Сочинение на тему: «Я подарю тебе…»
На Руси к Рождеству выпекалось специальное печенье.
Как оно называлось? Что символизировало?
Это печенье в различных областях России имело разные названия. К примеру, на севере его называли «козули» или «козульки». В центральной России – «коровки». На юге и юго-западе – «колядашки».
Подарить Обрядовое значение печенья обуславливалось тем, что такой выпечкой одаривались гости, родственники и колядующие. И еще несколько печенюшек надлежало сохранить до следующего года, как оберег от несчастий.
Рождество относится к тем праздникам, которые сближают нас, наши семьи, наше общество, призывают нас быть внимательными друг к другу!
Отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда»