Сценарий классного часа , посвященного памяти военных лет.
Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №66 Чупова Л. В.
Тема: «12 февраля 2014 день освобождения Краснодара от захватчиков».
Цель: Знакомить ребят с героическим прошлым нашей страны, прививать гордость за Победу в Великой Отечественной войне, воспитывать уважение к старшему поколению, воинам, ценой собственной жизни освободившим страну.
Приглашен Бекляев Дмитрий Изедович - летчик-капитан запаса, участник боевых действий в Чеченской республике и Моздоке.
Оборудование: Интерактивная доска, фотографии военных лет, военные экспонаты.
Гость рассказывает детям о значимости военных в мирное время, рассказывает о своей работе, показывает экипировку, фотографии, отвечает на вопросы.
Учитель. Дети вы знаете какое важное событие наступит в Краснодаре в феврале 2013 года? Несмотря на то, что много воды унесла река времени после Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелище сожженных городов и деревень, выросли новые поколения, мы помним 12 февраля 2013 года и празднуем 70-летие освобождения Краснодара от захватчиков, что стало одним из кульминационных событий в освобождении Кубани.
(слайд1)
Звучит песня В. Высоцкого "Минуты тишины".
1 ученик
(слайд2) Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
Учитель
За четыре года в ряды Советской армии на защиту Отечества ушло более 700 тысяч кубанцев, 500 тысяч из которых не вернулись домой. За время оборонительных и наступательных боев (август 1942 - сентябрь 1943 года) на территории Кубани погибло более 120 тысяч советских солдат и офицеров, 12 воинов повторили подвиг Александра Матросова и были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
(слайд2)
2 ученица (слайд3)
Юлия Друнина ЗИНКА Памяти однополчанки — Героя Советского Союза Зины Самсоновой.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет…
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: «Вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
3 ученица
С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала…
Звучит песня "Журавли".
Учитель (слайд4)
Более полугода, а в отдельных районах края почти год, длилась оккупация немецко-фашистскими захватчиками кубанских городов, станиц и хуторов. С первых дней оккупации фашисты начали зверствовать над мирными жителями. С войной пришёл голод, все, в том числе и дети, недоедали. Детям военных лет трудно давалась учёба. Не хватало учебников. Ручками служили куриные и гусиные перья, писали на страницах старых книг и газет. У большинства семей не было даже керосиновых ламп, вечером дети готовили уроки у печей или использовали самодельные фитили. Некоторые школы и вовсе были закрыты.
4 ученик (слайд5)
"Не" и "Ни"
Мне рассказывал смоленский
Паренек:
– В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"
С. Маршак
Учитель (слайд6)
Во время войны дети теряли родителей, братьев и сестер, рано взрослели. Подчиняясь лозунгу «Всё для фронта, всё для победы!», совсем юные шли на работу, становились к станку, помогали взрослым, собирали по домам для фронта вязанные носки и другую теплую одежду.
5 ученик
Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно –
На ней ни капли жира.
Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.
В. Берестов.
Учитель
Важнейшую роль в достижении успеха сыграло то, что особо мужественно оборонялись жители Кубани, и не только в составе советских войск, но и в партизанских отрядах, сформированных по всему Краснодарскому краю и Адыгее.
Чтобы помочь взрослым дети брались за любую посильную работу.
5 ученица (слайд7)
Ей пятнадцати нет. Девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель со стужей
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
6 ученица
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
7 ученица
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Т.Черновская.
Но дети остаются во многом детьми даже в тяжелейших условиях. Они одержимы игрой, приключением, любопытством. А война – возможность отличиться, проявить геройство, проявить себя как личность.
7 ученик (слайд8)
Везёт на фронт мальчика
товарищ военный врач.
Мама моя, мамочка,
не гладь меня, не плачь!
На мне военная форма –
не гладь меня при других!
На мне военная форма,
на мне твои сапоги.
Не плачь!Мне уже двенадцать,
я взрослый почти…
Двоятся, двоятся, двоятся
рельсовые пути.
В кармане моём документы –
печать войсковая строга.
В кармане моём документы,
по которым я – сын полка.
Прославленного, гвардейского,
проверенного в огне.
Я еду на фронт.
Я надеюсь,
что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу,
что время моё пришло…
Завидев меня, старухи
охают тяжело:
«Сыночек…Солдатик маленький…
Вот ведь настали дни…»
Учитель (слайд9)
Не жалея собственной жизни воины защищали свою Родину.
а в тылу их ждали родные и любимые семьи.
8 ученик (слайд10)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Именно бои за Кубань стали решающими во всей операции по освобождению советского Кавказа. Потери врага только за время наступательных операций составили 281 тысячу солдат и офицеров, 1358 танков, 2 тысячи самолетов, 7 тысяч орудий и минометов, 22 тысячи автомашин, 35 тысяч мотоциклов, 54 тысячи велосипедов и самокатов.
9 ученик (слайд11)
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и “катюши”.
Висят во всю листа длину
Снаряды жёлтые, как груши.
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы.
И берегут они свои
Огнём кричащие альбомы.
Благодарю свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.
А. Богословский.
Горе пускай пройдет через ваши дворы,
Чаще целуйте вы нежные матери руки,
Пусть в вашем доме не будет,
Ни ссор, ни разлуки,
Простите, вернитесь, пожалуйста, будьте добры.
Пусть на полях не завьюжит военная вьюга,
В старых траншеях мальчишки разводят костры,
Будьте добры, берегите от смерти друг друга,
Ну, что же вы. право, пожалуйста, будьте добры.
А. Тальковский
Учитель (слайд12)
Фашисты расстреляли, повесили и отравили газом в душегубках более 60 тыс. мирных жителей Кубани. Более 30 тыс. были угнаны на каторжные работы в Германию. В груды развалин были превращены станицы и города края. Огромные разрушения, отступающие гитлеровцы, произвели в Краснодаре, Майкопе и Ейске и других городах.
Не плачьте в горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
Поклонимся великим тем годам,
Тем самым командирам и бойцам!
И маршалам страны, и рядовым.
Поклонимся и мертвым и живым!
Всем тем, кого забыть нельзя.
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей,
Поклонимся за тот великий бой!
(Р. Рождественский.)
Учитель
За четыре года в ряды Советской армии на защиту Отечества ушло более 700 тысяч кубанцев, 500 тысяч из которых не вернулись домой. За время оборонительных и наступательных боев (август 1942 - сентябрь 1943 года) на территории Кубани погибло более 120 тысяч советских солдат и офицеров, 12 воинов повторили подвиг Александра Матросова и были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
(слайд13)
Объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Учитель (слайд14)
В 1943 году в Москве состоялся праздничный салют в честь освободителей Тамани. Победные бои на Таманском полуострове завершили освободительную битву за Кавказ, за наш родной Краснодарский край.
Память о тех, кто защищал нашу родную землю, всегда остается в наших сердцах.
День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир!
Песня «День Победы» Муз Е. Четверикова Сл. Т. Белозерова.