Статья "Работа классного руководителя по развитию детей с признаками одаренности"
Статья "Работа классного руководителя по развитию детей с признаками одаренности"
В статье рассматриваются принципы и система работы классного руководителя по развитию детей с признаками одаренности в среднем и старшем звене школы. При такой системе работы выпускники, заканчивающие среднюю школу, отличаются активной жизненной позицией, коммуникативностью и работоспособностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа классного руководителя по развитию детей с признаками одаренности"»
Работа классного руководителя по развитию детей с признаками одаренности
Одаренность - это системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения ребенка с признаками одаренности.
Моя цель, как классного руководителя, создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки детей c признаками одаренности и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Я придерживаюсь точки зрения, что все дети в классе одаренные, и считаю, что наследственный фактор важен, но на практике чаще успехов добиваются дети, которые упорно трудятся. Недаром говорят, что талант – это 99% труда и 1% наследственности. Поэтому с этой точки зрения одаренность развивается прижизненно в весьма широком диапазоне, и этот процесс во многом определяется методами и условиями обучения, воспитания и развития одаренных детей.
В 2008 году я стала классным руководителем 5»А» класса, в котором было 25 учащихся. Это был мой третий выпуск. Огромная роль в развитии детской одаренности, на мой взгляд, принадлежит семье и учителям начальной школы. Пятиклассники из начальной школы пришли подготовленными, дисциплинированными, обладавшими всеми общеучебными навыками, с жаждой новых знаний и открытий. Это была заслуга учителя начальных классов Ишковой Натальи Сергеевны. В пятом классе среди детей было много лидеров, открытых, с положительной Я-концепцией, большинство экстравертов, с холерическим темпераментом. Энергия у ребят била через край, и её нужно было направить в верное русло. Им все было интересно, дети были очень активными, и, все, хотели участвовать в любом классном и школьном мероприятии (и участвовали). Мне удалось создать оптимальную среду для развития у каждого ребенка способностей и талантов. В школьные годы «Я – концепция» - это основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная «Я - концепция» («Я нравлюсь. Я способен. Я значу.») способствует успеху, эффективной деятельности, максимальному развитию личности ребёнка. Отрицательная «Я - концепция» («Я не нравлюсь. Я не способен. Я не нужен.») мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. На протяжении всего периода обучения детей в школе в воспитательный процесс были вовлечены родители учащихся.
Как учитель и классный руководитель старалась неукоснительно придерживаться следующих принципов работы с детьми.
- У меня нет любимчиков, я люблю всех детей и признаю уникальность каждого ребенка, которая исключает усреднение и сравнение детей друг с другом.
- Бережно отношусь к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе.
- Считаю, что каждый ребенок в классе - полноценная человеческая личность, которая является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе.
- Защищаю интересы ребенка.
- Использую принцип диалогичности в общении с детьми, принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип развивающего и воспитывающего обучения.
- Постоянно поддерживаю тесную связь с родителями.
-Применяю принцип непрерывности сопровождения развития каждого ученика с 5 класса до окончания средней школы. С пятого класса формировала личное портфолио на каждого ученика, где фиксировала все успехи и достижения ребенка. Систематически, год за годом, отслеживала индивидуальную траекторию развития ребенка, корректируя и направляя её. Этапы сопровождения развития каждого ученика в классе были следующими.
Диагностический
Уточнение выявленной одаренности. Составление индивидуального плана развития.
Проведение работы на развитие одаренности.
Анализ промежуточных результатов сопровождения ребенка с признаками одаренности.
Коррекция и работа на развитие одаренности и т.д.
С пятого класса систематически формировала у детей чувство локтя, дружбы, коллективизма, сплоченности. Наш девиз в классе с 5 по11 классы: «Один за всех, и все за одного». Поэтому у классного коллектива накопилось огромное количество грамот, дипломов, сертификатов в разных сферах деятельности и на разных уровнях. Участвуя в региональном конкурсе «Портфолио», в номинации «Портфолио класса»
(г. Минусинск) коллектив 9 «А» в 2012 году занял первое место.
Результаты за эти годы налицо:
-2007 – 2008 уч. год - 5 «А» класс признан самым интеллектуальным классом школы;
-2008- 2009 уч. год: по результатам итогов года 6 «А» класс» занял 1 место по итогам игры в ДШО «Ритм» на звание «Лучший класс», звание «Самый спортивный класс»;
-В 2009 -2010 учебном году 7 «А» класс занимал ведущие позиции в жизни школы в спорте, труде, активном отдыхе, учебе, художественной самодеятельности, звание «Самый спортивный класс»;
-2010 – 2011 учебный год – звание «Самый спортивный класс». Шестакова Наталья стала стипендиатом главы района в номинации «Интеллектуальная деятельность в области естественных наук».
В 2011-2012 учебном году четверо учащихся класса единогласно выбраны членами школьной детской организации «Ритм» министрами радиовещания, культуры, здравоохранения и порядка.
В 2012 -2013 учебном году двое учащихся стали стипендиатами главы района: Богданов Максим (общественная деятельность) и Кузьмина Настя (достижения в спорте).
В 2013 – 2014 учебном году стипендиатом района за стипендиатом главы района становится Тесленко Анастасия в номинации «Интеллектуальная деятельность в области естественных наук».
И опять класс занимал ведущие позиции в жизни школы. Богданов Максим являлся президентом детской школьной организации «Ритм» и членом районного детского Парламента в течение двух лет.
Перед выпускниками в 11 классе стояли более сложные задачи: качественно подготовиться и хорошо сдать ЕГЭ, окончить среднюю школу и самоопределиться в дальнейшей взрослой жизни.
В настоящее время 9 выпускников из 10 являются успешными студентами ВУЗов и СУЗов Красноярского края и имеют активную жизненную позицию. Пятеро выпускников обучаются в высших учебных заведениях, четверо – в средних учебных заведениях. Я уверена, что они будут такими успешными и во взрослой жизни и каждый, на своем месте, внесет большой вклад на благо России.
Список литературы:
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие. - М.: «5 за знания», 2006.
Карманчиков А.И. Одаренность: диагностика и технология развития мышления учащихся: Метод. пособие. - М.: Педагогическая литература, 2008.
Проект концепции работы с одаренными школьниками
в Красноярском крае до 2015 года «Одаренные дети Красноярья», 2010.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008..