Просмотр содержимого документа
«Статья «Классный руководитель»»
Статья «Классный руководитель– творец и созидатель…»
Учитель, Творец и созидатель. Учитель, Ты истины создатель. Ты тот, что вечно будет на устах. Кто всё преодолеет, Ведь ни страх, Ни трудности не сломят, И всегда ты выйдешь победителем, Луч света всем неся.
Лебедева Л.В.
Классный руководитель … Кто же это? Какая у него должна быть педагогическая философия? У каждого из учителей рано или поздно возникает этот вопрос. Слова В. Ключевского, взятые мною в качестве эпиграфа, отражают мою философию. Почему же нужно любить свой предмет… Да потому что лишь педагог, увлеченный своим делом, занимающийся самообразованием ради «увлечения и обучения детей», достоин истинного звания Учитель. Это, конечно, моё мнение. Но если ты идешь на урок и думаешь уже о его завершении, значит ты выбрал не то дело, значит не будет этого блеска в глазах, тех быстро и с волнением произносимых слов, но слов столь дорогих, которые истинные педагоги слышат на своих занятиях. А чтобы этот неповторимый энтузиазм учеников возникал, необходимо любить этих порой непослушных, порой поражающих своими вопросами учащихся, необходимо думать об их будущем, идти с ними в ногу, ведь современные технологии развиваются даже быстрее, чем мы можем представить.
Цель моей педагогической деятельности – это воспитать будущего профессионала, конкурентно способную личность. Ведь сейчас важно развивать такие черты характера, как лидерство, умение общаться, работать в группах, и владение русским языком играет в этом немаловажную роль. Это необходимо для того, чтобы в будущем ты был хорошим специалистом, твой бизнес процветал или реклама была действенной.
Чтобы стать первоклассным профессионалом в любой сфере деятельности, недостаточно знаний исключительно в рамках своей специальности. В современном мире преимущество за людьми широкого кругозора, высокой культуры. Культура – это не только вежливость, знание этикета, это в первую очередь грамотная и красивая речь. На уроках русского языка и литературы, особенно в выпускных классах, я стараюсь учитывать особенности той будущей специальности, к которой стремится ученик, ведь наши дети не просто учащиеся, но ещё и будущие специалисты, а так как я являюсь не только учителем, но и классным руководителем, то я стараюсь, чтобы учащиеся и во внеклассной деятельности старались ставить перед собой проблемные вопросы. Приведу пример.
Мой класс очень необычен: шесть девочек и один мальчик. Этот класс за два года стал сплочённейшим классом гимназии. Спросите, как? Просто изначально мы начали работать в своеобразном триумвирате: учитель - ученик - родители. И на уроках, и во внешкольной деятельности мы старались и стараемся ставить перед собою проблему и решать её, ведь это делает нас сильнее, укрепляет дух, и, конечно, учит. Ведь, как ни крути, а мы должны учить детей, но не «закапывать» детей в море терминов и упражнений, а заинтересовывать их.. Вы скажете: «Утопия». Вовсе нет. Если это урок, то представь, что это ты ученик, если это поход в театр, то пусть дети отразят свои впечатления (кто устно, кто в эссе). Я называю это «действие с продолжением». А мы ведь иногда рассказали, показали и всё. Не бойтесь возвращаться к прежним урокам, мероприятиям. Цепь необходима, эта цепь создает будущий «браслет» нашего выпускника. Хоть несколько минут на уроке, но посвящаю творческой деятельности, она может быть разной: от работы в группах до техники экспресс-рефлексии “Синквейн” (пятистрочие).
Владение русским языком и знание литературы, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускников школ во всех областях жизни.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие творческих способностей обучающихся, развивает мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Знание русского языка помогает развить и совершенствовать у творческой личности коммуникативную, языковую, языковедческую и культуроведческую компетенции.
И я нашла для себя ту образовательную систему, которая помогает развивать именно творческого ученика. Это образовательная система «Школа 2100». Все учебники Бунеева Р.прекрасно развивают способности детей, делают учебу увлекательной. Обучаются и "сильные", и "слабые" одинаково с интересом, т.к. в учебниках предусмотрены разноуровневые задания. У каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Дети учатся действовать самостоятельно. Учебники Бунеева Р. действительно помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ, уже с 5 класса мы ведём не только рабочую тетрадь, но и тетрадь «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где записываем нужные правила и выполняем тестовые задания, приближенные к ЕГЭ.
Так как в нашей гимназии в основном татарские классы, то мы должны это учитывать и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Межпредметные связи на уроках – это огромное подспорье в развитии творческих способностей учеников. К примеру, на уроке «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»в 8 классе можно использовать такую таблицу:
Тире между подлежащим и сказуемым
Ставится если:
подлежащее сказуемое
выражено выражено:
1. существительное – существительное 2. существительное – числительное 3. существительное – неопределенная форма глагола 4. числительное – существительное 5. неопределенная форма глагола – существительное 6. неопределенная форма глагола – неопределенная форма глагола.
Данный урок и статья «Элементы лексических систем татарского и русского языков» опубликованы на сайте нашей гимназии. При изучении многих тем русского языка необходимо прибегать к литературному материалу, к примеру, при изучении устойчивых сочетаний использовать сборник Н.В.Гоголя «Миргород».
Разг..варивали с ... на глаз; Ему и всего(то) без ... н..деля; Пр..едет с ... на час; Час от ... не легче; Пиро..ки с ... с жару; О нем ни ... ни духу; Не зная ... , не суйся в воду.
На своих занятиях я стараюсь применять такие методы, как мозговой штурм, синектика, синквейн, кластер, фишбон, пирамидную историю, они действительно развивают воображение, учат мыслить самостоятельно. Для активизации творческого мышления в своей работе использую метод мозгового штурма. Например, на уроке русского языка в 6 классе по теме «Употребление прилагательных в речи». Мозговой штурм позволяет получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Правила мозгового штурма таковы: принимать все идеи, даже абсурдные. Никакой критики. На первом этапесоздаем банк идей. Ученики группы получают задания, которые помогут определить роль прилагательных в речи. Задание первойгруппе:у прилагательных не было своих рода, числа, падежа. Как помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? (Попросить у существительных, предложить ему свои услуги взамен этихкатегорий). Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым). На втором этапе нужно проанализировать все свои идеи. Какие из них самые важные, докажите! На третьем этапе обработать свои результаты, сделать окончательный вывод.
Использую на уроках метод синектики. Для того чтобы использовать этот метод, нужно сначала научить школьников владеть различными видами аналогий. В начале урока по теме«Закрепление изученного о глаголе» (6 класс) на доске можно сделать схематическую запись
Дети придумывают изображения, схематически зарисовывают сформулированные цели: 1– закрепить понятие о глаголе как о части речи, о его функциях; 2 – повторить грамматические категории глагола, 3 – закрепить правописание глаголов, 4 – развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи, 5 – практически использовать полученные знания.
Очень продуктивно в качестве разминкииспользовать«Синквейн» (пятистрочие). Например, на уроке русского языка по теме «Учимся употреблять прилагательные в речи» (6класс).
1 строка – Война (задаётся учителем)
2 строка – подобрать к этому существительному два прилагательных
3 строка – подобрать три глагола
4 строка – составить предложение
5 строка – заключительная фраза
Война
Жестокая, кровопролитная
Уничтожает, губит, разрушает
Война губит всё живое в мире.
Мы против войны.
Чтобы воспитывать творческих учеников, нужно и самой быть творческой личностью, быть в курсе происходящих изменений в науке, в технике и т.д. Накопив небольшой, но всё-таки багаж знаний, я продолжаю постоянно заниматься самообразованием, ведь «Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество» (Сократ).
Мне очень близки слова В.А. Сухомлинского «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний». Поэтому ищу, пробую, экспериментирую.