Статья Классный руководитель- архитектор классного коллектива
Статья Классный руководитель- архитектор классного коллектива
Уважаемый коллега!
Вы стали классным руководителем. С этого дня на несколько лет этот класс будет для Вас родной семьей, а его беспокойные ученики – Вашими детьми. Вы стали классным руководителем, значит, педагогический коллектив в Вас поверил, в Ваши знания, в Ваши человеческие качества.
Приступая к работе в новом для Вас педагогическом качестве, присмотритесь к стилю, к работе своих коллег, чье мастерство является гордостью педагогического коллектива. Постоянно обращайтесь к работам новаторов сегодняшнего дня, – и мастерство Ваше будет расти
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья Классный руководитель- архитектор классного коллектива»
Статья
Вы стали классным руководителем
Ученики – продолжение учителя
К.Насыри
Уважаемый коллега!
Вы стали классным руководителем. С этого дня на несколько лет этот класс будет для Вас родной семьей, а его беспокойные ученики – Вашими детьми. Вы стали классным руководителем, значит, педагогический коллектив в Вас поверил, в Ваши знания, в Ваши человеческие качества.
Приступая к работе в новом для Вас педагогическом качестве, присмотритесь к стилю, к работе своих коллег, чье мастерство является гордостью педагогического коллектива. Постоянно обращайтесь к работам новаторов сегодняшнего дня, – и мастерство Ваше будет расти.
Организация и содержание деятельности классного руководителя в современных условиях обусловлено следующими особенностями воспитательной работы:
новый взгляд на ученика не как на объект, а как на личность, на партнера в организации и проведении дел на основе сотрудничества и взаимопонимания;
сегодняшнее время требует людей ярких, неординарно мыслящих, умеющих принимать решения в нестандартных ситуациях, отвечающих за свои поступки и действия, выстраивающих личную жизненную карьеру, что является необходимым следствием систематической индивидуальной работы;
использование в содержании воспитательной работы тех актуальных проблем, которые волнуют ребят: политика, право, экономика, экология, межнациональные отношения, любовь, семья, будущая карьера.
Из многообразия деятельности классного руководителя можно выделить три основные функции, которые классный руководитель реализует в своей деятельности:
- классный руководитель – организатор жизнедеятельности детского коллектива;
- классный руководитель – организатор деятельности учителей-предметников, работающих в классе;
- классный руководитель – организатор совместной деятельности с родителями, трудовыми коллективами и общественностью микрорайона, привлекаемой к внеурочной воспитательной работе, организатор педагогического общения детей вне школы.
Основой реализации этих функций является всестороннее знание учащихся, их возрастных, психологических и индивидуальных особенностей, условий их жизни, быта. Только знание детей, проникновение в их внутренний мир поможет Вам понять ребят, а без этого взаимопонимания невозможна совместная деятельность, добрые и полезные дела.
Главной Вашей заботой является создание коллектива, который бы отличался доброжелательным микроклиматом, имел свое общественное лицо, жил по законам дружбы.
Изучение учащихся и создание коллектива – две стороны одной медали, взаимосвязанные и взаимодополняемые.
Изучение учащихся и создание ученического коллектива возможно, прежде всего, в деятельности: совместной подготовке, организации и проведении социально значимых дел. Педагогические наблюдения, индивидуальные и групповые собеседования, встречи с родителями, друзьями, постоянное общение с ребятами, – все это поможет Вам изучать их, вместе формировать и создавать коллектив.
Современная педагогика повернулась лицом к человеку, человеку во всем его многообразии, человеку уникальному. Целостное восприятие человеческой жизни становится основой новых психолого-педагогических концепций. Становление личности, ее духовное и физическое развитие - проблемы, стоящие на стыке философских, гуманитарных и социальных наук. Социокультурная ситуация обуславливает необходимость учета духовной жизни общества, экономических, экологических и социальных проблем, религиозных учений, национально-региональных особенностей и традиций, образовательной среды в воспитании подрастающего поколения.
«Среда» в самом общем смысле понимается как окружение, совокупность условий и влияний на растущую личность.
Создаваемые в настоящее время воспитательные системы способны решать задачи развития личности. Однако, многие педагогические коллективы не готовы к другой постановке вопроса: способствовать самообразованию и саморазвитию личности и с этой целью определенным образом конструировать образовательно-воспитательное пространство, способствующие развитию личности.
Образовательная среда является основополагающей в формировании классного сообщества. Понятие «сообщество» появилось как термин нового образования, подчеркивающий со-вместность, со-причастность, со-организованность, общие дела как фактор влияния на развитие личности.
Созданию и сплочению коллектива способствуют лидеры – формальные и неформальные. Помните, что именно в классе каждый должен пройти школу общественной активности, научиться быть организатором дел и исполнителем. В этом Вам помогут: чередование творческих поручений, создание советов дела, конкурсы на лучшее проведение дела, «мозговые» штурмы.
Главная задача классного руководителя состоит в включении коллектива в разнообразную социально-полезную деятельность.
А это возможно при условии правильного планирования и определения конкретного содержания воспитательной работы, что позволяет последовательно накапливать усложняющиеся знания, приобретать необходимые практические умения и навыки, развивать духовные запросы и нравственные ценности.
Мы очень советуем Вам начать свою работу с определения перспективной программы, рассчитанной на все время работы с данным классом, учитывающей уровень воспитанности, степень подготовленности учащихся (какими мы хотим видеть своих воспитанников на выходе из школы).
Очень важно продумать не только содержание внеурочной работы, но и определить виды деятельности, формы и методы работы.
.
Главное, чтобы общение с ребятами, любое дело и мероприятие носило дискуссионный характер, формировало оценку, отношения, позитивное общественное мнение. В основе воспитательной работы – деятельность, общественно значимая, общественно полезная, на пользу друг другу, школе, родителям, окружающим людям.
Главный труд школьников – учеба. Развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них ответственности за свои знания, вопросы самообразования и культуры умственного труда – решению этих задач помогут Вам учителя-предметники, работающие в Вашем классе. Вам очень важно знать уровень познавательных способностей и возможностей учащихся, оказывать помощь в «выращивании» отличников учебы, в повышение престижа знаний в классе, организуя общественные смотры знаний, конкурсы знатоков наук, написание и защиту рефератов, фантастических проектов и т.д.
Результативность Вашей работы, Ваши отношения с классным коллективом во многом определяются отношениями с родителями воспитанников. Прежде всего очень тактично изучите родителей, их увлечения, характер общения в семье, в чем они смогут Вам помочь. Организуйте для них встречи и консультации специалистов; проводя родительские собрания, найдите хорошие слова для каждого ребенка. В этом поможет Вам общее чаепитие, концерт силами родителей и учащихся, выставка поделок и др. Помните, что каждый взрослый человек многое умеет. Постарайтесь убедить родителей, что их помощь в организации жизни класса просто необходима.