мини-лекция «Сон у подростков: влияние на учебу и поведение»;
обсуждение видеоматериала;
творческая работа в группах;
тренинговые упражнения на релаксацию посредством дыхательных техник;
работа с разделом гайдбука «Как помочь подростку улучшить сон. Советы родителям».
Заключительная часть:
рефлексия;
раздача информационных материалов.
Ожидаемые результаты
Родители:
получат мотивацию к поддержанию оптимального режима сна подростка;
будут понимать значение сна как важной составляющей здорового образа жизни ребенка подросткового возраста;
овладеют навыками поддержки качества сна подростка.
Продолжительностьзанятия:1 ч 10 мин.
Хроно- метраж
Содержание
Ресурсы
2 мин.
I. Вводнаячасть
Вступительная беседа об актуальности темы Пояснение цели и задач занятия
Слайд 1
Слайд 2
5 мин.
II. Основнаячасть
Разминка. Задание «Мифы и правда о сне» Фронтальнаяработасаудиторией.Участники группы получают карточки двух цветов, одна из которых означает Да (согласие), другая – Нет (несогласие).
Педагог озвучивает тезис, родители поднимают карточки. Педагог предлагает кратко высказать аргумент в защиту своего выбора.
Слайд 3 Карточки двух контрастны х цветов
(например:
10 мин.
Краткоеобсуждение,вывод
Миф1.Каждый человек должен спать по 8 ч.
Миф2.Спать на жестком матрасе всегда лучше, чем на мягком.
Миф3.Неважно, когда вы спите, главное, чтобы общее количество часов сна было достаточным.
Миф 4: Перед сном лучше не кушать. Миф 5. Сов и жаворонков не существует, а есть просто люди, ленящиеся вставать.
Мини-лекция«Сонуподростков:влияниенаучебу и поведение»
Родителям подростков знакома ситуация, когда приходится заставлять ребенка ложиться спать в 22:00. Подростки активно бунтуют против этого правила, ведь вечером у них множество своих «дел»: общение с друзьями в социальных сетях, просмотр фильмов и сериалов, компьютерные игры и т. п. Все эти занятия – антонимы хорошего сна.
Однако не стоит сразу ругать подростка за поздний отход ко сну. Это естественные процессы, которые протекают в растущем организме.
В физиологии существует такое понятие, как циркадные ритмы, которым подчиняется наш организм. Циркадные ритмы – это периодические изменения психическогоифизическогосостояния,происходящиев течение суток, т. е. внутренние биологические часы
человека. Такие ритмы контролируются областью головного мозга, на которую воздействует свет (так называемый циркадный водитель ритма). Циркадные ритмы подростков сдвигаются в сторону режима совы. В связи с этим подросткам труднее вставать и ложиться в ранние часы. Крепче всего подростки спят в 7 ч утра – как раз, когда пора вставать и собираться в школу.
Режим сна школьника отличается от взрослого. На схеме показано, насколько сильно различие. Синяя линия – среднестатистический взрослый, желтая линия – среднестатистический подросток.
Педагогпредлагаетпосмотретьотрывокиз видеофильма.
красная карточка – да, это миф; синяя – нет, это не миф, а правда).
Слайд 4
https://www.youtube.com
/watch?v=n60UP1UbWh
8
Просмотр видео:
с 6 мин.19
сек. до 7
мин. 08 сек.
Слайд 5
В подростковом возрасте гормон, отвечающий за засыпание, – мелатонин, вырабатывается медленнее, чем у детей и взрослых. Мелатонин необходим организму для регулирования сна, так как он запускает процесс засыпания. Шишковидное тело (железа в мозге) начинает вырабатывать его, когда человек оказывается в темноте, и перестает, когда светлеет – это основной механизм работы циркадных ритмов. Сигнал об изменениях освещения в мозг отправляет наша сетчатка. Из-за того что в разные времена года продолжительность дня отличается, больше всего мелатонина организм производит зимой, а меньше – летом.
Таким образом, нарушения сна подростков имеют объективные и субъективные причины.
Мы постараемся вместе раскрыть эти причины и поговорить о путях решения этих проблем.
25 мин.
10 мин.
Творческаяработавгруппах
Участники делятся на четыре группы (педагог выбирает способ), получают материалы: листы бумаги, маркеры. Представители групп получают карточки с темами для творческой работы.
Задание:раскрыть тему, используя ключевые слова, рисунки, символы.
Темы: «Нарушения сна: причины», «Нарушения сна: последствия», «Гигиена сна: правила для родителей»,
«Как подготовиться к сну: советы подростку».
По завершении работы каждая группа презентует результаты, которые обсуждаются всеми участниками.
Тренинговыеупражнениянарелаксацию посредством дыхательных техник
Педагог демонстрирует дыхательные техники для релаксации перед сном, которым родители могут обучить детей, и предлагает совместно потренироваться в их выполнении.
4 дыхательных техники для хорошего сна Искусство регулировать дыхание – один лучших способов настроиться на сон. Хотите, чтобы бессонница оставила вас в покое? Уделите минутку дыхательным упражнениям!
Замедление
Многие люди даже не представляют, насколько это приятно: почувствовать работу диафрагмы, брюшного пресса и легких на вдохе, ненадолго задержать дыхание, а затем постепенно выдохнуть... Если вы сосредоточитесь на медленном, глубоком дыхании, пульс и давление начнут снижаться, и это поможет мозгу успокоиться.
Итак, ложитесь на спину и попробуйте плавно дышать в течение 10 мин., пока не почувствуете сонливость.
Техника4–7–8
Это дыхательное упражнение может творить чудеса не только перед сном, но и в ситуациях, когда вы испытываете стресс. Хотите выкинуть тревожные мысли из головы? Сядьте в постели с прямой спиной и прижмите кончик языка к нёбу. Сохраняя это положение, закройте рот и вдохните через нос на 4
Слайд 6 –
11
15 мин.
счета. Задержите дыхание, считая до 7, а затем медленно выдыхайте через рот на 8 счетов. Повторите весь цикл 4 раза.
Традиционное медитативное дыхание
Заметили, что беспокойные мысли являются основным разрушителем вашего сна? Тогда можно попробовать медитацию. Настроившись на ритм дыхания, почувствуйте, как воздух движется внутри, – это поможет начать процесс расслабления напряженных мышц. Пусть тревожащие мысли приходят и уходят, не обращайте внимания и продолжайте следить за дыханием. От 8 до 10 мин. таких упражнений помогают быстрее засыпать.
Кстати, по наблюдениям йогов, дыхание ртом сообщает подсознанию, что тело напряжено, тогда как дыхание через нос посылает сигналы релаксации и гомеостаза.
Удваивайтевыдох
Многие техники контроля дыхания опираются на выдох, который длится вдвое дольше вдоха. Это приносит успокоение и дает общеукрепляющий эффект. Согласно современным исследованиям, такая форма сознательного медленного дыхания позволяет сбросить нервное напряжение путем синхронизации работы сердца, легких и мозга.
Концентрация на счете и дыхании помогает, когда нужно отвлечься от мыслей, вызывающих стресс. Ложитесь на спину, вдыхайте, медленно считая до трех, выдыхайте, считая до шести... И так, пока не заснете.
Задание:прочитайте и сделайте вывод о том, в чем заключается тактика действий родителя.
Гайдбук
«Дыхательн ые техники для хорошего сна»
Слайд 12 Гайдбук
«Подросток
: время сна»
5 мин.
Заключительнаячасть Рефлексия
Вопросы
Что нового для себя вы узнали в ходе занятия?
Изменилось ли ваше мнение при знакомстве с информацией? В чем?
Что вы можете применить сразу? Над чем необходимо подумать?
Мифы и правда о сне
Миф1.Каждыйчеловекдолженспатьпо8ч.
Физиологическая норма сна для человека индивидуальна и варьируется от 4 до 12 ч. 7–8 ч – это норма, которая присуща большинству из нас, но ничего не мешает человеку иметь индивидуальную меру. Например, у Илона Маска
она вообще 4–5 ч. И если человек с нормой сна менее 8 ч попытается досыпать это время, у него будет
только дополнительная концентрация на сне и дополнительные проблемы.
Когда мы систематически спим дольше нужного (в отпуске, на пенсии), это тоже предрасполагает нас к бессоннице, потому что сон не нужно растягивать на большее необходимых нам количество часов.
Наш опыт говорит о том, что данный миф распространен очень широко. Нередко люди полагают, что для спины нужно выбирать именно жесткий матрас, так как более мягкий не способен поддерживать ее в достаточной мере, приводя к болям в спине. На самом деле выбор наиболее подходящего матраса зависит от самого спящего: его веса, предпочитаемого положения во время сна и, прежде всего, от собственных ощущений.
Миф 3. Неважно, когда вы спите, главное, чтобы общее количество часов сна было достаточным.
На первый взгляд, может показаться, что особой разницы между тем, спит ли человек с 11 вечера до 7 утра или же с 4 утра до полудня, нет, так как в любом случае продолжительность сна составляет 8 ч. Однако на самом деле, если мы ложимся спать слишком поздно (или, наоборот, слишком рано), это приводит к значительному нарушению циркадного ритма – естественного ритма нашего тела, что сбивает наши биологические часы.
Миф4.Передсномлучшенекушать.
лучше его притупить, иначе это усложнит засыпание. Но лучше выбрать какую- то легкую пищу, не вызывающую газообразования в кишечнике. Можно позволить себе небольшое количество углеводов (одну конфету) или же продукты, содержащие триптофан – аминокислоту, способствующую образованию сератонина, мелатонина. Это молочные продукты, сыры.
Врачи не рекомендуют принимать алкоголь на ночь. Даже небольшая доза алкоголя способствует засыпанию, но когда заканчивается процесс его метаболизации, организм пробуждается, еще не успев отдохнуть. Лучше на постоянной основе алкоголь как снотворное не использовать.
Миф 5. Сов и жаворонков не существует, а есть просто люди, ленящиеся вставать.
Принято считать, что совы – это люди, которые просто не могут найти в себе силы вставать раньше. Но это не так: у некоторых из нас внутренние сутки короче 24 ч (цикла смены дня и ночи). У кого они длиннее – те совы. В идеале сове не стоит заставлять себя жить по режиму жаворонка: так увеличивается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, да и в целом снижается продолжительность жизни. Так что отнестись с уважением к своей природе очень важно, и не нужно идти против нее.
Гормоны полового созревания переводят часы организма подростка вперед примерно на один или два часа, в результате они начинают засыпать на 1–2 ч позже.
Использование перед сном различных гаджетов (смартфонов, планшетов, компьютеров). Свет от электронных устройств может нарушить адекватное производство мелатонина – химического вещества мозга, ответственного за сон. Согласно исследованиям, подростки, отключившие свои смартфоны за час до сна, получают дополнительный сон в объеме 21 мин. в сутки (это 1 ч 45 мин. в течение учебной недели).
Чрезмерные интеллектуальные и физические нагрузки (дополнительные занятия, кружки, секции и т. п.).
Хронические заболевания, синдром беспокойных ног или апноэ.
Отсутствие режима сна, низкая физическая активность.
Развлекательные мероприятия, стимулирующие активность в позднее время.
Неправильное, неполноценное питание.
Пристрастие к пагубным привычкам (табакокурение, употребление энергетических, спиртных напитков, наркотиков).
Нарушения сна: последствия
Проблемы со здоровьем. Нарушения сна у подростков могут привести к снижению устойчивости, инфекционным заболеваниям, мигреням, нарушению обмена веществ, ожирению, ухудшению состояния кожи, снижению концентрации внимания, памяти, ухудшению зрения и т. д.
Настроение. Недостаточность сна может привести к эмоциональной лабильности, раздражительности и трудностям в общении (несдержанность, взрывчатость, агрессивность). Подросток может легко обидеться и с трудом контролирует свои эмоции.
Поведение. Подростки, имеющие проблемы со сном, могут иметь отклонения в сторону рискованного поведения: употребление алкоголя, вождение транспортных средств на большой скорости, другие опасные формы поведения.
Проблемы обучения. Недостаточность сна может привести к нарушению внимания, кратковременной памяти, замедлению процесса восприятия информации, реагирования и принятия решений, что очень важно для творческого процесса.
Академическая успеваемость. Исследования показывают, что академическая успеваемость подростков с недостаточным сном ниже, чем у подростков с достаточным количеством сна.
Перед сном обязательны гигиенические процедуры (почистить зубы, умыться,
вымыть руки, ноги).
Расслабляющее, успокаивающее воздействие оказывает теплый душ.
Заснуть помогут дыхательные упражнения.
Как помочь подростку улучшить сон: советы родителям
Обсудите и согласуйте с ребенком разумное и последовательное время отхода ко сну в будние и выходные дни.
Большинство подростков любят лежать по выходным. Ограничение времени подъема всего на час или два позже, чем в будние дни, обеспечит им стабильный режим сна. Поощряйте раннее засыпание каждое воскресенье.
Вместе определитесь с подходящими временными рамками для любой стимулирующей деятельности, такой как домашняя работа или время нахождения за компьютером.
Поощряйте спокойные занятия в течение вечера (беседы с членами семьи, чтение и др.).
Избегайте ранних утренних встреч, занятий или тренировок подростка.
Помогите подростку правильно составить график внеклассных мероприятий, чтобы освободить время для отдыха и сна.
Оцените еженедельное учебное расписание ребенка и вместе посмотрите, не перегружен ли он. Помогите ему «урезать» план, если это нужно.
Поощряйте подростка немного вздремнуть после школы, чтобы помочь перезарядить силы.
Работайте вместе, чтобы нормализовать внутренние часы подростка. Для этого можно проконсультироваться с врачом.
Следует избегать употребления кофеина, шоколада и выполнения тяжелых физических нагрузок в течение четырех часов перед сном, поскольку это может вызвать проблемы с засыпанием.
Помогите подростку привыкнуть к 30-минутному «тихому времени» перед сном: без телевизора, телефона, домашних заданий или использования компьютера.