8. Социально-психологический климат в классном коллективе (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).
Вывод:
9. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).
Возрастная категория: с 1 по 11 класс. Время, затрачиваемое на проведение: 5 -10 минут. Время на обработку одного класса: 10 - 15 минут.
Методика ориентирована на определение психологического климата по четырем уровням - высокий, средний (близкий к высокому), средний, низкий. Инструкция: Учащимся предлагается три вопроса: А) Всегда ли ребят вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга? Б) Всегда ли ребята вашего класса помогают друг другу? В) Все ли ребята вашего класса ответственно относятся к учебе?
По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой. Всегда волнует – 5 Часто - 4 Иногда - 3 Редко - 2 Не волнует - 1
Обработка и интерпретация результатов. Вычисляется средний балл группы: (А+В+С) Психологический климат класса = ------------- х 100 % n (n - 1) где, А, Б, В, - балльные оценки по вопросам; n - число респондентов.
Критерии оценки. Если: А) свыше 45% - показатель психологического климата высокий Б) от 35 - 44% - показатель психологического климата средний. В) менее 34 % - психологический климат в классе низкий.
Возрастная категория: с 1 по 4 класс (5 секунд), 5 - 11 класс (10 секунд). Время, затрачиваемое на проведение: 10 - 15 минут. Время на обработку одного класса: 10-15 минут. На листе бумаги рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим образом:
1
2
3
6
5
4
(это делается для того, чтобы ребенок не терял времени в процессе выполнения тестового здания при переходе к работе с 3-го в 4-ый квадрат). Инструкция: «По сигналу как можно быстрее начать ставить точки карандашом в первый квадрат. По сигналу, не останавливаясь, перейти во второй квадрат и продолжить ставить точки во втором квадрате, потом в третьем и т.д.» Сигналы о переходе в следующий квадрат подаются через каждые 5 сек. все время следует подгонять испытуемых. Продолжительность проставления точек в каждом квадрате по 5 секунд. Интерпретация результатов: К сильному типу нервной системы относят детей, у которых разница между 1-м и 6-м квадратом отсутствует или же наблюдается увеличение точек в 6-м квадрате. Сильный тип нервной системы характеризуется отсутствием пиков. Пиком считается увеличение более чем на 10% числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Средний показатель высчитывается путем сложения числа точек во всех 6 квадратах и делением на число квадратов, т.е. на 6. Эти показатели говорят о том, что у ребенка сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени. Слабый тип нервной системы характеризуется значительным снижением количества точек в последних квадратах и наличием нескольких пиков. Это является показателем того, что период работоспособности ребенка непродолжителен и характеризуется перепадами. Для оценки степени утомляемости нервной системы служит формула: (максимум - минимум) : макс х 100% (где макс - максимальное число точек в одном из квадратов, мин - минимальное число точек в одном из квадратов). Если результат менее 25% - утомляемость нервной системы низкая. Если от 25 до 35% - утомляемость средняя. Если выше 35% - высокая. Для оценки силы нервной системы следует построить график зависимости: номер квадрата (ось абсцисс) - число точек в квадрате (ось ординат). При этом следует принять соответствие второго квадрата понедельнику, третьего - вторнику, четвертое - среде, пятое - четвергу, шестое - пятнице, то по графику можно определить день с наименьшей работоспособностью (минимальное число точек) и с наибольшей работоспособностью (максимальное число точек).
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)
Я оцениваю себя
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п
Фамилия, имя ученика
Любознательность
Прилежание
Отношение к природе
Я и школа
Прекрасное в моей жизни
Средний балл
Уровень воспитанности
сам
учитель
сам
учитель
сам
учитель
сам
учитель
сам
учитель
сам
учитель
сам
учитель
В классе ________ учащихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе 5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, не сдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.