kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на МО «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников

в условиях реализации ФГОС»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников

в условиях реализации ФГОС»

ФГОС третьего поколения делают особый акцент на единстве обучения и воспитания, которые, дополняя друг друга, способствуют комплексному развитию личности ребёнка.

Цель воспитания по ФГОС третьего поколения — создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс.

Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и

самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Какие задачи стоят перед классным руководителем:

 формирование и развитие коллектива класса;

 создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,

самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия

его потенциальных способностей;

 формирование здорового образа жизни;

 организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей

деятельности коллектива класса;

 защита прав и интересов обучающихся;

 организация системной работы с обучающимися в классе;

 гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и

педагогическими работниками;

 формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

 организация социально значимой, творческой деятельности

Надо хорошо знать

 психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,

 быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах

воспитательной деятельности,

 владеть современными технологиями воспитания.

Необходимо учитывать

 уровень воспитанности обучающихся,

 социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие

 обеспечение связи ОУ с семьей;

 установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в

воспитании обучающихся;

 проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

 взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным

персоналом ОУ;

 организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития

положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности

общешкольного коллектива;

 организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых

педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

 стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в

системе дополнительного образования детей;

 взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

 ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы

классного руководителя).

2. Коммуникативные:

 регулирование межличностных отношений между обучающимися;

 установление взаимодействия между педагогическими работниками и

обучающимися;

 содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе

класса;

 оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

 изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

 определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

 контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

 контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

 индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной

помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

 групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):

 коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час.

Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.  Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры и других форм воспитательной работы. 

Некоторые функции классного часа:

  • Просветительная. Классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам.

  • Ориентирующая. Классный час формирует у школьников определённое отношение к объектам окружающей действительности, вырабатывает у них иерархию материальных и духовных ценностей.

  • Направляющая. Классный час переводит разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции.

Некоторые направления воспитания и их цели:

  • Гражданское — сформировать российскую гражданскую идентичность.

  • Патриотическое — привить любовь к Родине и уважение к народам России.

  • Духовно-нравственное — сформировать традиционные российские семейные ценности.

  • Эстетическое — приобщить к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

  • Физическое — сформировать культуру здорового образа жизни.

  • Трудовое — воспитать уважение к труду.

  • Экологическое — воспитать бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде.

  • Воспитание ценностей научного познания — сформировать стремление к познанию себя и окружающего мира.





Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка

необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса,

дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

(Взаимодействие классного руководителя

Внутришкольный круг : учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, медицинский работник, советник по воспитанию.

Внешний круг: семьи обучающихся, внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие)


Согласно рекомендациям Минпросвещения России, есть две группы критериев оценки работы классного руководителя:

Критерии оценки процесса деятельности:

Комплексность — степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах.

Адресность — степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса.

Инновационность — степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся.

Системность — степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.

 Критерии оценки результативности:

Сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России.

Сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России.

Наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина

Некоторые другие критерии оценки работы классного руководителя:

личностный рост воспитанников (высокий уровень воспитанности учащихся и положительная динамика успеваемости в классе);

участие класса в общешкольных делах (коллективная творческая деятельность в школе, участие в генеральных уборках, субботниках, летняя трудовая практика);

процент посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий;

уровень сформированности классного коллектива;

процент занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;

рейтинг активности классного коллектива и отдельных обучающихся в мероприятиях различного уровня;

степень участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления.

Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были связаны радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Хочется верить, что это будет классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.



Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения привело к некоторым изменениям в работе классного руководителя, среди них:

  • Акцент на личностно-ориентированное обучение и воспитание. Классный руководитель должен не только выполнять образовательные функции, но и активно работать по формированию личности, социальной адаптации, развитию ключевых компетенций учащихся.

  • Усиление воспитательного компонента. Классные часы должны включать, например, гражданско-патриотическое воспитание, профориентацию, киноуроки, экологические проекты.

  • Индивидуальный подход к обучающимся. Классный руководитель должен учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ученика, предоставлять поддержку в трудных ситуациях.

  • Сотрудничество с педагогическим коллективом и родителями. Это способствует созданию единой воспитательной среды.

  • Создание благоприятной психологической атмосферы в классе, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций. Важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя защищённым и уверенным.

  • Поддержка позитивного психологического климата. Классный руководитель должен способствовать развитию доверительных отношений между учащимися, стимулировать их к взаимопомощи и сотрудничеству.

Некоторые изменения в работе классного руководителя в условиях ФГОС третьего поколения:

  • Формирование морально-нравственных качеств. Классный руководитель способствует развитию у учащихся таких качеств, как ответственность, честность, трудолюбие, уважение к другим.

  • Развитие социальной активности и гражданской позиции. Важным результатом работы классного руководителя является активное участие школьников в жизни класса, школы и общества.

  • Развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта. Классный руководитель создаёт условия для развития навыков общения, сотрудничества, управления эмоциями у своих воспитанников.

  • Индивидуальный подход к обучающимся. Классный руководитель должен учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ученика, предоставлять поддержку в трудных ситуациях.

  • Сотрудничество с педагогическим коллективом и родителями. Эффективная работа классного руководителя предполагает взаимодействие с учителями-предметниками и родителями, что способствует созданию единой воспитательной среды.

  • Создание благоприятной психологической атмосферы в классе, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций.

  • Поддержка позитивного психологического климата. Классный руководитель должен способствовать развитию доверительных отношений между учащимися, стимулировать их к взаимопомощи и сотрудничеству.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Левина Наталья Викторовна

Дата: 19.11.2025

Номер свидетельства: 677383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_klassnogo_rukovoditelia_v_sisteme_vospitaniia_shkolnikov_v_usloviiakh_realiz"
    ["file_id"] => string(6) "489101"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1544035365"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_klassnogho_rukovoditielia_v_sistiemie_vospitaniia_shkol_nikov_v_usloviiakh_r"
    ["file_id"] => string(6) "361294"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479768966"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_klassnogho_rukovoditielia_v_sistiemie_vospitaniia_shkol_nikov_v_usloviiakh_1"
    ["file_id"] => string(6) "386716"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486000133"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) ""Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.""
    ["seo_title"] => string(96) "rol-klassnogho-rukovoditielia-v-sistiemie-vospitaniia-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "262506"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449341168"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(81) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-v-ramkakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "227330"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440688196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства