Просмотр содержимого документа
««Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»»
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников
в условиях реализации ФГОС»
ФГОС третьего поколения делают особый акцент на единстве обучения и воспитания, которые, дополняя друг друга, способствуют комплексному развитию личности ребёнка.
Цель воспитания по ФГОС третьего поколения — создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс.
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и
самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Какие задачи стоят перед классным руководителем:
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия
его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности
Надо хорошо знать
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности,
владеть современными технологиями воспитания.
Необходимо учитывать
уровень воспитанности обучающихся,
социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие
обеспечение связи ОУ с семьей;
установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в
воспитании обучающихся;
проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом ОУ;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых
педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в
системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы
классного руководителя).
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и
обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе
класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час.
Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры и других форм воспитательной работы.
Некоторые функции классного часа:
Просветительная. Классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам.
Ориентирующая. Классный час формирует у школьников определённое отношение к объектам окружающей действительности, вырабатывает у них иерархию материальных и духовных ценностей.
Направляющая. Классный час переводит разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции.
Эстетическое — приобщить к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Физическое — сформировать культуру здорового образа жизни.
Трудовое — воспитать уважение к труду.
Экологическое — воспитать бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде.
Воспитание ценностей научного познания — сформировать стремление к познанию себя и окружающего мира.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка
необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса,
дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
(Взаимодействие классного руководителя
Внутришкольный круг : учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, медицинский работник, советник по воспитанию.
Внешний круг: семьи обучающихся, внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие)
Согласно рекомендациям Минпросвещения России, есть две группы критериев оценки работы классного руководителя:
Критерии оценки процесса деятельности:
Комплексность — степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах.
Адресность — степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса.
Инновационность — степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся.
Системность — степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
Критерии оценки результативности:
Сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России.
Сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России.
Наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина
Некоторые другие критерии оценки работы классного руководителя:
личностный рост воспитанников (высокий уровень воспитанности учащихся и положительная динамика успеваемости в классе);
участие класса в общешкольных делах (коллективная творческая деятельность в школе, участие в генеральных уборках, субботниках, летняя трудовая практика);
процент посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий;
уровень сформированности классного коллектива;
процент занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;
рейтинг активности классного коллектива и отдельных обучающихся в мероприятиях различного уровня;
степень участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления.
Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были связаны радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Хочется верить, что это будет классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения привело к некоторым изменениям в работе классного руководителя, среди них:
Акцент на личностно-ориентированное обучение и воспитание. Классный руководитель должен не только выполнять образовательные функции, но и активно работать по формированию личности, социальной адаптации, развитию ключевых компетенций учащихся.
Усиление воспитательного компонента. Классные часы должны включать, например, гражданско-патриотическое воспитание, профориентацию, киноуроки, экологические проекты.
Индивидуальный подход к обучающимся. Классный руководитель должен учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ученика, предоставлять поддержку в трудных ситуациях.
Сотрудничество с педагогическим коллективом и родителями. Это способствует созданию единой воспитательной среды.
Создание благоприятной психологической атмосферы в классе, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций. Важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя защищённым и уверенным.
Поддержка позитивного психологического климата. Классный руководитель должен способствовать развитию доверительных отношений между учащимися, стимулировать их к взаимопомощи и сотрудничеству.
Некоторые изменения в работе классного руководителя в условиях ФГОС третьего поколения:
Формирование морально-нравственных качеств. Классный руководитель способствует развитию у учащихся таких качеств, как ответственность, честность, трудолюбие, уважение к другим.
Развитие социальной активности и гражданской позиции. Важным результатом работы классного руководителя является активное участие школьников в жизни класса, школы и общества.
Развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта. Классный руководитель создаёт условия для развития навыков общения, сотрудничества, управления эмоциями у своих воспитанников.
Индивидуальный подход к обучающимся. Классный руководитель должен учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ученика, предоставлять поддержку в трудных ситуациях.
Сотрудничество с педагогическим коллективом и родителями. Эффективная работа классного руководителя предполагает взаимодействие с учителями-предметниками и родителями, что способствует созданию единой воспитательной среды.
Создание благоприятной психологической атмосферы в классе, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций.
Поддержка позитивного психологического климата. Классный руководитель должен способствовать развитию доверительных отношений между учащимися, стимулировать их к взаимопомощи и сотрудничеству.