kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности»»

Мацегорова Н.П.


«Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности»

Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.

Какова же роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся?

Классный руководитель является связующим звеном между родителями, между учащимися, администрацией школы, педагогами и различными общественными организациями.

О результативности воспитательной работы в классе можно судить:

- по степени готовности обучающихся участвовать в предлагаемых мероприятиях;

- по спортивным достижениям;

- по победам на разнообразных социально-ориентированных конкурсах;

- по уровню воспитанности, демонстрируемому психолого-педагогической службой.

Свою работу классный руководитель ведет по четырем основным направлениям:

- работа с детским коллективом, в том числе и индивидуальная работа с каждым учеником;

- работа с педагогическим коллективом;

- работа с родителями обучающихся в классе;

- работа по саморазвитию.

Каждый классный коллектив проходит ряд этапов в своем развитии, которые нельзя избежать, можно лишь ускорить их прохождение:

  1. Разобщенная группа (младшая школа). Это произвольно собранные в одном классе учащиеся, интересы которых часто находятся вне коллектива класса.

  2. «Мир в себе» (5-7)- сплочение коллектива на основе совместной разнообразной деятельности. Здесь дети постепенно «открывают друг друга в разных видах деятельности, а потом в более сложной - интеллектуальной.

Лучше всего они могут узнавать друг друга в совместных походах, экскурсиях, неординарных ситуациях.

  1. «Мир с другими» (7-9) – выход коллектива класса на деятельность с другими коллективами. В этот период проявляется стремление учащихся добиться успехов в коллективной творческой деятельности.

  2. «Мир со всем миром» (10-11)- период гуманистических отношений, этап самовоспитания, стремление к саморазвитию.

На основе опыта организации внеурочной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап (май – сентябрь):

а) Проведение анкетирования родителей и учащихся. В результате были выявлены желаемые направления внеурочной деятельности:

- занятия музыкой, танцами;

- занятия спортом;

- художественно-изобразительное искусство;

- экологическое направление

б) Анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности. Учителя школы предлагают программы кружковых занятий и дополнительных занятий по предмету.

в) Использование возможностей учреждений дополнительного образования. Привлекаются специалисты Детского Дома Творчества, ДЭБЦ, художественной школы.

г) В сентябре классными руководителями проводится родительское собрание и классный час, на которых проходит презентация всех программ внеурочной деятельности. В результате родители вместе с учащимися по желанию выбирают кружки и секции.

д) Так как внеурочная деятельность включает в себя занятия не только в школе, но и вне ее, то собирается информация о посещении учащимися учреждений дополнительного образования.

е) Обработав результаты выбора, составляется расписание занятий внеурочной деятельности. При составлении расписания учитывается, чтобы для каждого ребенка не было совпадений в занятиях, чтобы не было свободного времени между занятиями. Кроме этого просчитывается нагрузка на каждого ученика.

ж) Для каждого обучающего составляется индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью.

2. Основной этап (октябрь – апрель)

Основная функция классного руководителя на данном этапе – контроль, который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия.

Классный руководитель ведет «Журнал учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности. Если учащиеся не посещают кружки по каким-либо направлениям, то классный руководитель производит следующие корректирующие действия: данные учащиеся привлекаются к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренные планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в «Журнале учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Наряду с функцией контроля важна функция организации, которая предполагает:

во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, на которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения. Так, например, в празднике «День матери» учащиеся, посещающие танцевальные кружки и СТШ, исполнили несколько танцев, во время недели физкультуры и спорта проявили себя ребята, посещающие спортивные секции, девочки, занимающиеся рисованием, были привлечены к созданию плакатов, стенгазет, рисунков о маме;

во-вторых, ведение совместно с учащимися Портфолио, куда включаются материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) деятельности.

3. Заключительный этап (май)

Анализ достижений уровней результатов внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

На основе этого будут разработаны индивидуальные маршруты личностного роста для каждого учащегося, которые будут реализовываться в следующем учебном году.

Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя на всех этапах является условием успешной реализации учебного плана класса в части «Внеурочная деятельность». В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.























Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности обучающихся.

В настоящее время часто обсуждаются вопросы о том, как надо воспитывать: об этом говорят все и везде.

В Конвенции ООН «О правах ребёнка» определено, что детство – это время от рождения до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школьные годы, как годы становления и интенсивного развития личности.

Концепция модернизации российского образования сформулировала государственный заказ:

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остаётся о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребёнку в педагогическом коллективе школы.

Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое является сферами заботы классного руководителя.

Поэтому можно сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребёнка, становлении его мировоззрения.

Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, хорошо знают, какой большой объём работы выполняют классные руководители.

В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на музыкальном инструменте, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком.

Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку.

Все эти качества помогают классному руководителю организовать как классную, так и внеклассную работу.

Внеклассная работа в период обучения в школе имеет большое воспитательное значение, это одна из составных частей деятельности преподавателя. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию предмета, обогащает их знания, расширяет кругозор, содействует росту интереса к школьным предметам.

Очень важен, на мой взгляд, социальный фактор внеклассной работы. Во-первых, она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей. Во-вторых, дает простор детской изобретательности и фантазии. И поэтому может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности подростков.

В планировании внеклассной работы учитель очень часто сталкивается с проблемой - каким мероприятиям и занятиям отдать предпочтение. Необходимо помнить, что старшего подростка может увлечь ролевая игра, игры в пресс-конференцию, различные соревнования и конкурсы. Конкретно, применительно к моему классу, любой предложенный учителем вид деятельности будет привлекательным для учащихся, если не вызывает переутомления, и не является однообразным.

Вот почему мы с удовольствием подготовили и провели концерт для мам ко Дню матери, организуем классные праздники: к 23 февраля, 8 марта.

Старшие подростки очень чувствительны к формализму и шаблонности в работе. Все это обязывает учителя особенно тщательно относиться к содержательной стороне внеклассной работы - выбору тем, составление программ и материалов внеклассных мероприятий, постановке заданий и т.д.

Твердое и постоянное руководство и контроль со стороны взрослых, крайне важны, и в то же время следует избегать мелочной опеки, навязчивости и назойливости, грубых требований и категоричных распоряжений.

Заинтересованность ученика - вот главное условие добровольного и массового участия в работе. Если каждый ученик найдет себе занятие по душе, то учителю не придется призывать его к активности и сознательности.



Увлекательные мероприятия позволяют вовлекать во внеклассную работу даже самых пассивных учащихся.

Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Взять, хотя бы, коллективное дело – подготовка к шоу десятиклассников «Давайте познакомимся!» В работу были вовлечены все учащиеся класса. Одни подбирали материал, другие были режиссёрами, третьи – артистами. Класс был единым организмом. Один подросток признался, что подобный опыт у него впервые в жизни. Он не мог даже такое от себя ожидать.

Внеклассная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Цель дополнительного образования школьников, а значит и внеклассной деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

В 9 классе на фоне очень спокойного отношения к учебе выделяется группа обучающихся, для которых здоровый образ жизни это их стиль жизни, то, чем они гордятся.

Классный руководитель – это своего рода таинство. Из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создаёт не просто класс, он создаёт команду, коллектив, который учится, живёт, работает, и отдыхает как единое целое.

Внеклассная работа должна быть направлена на укрепление знаний, умений и навыков учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, повышения их культуры, а также на нравственное и эстетическое воспитание.

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, гуманизации, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики — воспитание духовно богатой личности.

"Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

В.А.Сухомлинский



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности»

Автор: МАЦЕГОРОВА Н.П.

Дата: 29.09.2017

Номер свидетельства: 430240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(81) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-v-ramkakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "227330"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440688196"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Модель организации внеурочной деятельности школы  в условиях реализации ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(91) "modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shkoly-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "241801"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445324523"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "сценарий педсовета "Панорама деятельности классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(73) "stsienarii-piedsovieta-panorama-dieiatiel-nosti-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "109875"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405173439"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность – это мир творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-eto-mir-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "190520"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427188385"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_klassnogo_rukovoditelia_s_roditeliami_kak_odno_iz_napravlenii_vospitateln"
    ["file_id"] => string(6) "574350"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1614327923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства