“Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание - это терпение. Понимать, принимать, терпеть.
Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик
«Величайшее в мире счастье - это уверенность в том, что нас любят. Любят за то, что мы такие, какие мы есть».
В. Гюго
Ход собрания:
1. Организационный момент
2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Добрый день, я очень рада нашей встрече. Прежде чем мы начнем работу, мне бы хотелось узнать, с каким настроением сегодня вы пришли в школу ? Что вы ожидаете от нашей встречи?
Родителям предлагается записать на разноцветных стикерах свои ощущения - эмоции и прикрепить на картинках, которые более соответствуют их настроению
(либо можно предложить прикрепить к картинке, которая соответствует их рождению) «Весна, лето, осень, зима».
(СМАЙЛИКИ –радость ,безразличие,грусть)
3. Основная часть
Хотелось бы начать родительское собрание с притчи: в древней Руси жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого царя, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, царь спросил у главы семьи: «Как удается Вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» В ответ он услышал лишь одно слово: «Как Вы думаете, какое? (терпение)
- Поэтому не случайно эпиграфом к нашему родительскому собранию являются слова С. Соловейчика и Гюго
“Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание - это терпение. Понимать, принимать, терпеть.
Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик
«Величайшее в мире счастье - это уверенность в том, что нас любят. Любят за то, что мы такие, какие мы есть».
В. Гюго
(зачитываются цитаты).
- Действительно, чтобы любить ребёнка таким, каким он есть, надо обладать большим терпением.
- «Любите ли вы своего ребенка?»
- Какими бы ни были родители, они всегда утвердительно ответят на этот вопрос.
- А как мы любим и тем более умеем ли мы любить – над этим многие не задумываются.
- Давайте сегодня поразмышляем об этом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви.
Мы постараемся подтвердить или опровергнуть высказывания ученого - педагога С. Соловейчика: «Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю».
Давай те, прежде чем начнём разговор, ответим на вопросы теста, который предложил родителям журнал «Воспитание школьников». Ответы не надо будет озвучивать, это только для того, чтобы вы смогли оценить свои отношения с ребёнком, которые в каждой семье индивидуальные.
Запишите в строчку через запятую числа от 1 до 14. Таково количество вопросов. При ответе на вопрос надо поставить одну из цифр: «да» - 2 балла, «отчасти», «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 балл. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая:
первая реакция - самая верная.
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли дети с вами по душам, советуются ли по личным делам?
Интересуются ли вашей работой?
Знаете ли вы друзей ваших детей?
Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
Проверяете ли вы, как они учат уроки?
Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
Хотят ли дети, чтобы на детских праздниках вы были с ними?
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
А телевизионные передачи?
Бываете ли вместе с театре , в кино, на выставках?
Участвуете ли вы вместе с детьми в жизни класса, на прогулках, в походах?
Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ними?
Считаем количество набранных баллов.
Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вынабралиболее 20 баллов.
0т 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить, как удовлетворительными, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребёнком. Нисколько не сомневаюсь в том, что вы все набрали большее количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, в чём ваши удачи в воспитании своего ребёнка, где вы ошибаетесь. Почему – самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Ещё чуть – чуть - и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой – нибудь трещины в отношениях с ребёнком, которая со временем разрастётся в огромный овраг?
- Мы – люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет: мы все матери и отцы своих детей. Кому, как ни нам знать, что для ребенка весь мир – это его семья.
3.1.Рассказ-сказка «Птенец»
Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри у него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прочной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.
- Я хочу увидеть, что там, - подумал птенец и тронул крылом скорлупу.
Она осталась невредимой, но недовольно сказала:
- Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придется искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.
Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа… Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.
- Какой я неблагодарный, - подумал птенец, - как я мог решиться на такое?
И он притих, а затем сказал:
- Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?
И птенчик остался в скорлупе.
Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать. – Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, - вдруг громко сказал птенец и почувствовал силу в крыльях.
Он посмотрел на скорлупу и добавил:
- Прости, но моя жизнь не должна пройти здесь. Ты помогла мне вырасти, но сейчас я хочу увидеть новый мир, жить в нем и, конечно, летать. А с трудностями, которые встретятся на моем пути, я справлюсь сам.
Скорлупа молчала. Наконец она сказала:
- Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, и пусть удача будет с тобой!
Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в незнакомый, удивительный и такой желанный мир.
Соприкосновение с жизнью каждый переживает по - своему. От этого не убережешь. И здесь могут быть обиды, неудачи, разочарования. Одних они выбивают из седла. Других неудачи бросают в бой, учат силе и мужеству, делают настоящими людьми. Люди эти умеют смотреть жизни в лицо. Они стойкие. Их этому научили в семье.
Человек за свою жизнь проходит через большое количество коллективов. Каждый из них оставляет след в душе, оказывает большее или меньшее влияние на личность. В одних коллективах человек находится продолжительное время, а значит, и влияние при этом испытывает сильное. Влияние других непродолжительно и незначительно. И лишь один коллектив – семья – влияет на нас всю жизнь. Мы проходим в нем школу разных социальных ролей: от сына или дочери вырастаем до дедушки или бабушки, из воспитанников превращаемся в воспитателей.
Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребёнку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, оградить от неприятностей, дать образование,
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит в тупик, а может быть и сами взрослые, применяя радикальные методы воспитании, делают нечто такое, из-за чего потом становится стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители время от времени их совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
3.2 Психологи выделяют десять ошибок в воспитании, которые все когда – либо совершали.
Обещание больше не любить.
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Мнение родителей. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы» может быть, они делают это нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют козырную карту: «Я больше не буду тебя любить». Как часто многие из нас произносят эту фразу!
Мнение психологов. Обещание больше не любить своего ребёнка – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Однажды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка – он будет принимать вас как людей лживых.
Иногда лучше сказать так: «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю».
Родители называют своих детей нежно и ласково, говорят им такие слова: «умница», «умничка», «доча», «рыбка», «котёнок», «дочурка» и т.д. Когда дети плачут, когда им плохо, когда в конце четверти приносят хорошие отметки, получают отличные отметки по предметам, родители ласкают их, но конечно, не всех ребятишек. Именно поэтому есть и такие ответы детей: «Родители никогда не говорят мне хорошие слова», «Никогда не слышу ласковых и добрых слов»
Как мало довольных и счастливых детей! Как много живущих без ласки, внимания, в постоянно страхе наказания, часто терпящих обиды. Родителям не до детей. Отсюда ивторая ошибка.
Слишком мало ласки.
«Поцелуи и прочие нежности не так уж важны для ребёнка».
Мнение родителей. Приласкать младшую дочь? Какая ерунда! Поцеловать сына? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче говоря, ни каких объятий и поцелуев – есть вещи более серьёзные и важные.
Мнение психологов. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придаёт им уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться, должно всё-таки, в большинстве, случаев исходить от самого ребёнка. Не навязывайте свою любовь активно – это может оттолкнуть их.
Ребёнок, дети растущие без ласки… Затем – равнодушие и безразличие. Зачем вникать в дела детей? Это третья ошибка.
Безразличие.
«Делай что хочешь, мне всё равно». К чему приводит безразличие родителей к своим детям (маленьким и большим)?
Мнение родителей. Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребёнку, нервничать? Ребёнок должен сам научиться решать свои проблемы. И вообще, ребёнка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным, а нас оставит в покое.
Мнение психологов. Никогда не надо показывать ребёнку, что вам всё равно, чем он занимается. Ребёнок, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнёт проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении плохих поступков. Ребёнок ждёт, последует ли за поступком критика или нет. Слово, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребёнком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершено не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что я люблю тебя .
В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета». Если это не говорится, ждите беду!
Бывает и так неверное понятие своего места (своей роли в семье) т и это является четвёртой ошибкой.
Слишком много строгости:
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная».
Мнение родителей. Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь недопустимы, Неважно, сколько ребёнку лет 6 или 16. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею.
Мнение психологов. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дрессировку. Ребёнок может беспрекословно исполнить всё, когда вы рядом, и наплевать на все запреты, когда вас нет рядом. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим – почему и зачем».
Иногда родители недооценивают своих детей, оберегают от всякой работы, как бы расчищая ребёнку тропинку без дел и проблем, что приводит к пятой ошибке.
Детей надо баловать.
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребёнку это пока не силам».
Мнение родителей. Мы готовы всё сделать для своего ребёнка, ведь дети всегда должны получать самое хорошее. Детство – такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность – в наших силах избавить детей ото всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и выполнять любое желание ребёнка!
Мнение психологов. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви – в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, если родители убирают буквально каждый камешек с дороги ребёнка, то от этого ребёнок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, если не получится, я тебе с удовольствием помогу», вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Навязанная роль.
«Мой ребёнок – мой лучший друг».
Мнение родителей. Ребёнок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всём. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение психологов. Дети готовы сделать всё, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама – главнейшие люди на свете. Дети даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем (вместо того, чтобы обсуждать интересующие их вещи со сверстниками). Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешёнными.
Дети начальных классов, если бы стали волшебниками, не хотели бы иметь богатства и денег, а вот родители зачастую считают, что деньги способствуют лучшему воспитанию, все недостатки воспитания относят к нехватке денег. Как жаль! Ведь это седьмая ошибка.
«Больше денег – лучше воспитание».
Мнение родителей. Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребёнка – постоянно приходится ему во всём отказывать, он донашивает старые вещи, и т.п. Словом, будь у нас побольше денег, мы были бы лучшими родителями.
Мнение психологов. Любовь не купить за деньги – звучит банально, это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы их ребёнок ни в чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнить все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребёнка намного важнее содержимого вашего кошелька. И если разобраться, совсем не деньги делают ребёнка счастливым, а осознание того, что он для вас самый – самый.
Отсюда и наполеоновские планы, которые строят родители, а потом – трагедия ребёнка. Это восьмая ошибка.
Наполеоновские планы.
«Мой ребёнок будет заниматься английским языком, музыкой,вязанием, ходить в бассейн, я не позволю ему упустить свой шанс».
Мнение родителей. Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, английским языком, играть в теннис, но не у всех была такая возможность. И теперь главная цель пап и мам – дать детям самое хорошее образование. Именно поэтому родители стремятся отдать ребёнка в различные заведения. Неважно, если ребёнок этого не очень хочет – пройдёт время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своём воображении, разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься английским языком, гимнастикой, вязанием, плаванием т.д. Пока ребёнок маленький и слушает взрослых, но затем… желание вырваться из клетки родительской любви, он начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть и плохое поведение в школе, и скандалы дома. Поэтому, заполняя день ребёнка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
Ваше настроение.
«Можно или нет? Это зависит от настроения».
Мнение родителей. Неприятности на работе, плохие отношения в семье..Как часто взрослые «выпускают пар» на ребёнка! Многие уверенны, что в этом нет ничего страшного: достаточно купить малышу давно обещанную игрушку, и всё будет в порядке.
Мнение психологов. Родители должны показывать ребёнку, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: всё равно, что я делаю – главное – какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребёнком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено делать всё, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».
Родители никогда не должны отталкивать ребёнка, объясняя это тем, что у них нет времени. А у кого оно будет, кроме родителей и учителей?
И десятая ошибка возникает из-за отсутствия времени.
Слишком мало времени остаётся для воспитания ребёнка.
«К, сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».
Мнение родителей. Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад, в школу, готовят для них, стирают, покупают всё, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть или почитать с ними.
Мнение психологов. Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослого на него нет времени, будет искать среди чужих детей родственные души. Даже, если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее, чем количество) посидеть у кроватки ребёнка, поговорите с ним, расскажите сказку, прочитайте книжку, расспросите о прожитом дне. Ребёнку это необходимо.
Давайте сейчас проведем эксперимент под названием «Ребенок – статуя
3.3. Сценка «Ребёнок – статуя».
(приглашаются двое родителей: один играет роль ребёнка-девочку, второй – родителя(маму), раздаются листы с ролями).
Маленькая девочка, первоклассница, с мамой спешит в школу. Мама опаздывает на работу. Девочка – очень энергичный ребёнок, очень любознательный, задающий кучу вопросов. Мама берёт за руку дочку и почти бегом отправляются в школу.
Дочка: - Мама, а что там такое, посмотри!
Мама: - Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть!
Ведущий:
- И в этот момент, как только мама произносит подобную фразу, ребёнок может воспринять её буквально – он закрывает глаза, как приказала мама.
(Ведущий завязывает ШАРФИКОМ ГЛАЗА маме и дальше озвучивает роль девочки).
Ведущий:
- Вы дальше спешите в школу. Забегаете в автобус, мама встречает там свою подругу, начинает с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
- Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
Мама: - Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
( маме завязывают шарфиком уши).
Ведущий: - Вы выходите из автобуса, распрощавшись с маминой подругой, и бежите по дороге. При этом мама постоянно поглядывает на часы, чтобы не опоздать.
- Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, можно сегодня я пойду к Кате в гости, я давно ей обещала принести пазлы.
Мама:
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!
( завязывают шарфиком рот)
Ведущий: - Мама хватает ребёнка за руку, и они двигаются дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Мама бьёт её по рукам и говорит, какая она непослушная.
Мама: - Что у тебя за руки, что ты их всё время куда-то суёшь, не можешь без этого? Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
(завязывают шарфиком руки)
Ведущий: - Но тут дочь начинает прыгать. Мама в ужасе кричит на неё.
Мама: - Ты где этому научилась? Это ещё что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(связывают ноги)
Ведущий: - Мама смотрит на часы, нервничает, что они не успевают, и начинает подгонять ребёнка:
Мама: - Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки – ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся. Что ты как слепец идёшь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!
Ведущий: - Ребёнок начинает хныкать. Мама уже почти орёт на неё:
Мама: - Что ревёшь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня?
(завязывают живот)
Ведущий: - Мама продолжает ругать свою дочь за то, что она ничего не умеет. Она недовольна всем, что делает дочь, забыв о том, что сама же всё ей запретила, да ещё хочет, чтобы у неё всё получалось, причём – обязательно хорошо.
Обратимся к дочери: Что ей хочется развязать в первую очередь?
(Можно спросить у «дочери» почему возникло желание освободиться от завязанных (глаз, живота и т. д. Что она ощущала, какие чувства её посетили в ходе инсценировки?)
3.4. Обсуждение сценки «Ребёнок – статуя».
Родители высказывают своё мнение.
ВЫВОД: Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
Вот в такое состояние мы вгоняем своих родных детей, преследуя благородные цели воспитания. Сынишке или дочке невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы.
3.5.Как же выражать свою любовь к ребенку?
Ребенка можно сравнивать с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любитьпервым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать.
Многие дети в наши дни не чувствуют, что родители искренне их любят.
Дети - эмоциональные существа, которые общаются на эмоциональном уровне, кроме того, дети своим поведением демонстрируют нам свои чувства. Просто внимательно наблюдая за ребенком, можно определить, что он чувствует и в каком расположении духа находится. Таким же образом дети обладают способностью распознавать наши чувства по нашему поведению, способностью, которую большинство утрачивают, становясь взрослыми.
Семья – это небольшой коллектив и хорошо, когда в этой семье есть бабушки и дедушки, потому что на любом из них лежит двойной груз ответственности и за второе, и за третье поколение. Благодаря им, молодое поколение учиться ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность и значимость семьи.
3.6. Работа в группах
(необходимо изобразить или описать действия членов семьи в соответствии с ситуацией каждой группе и дать ответы на вопросы)
Группы - это семьи.
1) группа – идеальная модель семьи
2) группа – средняя модель семьи
3) группа – негативная модель семьи
Ситуация-1
Утро. Время быстро бежит, а ещё необходимо приготовить завтрак, убрать, поговорить, напомнить, вовремя успеть на работу – тысяча мелочей, конфликтов, ожиданий. В этом калейдоскопе дел и зависимостей – ваш ребёнок. Вы почти не осознаёте своих действий: всё давно перешло в привычку.
Какого рода эти привычки? Принял ли участие в приготовлении завтрака ваш ребёнок? Помог убрать со стола? В каком настроении отправился в школу?
(Родители делятся на три группы. Каждая группа получает задание, включаются в работу все три творческие группы и в течение 5 мин. представляют модели всех трёх семей).
3.7. АССОЦИАТИВНАЯ СЕТЬ
На доске в центре записывается слово «Утро». В ходе обсуждения каждой группой записываются ассоциации по ситуации-1 «каждой семьёй», например (рисунок 1).
Родители поясняют, почему возникли, с чем связаны те или иные ассоциации и при этом вносят в «Банк родительской мудрости» важные на их взгляд советы.
Рисунок 1 Ассоциации негативной модели семьи
Вывод:
Все семьи можно условно поделить на три типа:
Сверхидеальные – утро приносит радость;
Средние – утро, вообщем – то не огорчает, всё идёт своим чередом;
Негативная – скандально-раздражительная семья – отношения с утра наполнены явной или тайной неприязнью.
СОВЕТ 1- от классного руководителя
- Нет на свете такого ребёнка, у которого бы не было любимого дела, занятия, доставляющего ему радость.
Подготовьте ребёнка к тому, чтобы наступающий день был для него полным радостного ожидания, тогда он сам проснётся, без напоминания умоется, позавтракает. И возможно, впервые уберёт со стола.
Не скупитесь на ласку, демонстрируйте её движением, прикосновением, делайте это чаще. Материнские и отцовские руки обладают магической силой влияния на ребёнка и куда большей, чем слово, продолжительная беседа, подарок.
СОВЕТ 2-
- Потребность в общении у ребёнка неразрывно связана с потребностью в ласке. Если ребёнок почувствовал вашу холодность, он нервничает, грубит, «не находит себе места».
Это «нервное начало» - своеобразное требование тепла. Ласка смягчает нрав, устанавливает то необходимое равновесие, без которого не может быть продуктивного общения.
СОВЕТ 3-
- Не будьте категоричными в требованиях, идите на компромисс. Представьте себе свою собственную реакцию на чьё-то указание, которое отдаётся в категоричной, не допускающей обсуждения форме. Реакция – протест, агрессия, то же и с ребёнком. Поэтому широко применяемый сегодня лозунг «Давайте договариваться» неплохо бы использовать и в отношениях с детьми.
4. Анализ форм проявления любви к ребенку
«Родители – это великодушные капитаны домашнего корабля».
Джеймс Ч. Добсон
О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц:
Если вы родители – ласкатели, хвалители. Если вы родители – прощатели, любители. Если разрешители, купители, дарители, Тогда вы не родители, а просто восхитители!
А если вы родители – ворчатели, сердители. Если вы родители – ругатели, стыдители, Гулять не отпускатели, собакозапретители,
То знаете, родители, Вы просто – крокодители.
В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все мы родители их время от времени совершаем. Но лучше учиться на чужих ошибках. Давайте рассмотрим наши достоинства в воспитании и выведем формулу успеха.
4.1. Работа в группах.
Упражнение «В лучах родительского солнца» .
Я предлагаю снова поработать в группах и выполнить упражнение, которое называется “В лучах родительского солнца”.
Каждый из вас должен нарисовать круг. Напишите, пожалуйста, в центре на нём свое имя. Круг – это символ солнышка, от него нарисуйте лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?”;
на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”,
на третьем - “Я добрая” и т. п.
На работу отводится 4 минуты! (Родители работают индивидуально, затем предлагается обсудить свои достоинства в группе. После сравнения родители составляют «общее солнышко».
На доске нарисовано солнышко. От каждой группы родители выписывает по 3-5 качеств, они не должны повторяться. И так, пока на доске не будут выписаны все проявления любви к своему ребенку).
Рисунок 2 Схема к упражнению «В лучах родительского солнца»
Когда «солнышко» готово, ведущий подводит итог:
-Посмотрите, какое получилось лучистое родительское солнышко. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
В результате, уважаемые родители, мы с Вами вывели формулу любви к ребёнку!
СЛАЙД-Формула любви к ребёнку
Рисунок 3 Формула любви к ребёнку.
Предлагаю вам вслушаться в формулу любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом:
Какой бы родитель не хотел сказать: «Я люблю своего ребёнка всегда, независимо ни от чего, даже от его плохого поведения»!
Но, увы, как и все родители, я не могу сказать это всегда искренне, положа руку на сердце, однако я должен довериться себе и попытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви. При этом я постоянно напоминаю себе, что:
Это обыкновенные дети.
Они ведут себя как все дети на свете.
В ребячьих выходках есть немало неприятного, даже противного.
Если я буду стараться выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек.
Если я люблю их только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), если я выражаю свою любовь к ним только в эти (увы, редкие) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда искренне любят. Это, в свою очередь, сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнуть веру в себя, может помешать им развиваться в лучшую сторону, укреплять самоконтроль и проявлять себя более зрелыми. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и наилучшее их развитие не менее (если не более), чем они сами.
Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать, и у них появятся чувства внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит им, по мере того как они взрослеют, контролировать свою тревожность и, соответственно, поведение.
Если я люблю их тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родители никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.
Ради самого себя (как родителя, беспокоящегося за своих детей) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной, ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте
Конкурс «Пословица неспроста молвится» Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удаётся, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.
Задание заключается в том, чтобы из набора слов, которые вы получили в конвертах, составить пословицу.
(дети, наказывать, стыд, кнут) – Детей наказывай не кнутом, а стыдом.
(дом, рукав, вести, трясти) – Дом вести – не рукавом трясти.
(семья, вместе, сердце, место) – Когда семья вместе и сердце на месте.
( родная, семья, каша, гуще) – В родной семье и каша гуще.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает
В хорошей семье хорошие дети растут
Дружная семья не знает печали.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Семья — опора счастья.
3.4. АНКЕТА «Я и мой ребёнок»
Родителям предлагается заполнить анкету
Вопросы
Ответы
Можете ли вы:
Могу и всегда так делаю
Могу, но не всегда так делаю
Не могу
1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?
А
Б
В
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на на его возраст?
А
Б
В
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
А
Б
В
4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
А
Б
В
5.Сохранить самообладание, даже если ребёнок вывел вас из себя?
А
Б
В
6.Поставить себя на место ребёнка?
А
Б
В
7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?
А
Б
В
8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
А
Б
В
9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
А
Б
В
10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
А
Б
В
11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?
А
Б
В
12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
А
Б
В
13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?
А
Б
В
Ключ к тесту:
Ответы: «А» оценивается в 3 очка
«Б» - 2 очка
«В» - 1 очко
Если вы набрали от 30-39 очков, значит ребёнок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от16 до 30 очков: забота о ребёнке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, а в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания
5. Подведение итогов работы. Рефлексия.
У психологов есть понятие “тактильного голода”. Это относится к детям, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Часто мы, родители, обнимаем, прижимаем, ласкаем своих детей в минуты когда нас переполняет родительская любовь.
Чаще бываем сдержанными, подавляем в себе желание прижать ребёнка к себе, поцеловать, погладить по голове, только потому, что боимся избаловать своего родного ребёнка. Многие считают, что заласканному ребёнку намного труднее жить в обществе.
Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.
Хочу вернуться к тем словам, которые вынесены в эпиграф нашего сегодняшнего разговора: «Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание - это терпение. Понимать, принимать, терпеть. Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю».
«Величайшее в мире счастье - это уверенность в том, что нас любят. Любят за то, что мы такие, какие мы есть».
Памятка для родителей:
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять_
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети - мудрецы, не забывайте!
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вот тогда детей не потерять!
Ещё раз попрошу, уважаемые родители, выразить свои чувства, настроение, ощущения, в конце нашего собрания
Какой смайлик сейчас соответствует вашему настроению.
Большое спасибо за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Советы родителям на каждый день
1.Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2.Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
3.Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
4.Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.
5.Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
6.Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
7.Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
8.Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
9.Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
10.Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
11.Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.
Азбука воспитания
Как же выражать свою любовь к ребенку?Дети - эмоциональные существа, которые общаются на эмоциональном уровне, кроме того, дети своим поведением демонстрируют нам свои чувства. Просто внимательно наблюдая за ребенком, можно определить, что он чувствует и в каком расположении духа находится. Таким же образом дети обладают способностью распознавать наши чувства по нашему поведению, способностью, которую большинство утрачивают, становясь взрослыми.
Способы выражения любви к ребенку можно классифицировать по четырем типам:
контакт глаз
физический контакт
пристальное внимание
дисциплина
Каждая область принципиальна важна.
Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен для установления хорошего взаимодействия с ним. Ребенок использует контакт глаз с родителями (и другими людьми) для эмоциональной подпитки. Чем чаще смотрят родители на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью.
Что же это такое контакт глаз? Это просто значит, что вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознают, насколько это решающий фактор.
Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему.
К сожалению, родители могут использовать контакт глаз, чтобы передать своим детям совсем другие сигналы. Например, родители могут смотреть с нежностью на своего ребенка только тогда, когда он особенно хорошо и дисциплинированно себя ведет или хорошо учиться. Тогда и ребенок воспринимает их любовь как обусловленную.
К сожалению, родители так легко вырабатывают у себя ужасную привычку смотреть на ребенка строго, когда они настаивают на своем.
Помните, что любящий взгляд - один из главных источников эмоционального питания для детей.
Физический контакт. Казалось бы, проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением. тем не менее: исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Вы редко увидите родителя, который просто так, без всякого повода воспользуется возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку. Я вовсе не имею в виду обязательно целоваться, обниматься и пр. А просто прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и пр. При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы.
Что же такое пристальное внимание? Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредотачиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновение не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Короче, пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей – самый важный человек в мире.
Дисциплина – это наличие и соблюдение в семье определенных правил. Наличие правил создает порядок, дает ребенку возможность почувствовать себя защищенным.
Недостаточная любовь и чрезмерная любовь, когда ребенок слишком опекаем, когда родители считают его своей собственностью, порождают зависимость ребенка от родителя, препятствуют его самоуважению, снижают самооценку и уверенность в себе.
Анкеты, повышенное внимание.
Давайте теперь ответим на вопросы:
Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
Когда в последний раз гладили его по голове?
Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Банк родительской мудрости
Не заставляйте ребёнка есть, проголодается – покушает.
Будьте терпеливыми и последовательными.
Никогда не кричите на ребёнка.
Лечите добром.
Старайтесь научить ребёнка, как исправить неправильный поступок.
Разговаривайте с ребёнком в тоне уважения и сотрудничества.
Достаточно часто прибегайте к похвале и поощрению, тем самым вы будете способствовать развитию у ребёнка уверенности в себе.
Воздерживайтесь от заявлений, что ребёнок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «гадкий, злой, бестолковый».Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
Воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорбительных слов – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.
Используйте любую возможность, чтобы высказать ребёнку свою любовь
Вопросы
Ответы
Можете ли вы:
Могу и всегда так делаю
Могу, но не всегда так делаю
Не могу
1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?
А
Б
В
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на на его возраст?
А
Б
В
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
А
Б
В
4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
А
Б
В
5.Сохранить самообладание, даже если ребёнок вывел вас из себя?
А
Б
В
6.Поставить себя на место ребёнка?
А
Б
В
7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?
А
Б
В
8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
А
Б
В
9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
А
Б
В
10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
А
Б
В
11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?
А
Б
В
12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
А
Б
В
13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?
А
Б
В
Ключ к тесту:
Ответы: «А» оценивается в 3 очка
«Б» - 2 очка
«В» - 1 очко
Если вы набрали от 30-39 очков, значит ребёнок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от16 до 30 очков: забота о ребёнке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, а в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания
.
ЛИТЕРАТУРА
1. С. Л. Соловейчик. Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.
2. Л.И. Саляхова. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. М.: «Глобус»,2006.
3. Лунина Е. И., Шепурева Н. С. Настольная книга классного руководиклассов. Ростов на/Д: “Феникс”, 2001.
4. Шульгина В. П. 25 современных тем родительских собраний в школе.
5. http://*****/shkola/klassnoe-rukovodstvo/
Положительные качества человека ↑ Разделение на отрицательные и положительные качества человека происходит под действием общественной оценки. Люди сами определяют: «что такое хорошо, а что такое плохо». То, что приносит пользу, материальные и духовные блага, удовольствие и радость, приятные эмоции, считает хорошим. Человек, в характере которого присутствует много положительных качеств, является образцом для подражания. Однако известно, что «плохих людей не бывает». Значит, деление на «+» и «-» качества условно. Всё зависит от системы отношений личности и общества. В соответствии с данными показателями можно выделить 4 группы черт характера (поскольку речь идёт о положительных качествах, в каждой группе обозначены будут только они и список их можно продолжить):
Отношение к обществу, коллективу: общительность, коллективизм, чуткость, отзывчивость, уважение к людям, доброта, доброжелательность.
Отношение к деятельности: трудолюбие, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность, настойчивость в достижении цели.
Отношение к себе: чувство собственного достоинства, скромность, гордость, самокритичность, честность.
Отношение к вещам: бережливость, аккуратность, щедрость, бескорыстие.
• способность к творчеству • инициативность • целеустремленность • терпеливость • надежность • отзывчивость • смелость • внимательность • трудолюбие • легкая приспособляемость • добродушие • ответственность • благородство • уверенность • независимость • аккуратность • решительность • правдивость • проницательность нежность • зрелость открытость • расторопность • оптимизм • преданность • серьезность • честность • дисциплинированность • привязанность • сила характера • добросовестность
Социальные навыки
• дружелюбие • лидерство • стремление помочь • добродушие • увлечение спортом • вежливость • порядочность • уступчивость • умение быть в команде • умение выполнять что-либо в коллективе • умение делиться • способность к сопереживанию • чуткость • способность к примирению • веселость обаятельность • способность к поддержке • остроумие • умение слушать • привлекательность