Родительское собрание по теме "Воспитывает каждая минута жизни"
Родительское собрание по теме "Воспитывает каждая минута жизни"
Данное родительское собрание помогает сформировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов; развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению; формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию доброжелательного отношения к людям. Родительское собрание по данному конспекту подходит для всех классов начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по теме "Воспитывает каждая минута жизни" »
Выступление на родительском собрании по теме:
"Воспитывает каждая минута жизни,
каждый уголок земли,
каждый человек" В. А. Сухомлинский
Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателей и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний.
В. А. Сухомлинский
Задачи:
- формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов;
- развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению;
- способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников;
- формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию доброжелательного отношения к людям
Воспитание гражданина является одной из важнейших задач общества.
Цели воспитательной работы мы усматриваем в том, чтобы дать каждому юноше, каждой девушке нравственную, умственную, практическую и психологическую подготовку к труду, раскрыть в каждом из них индивидуальные задатки, наклонности и способности. Мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинно человеческого в каждом честном человеке.
Специфический чертой педагогического труда является то, что мы, учителя, работаем на будущее. То, что закладывается в ребенке сегодня, становится фактором гражданского, морального, духовно облика зрелого человека через несколько лет, иногда через десятилетия.
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое сложное дело, как многим кажется. По всей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это - дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое - перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, ели вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания - уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется.
Советуем родителям всегда помнить об этом, всегда стараться воспитать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно.
Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу. Это вовсе не значит, что вы всегда должны быть надуты, напыщенны, - будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.
Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь и отражение в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что радует или печалит вас, должно и интересовать ваших детей. Они должны знать, что вы - общественный деятель, и гордится вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом. И только в том случае эта гордость будет здоровой гордостью, если ее общественная сущность детям понятна, если они не гордятся просто вашим хорошим костюмом, вашим автомобилем или охотничьим ружьем.
Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет большое значение для ребенка. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете своих ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
Правильное воспитание вовсе не требует, чтобы родители не спускали с детей глаз. Такое воспитание может принести только вред. Оно развивает пассивность характера, такие дети слишком привыкают к обществу взрослых, и духовный рост их идет слишком быстро. Родители любят этим похвастаться, но потом убеждаются, что допустили ошибку.
Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими многообразными влияниями жизни. Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать.
Поэтому, совершенно естественно, вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду.
Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от вас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, но вовсе не то, что называется вождением за руку.
Но чтобы побуждать в активной деятельности, надо быть другом детей. Во время лесного путешествия мы нашли желудь: он пустил корень, вот-вот уже покажется и росток... Мы взяли проросший желудь, принесли его в школу. По дороге из леса в школу каждому хотелось понести немножко желудь в своих ладонях, оберегая корень и бегущий росток. И желудь стал дорогим для нас. Мы посадили его - из почвы показался зеленый росток. Это нежное деревце стало для нас единственным в мире. Каждый из нас вложил в него частицу своей души. Это и есть очеловечение вещей. Я побуждала детей к активной деятельности: надо поливать деревцо, оберегать его, удобрять почву. Все это дети делали с большой радостью. Нельзя срывать листья на дереве, оно дышит листьями. Этот запрет стал незыблемым для каждого ребенка, потому что дети чувствовали человеческое в мире вещей. Но это человеческое не могло бы стать для ребенка постижимым, если бы он не был увлечен, одухотворен трудом. Здесь я подхожу к выводам, правилам воспитания, играющим очень важную роль в становлении педагогического мастерства. Один из этих выводов заключается в следующем:
нравственные истины должны материализоваться в вещах, предметах, отношениях.
Ильф и Петров когда-то очень хорошо сказали: «Не надо бороться за чистоту, надо подметать». В этих словах большая педагогическая мудрость. Не бороться за чистоту, а подметать. Меньше говорить и
больше делать. Открывать перед детьми мир человеческого - лишь при этом условии нравственные истины станут достоянием каждой личности.
Детям свойственна замечательная способность - способность жить сердцем, отдавать свое сердце окружающим их вещам, существам.
Чуткость, отзывчивость, человечность наших питомцев могут утвердиться лишь тогда, когда каждый ребенок что-то или кого-то «приручит», что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу. Я убеждена, что детский коллектив лишь тогда воспитывает настоящего человека, когда каждый принимает близко к сердцу радости и огорчения товарища. Не может быть и речи о коллективе как могучем инструменте воспитания, если люди свыклись, примерились с мыслью о том, что их товарищ получает «двойки», не успевает и стал равнодушным к своим собственным успехам. Вдумчивый педагог пробуждает у своих питомцев чувство тревоги, обеспокоенности за успехи каждого члена коллектива. Он учит познавать сердцем, приучает переживать чужую беду и чужую радость как свои личные. С этого начинается воспитание человеческой ответственности.
Исключительно важно в воспитании, чтобы человек уже в детстве переживал высокое, благородное чувство - желание видеть другого человека лучше, чем он есть.
Среда должна не только побуждать к активной деятельности, но и сдерживать, тормозить. Вот на школьном дворе маленькая ореховая аллея. Деревья посажены с таким расчетом, чтобы ребенок, который бегает, охваченный чувством жизнерадостного мировосприятия,
вынужден был несколько умерить свой пыл, заставить себя осторожно
«
обойти деревья. А еще лучше будет, если он остановится, чтобы полюбоваться красотой. Деятельность заключается не только в том, чтобы создавать, но и в том, чтобы оберегать. Мы считаем очень важным
условием полноценного нравственного воспитания, чтобы человек упражнялся в ограничении своих желаний: не все, что хочется, можно сделать.
Чтобы пробудить в человеке желание стать лучше, надо самому всей душой желать видеть его лучше. Самая благородная нравственная истина останется для ученика звуком пустым, если ее не одухотворили живое чувство и пытливый ум воспитателя.
Надо, чтобы маленький человек почувствовал и понял, что ему верят и желают добра.
Сделайте правилом нравственного воспитания: пусть ваш воспитательный замысел осуществляется активной деятельностью самих учеников.
Идейное богатство мыслей рождается тогда, когда человек читает книгу не для того, чтобы заучить, а для раздумий, для переживания радости познания истины. Чем больше раздумий, чем ярче раскрывается глубоко личное отношение к тому, что познается, тем больше хочется человеку выразить свою мысль, поделиться своими чувствами.
Возникает потребность в задушевном разговоре с учителем, с товарищами, в споре, в диспуте. В этой потребности - корень непринужденности, непреднамеренности воспитательного воздействия. Если у вас возникла мысль провести диспут по тому или иному вопросу, подумайте прежде всего, есть ли в ученическом коллективе эмоциональная готовность к диспуту. Волнуют ли их нравственные, эстетические идеи? Если этой взволнованности нет, воспитательный замысел не будет достигнут. Идейное богатство личности зависит от того, насколько гармонично сливаются в духовной жизни человека его мысли, чувства, переживания и деятельность.
В воспитании человека очень важно видеть главное, ведущее, решающее. Ребенок, которому сегодня семь лет, который робко переступает порог школы и выводит в тетрадке кружочки и папочки, через одиннадцать лет на ваших глазах станет гражданином. Мальчишка, перед которым сегодня открывается первая страница букваря, через одиннадцать лет возьмет в руки оружие и встанет на защиту границ нашей Родины. Если же возникнет необходимость, он встанет на смертный бой с врагом. Дороже всего ему должно быть Отечество - его свобода, независимость, честь, достоинство. Наша великая миссия в том, чтобы каждой клеточкой своего сердца и мозга он впитал в себя великое и святое - интересы Отечества, чтобы в его личном человеческом мире выше всего стояло общественное, гражданское.
Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. В этом деле нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть о ней. В воспитательной работе нет пустяков. Какой -нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка - все это такие вещи которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной нашей задачей.