Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Как стать хорошими родителями"»
Методическая разработка
родительского собрания
в 6 классе
«Как стать хорошими родителями»
Классный руководитель: Маливанова Т.В
2018-2019
Место проведения: Кабинет
Участники: родители учащихся 6 класса.
Задачи: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;
формировать культуру общения родителей и детей;
умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Форма проведения: родительский тренинг.
Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; соцопрос по темам: «Идеальная семья – это…», «Что ждут дети от своей семьи»; изображение ребятами своего семейного герба; выполнение «Дерева Дружбы и Любви».
Оформление класса: эпиграф на доске, «Деревья дружбы и любви».
Оборудование: Так как коллектив родителей разбивается на 3 группы, полукругом ставятся 3 стола для работы групп, в середине стол для художественных принадлежностей (листы, карандаши, фломастеры).
Ход собрания
Ты, отчий дом, являешься
основой истинного
естественного воспитания
человека. Отчий дом, ты –
школа нравов и государства.
И.Песталоцци
Вступительное слово классного руководителя.
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их себе в сумку.
Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.
Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли бы поранить ноги.
Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые родители!
Сколько таких людей, как старушка, живут рядом с нами, дарят тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это спустя лишь годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души. К сожалению, такая история часто встречается в жизни некоторых семей. Причиной этому является, думаю, неправильное воспитание ребенка: гражданина, друга и товарища, будущего семьянина.
Как и что нужно сделать, чтобы Ваш ребенок стал Вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»?
Анализ проведенных заранее анкет.
Уважаемые родители! Вам и Вашим детям было предложено ответить на вопросы анкеты. Сейчас я предлагаю Вашему вниманию результаты анкет для того, чтобы Вы их проанализировали: совпадают ли Ваши мнения на некоторые вопросы, что думает Ваш ребенок о семье, чего ждет от родителей. (см. Приложение).
Хочу сказать, что ребята творческого объединения «Юные журналисты» провели соцопрос среди детей разного возраста и получили следующие результаты: «Что ждут от семьи современные дети» -
«Современная семья – это…»
Решение проблемных ситуаций.
Мы с Вами разделились на 3 группы, каждая из которых получает задание: дать оценку, проанализировать, высказать свое мнение на одно из распространенных убеждений.
Ребенок – существо несмышленое. Ему надо ежеминутно втолковывать, как следует поступать в той или иной ситуации. Времени на это у родителей мало: ведь достигнув подросткового возраста, дети перестают их слушать. За каких-то 10 лет надо столько успеть объяснить! Ребенку необходимо почаще делать замечания и давать наставления.
Если ребенок в чем-то ошибся, следует наказать его так, чтоб на всю жизнь запомнил. Мало просто отругать или отшлепать, надо через какое-то время повторить урок и снова напомнить о проступке, причем желательно публично, чтобы пробудить в нем стыд, - тогда это больше никогда не повторится.
Все, что родители дают ребенку, через несколько лет должно вернуться к ним в еще большем размере. Став взрослым, сын или дочь должны будут заботиться о нас так же, как мы о них. Так что, по сути, растя ребенка, вкладываем в себя.
На обсуждение дается 7 мин. Затем выслушивается мнение команды, и даются советы психолога на каждую из ситуцаций.
Родители, которые ежесекундно делают замечание, очень быстро теряют внимание ребенка. Мозг маленького человека просто не в состоянии усвоить тонны информации. Вместо того, чтобы поддерживать свой авторитет, мама с папой утрачивают влияние на ребенка. Одна мама, делавшая сыну наставление каждые 3 минуты, с удивлением обнаружила, что ребенок перестал ее слышать и делал, что хотел. Проконсультировавшись у детского психолога, она стала строго дозировать информацию. Всякий раз выдерживала минутную паузу перед тем, как сообщить ребенку очередную мудрость. Это очень заинтриговало сына: почему мама молчит? В результате мальчик слушал ее с открытым ртом. А через 2 недели сын окончательно «вернулся» к матери и вступил в диалог.
Ребенок, которому никак не могут отпустить его «грехи», становится нервным, у него воспитывается комплекс вины. Он боится родителей, ведь стоит оступиться, и они не только накажут, но еще и припомнят ему двухлетней давности кляксу на штанах. Детство становится пыткой, и уже в подростковом возрасте ребенок старается отдалиться от семьи, найти себе другую компанию. Ваша критика никогда не должна разрушать позитивное представление ребенка о себе. Он должен понимать, что, как бы Вы его ни ругали, он все равно самый любимый, дорогой и хороший человек. Если ребенок заслужил порицание, не говорите ему, что он так поступает всегда. Он поступил так сегодня. Забудьте слова «вечно», «вот опять», «как всегда». Никогда не ругайте ребенка при посторонних. И накрепко запомните: за один проступок можно наказать только один раз. Если наказание понесено, то вина аннулируется и к этому вопросу более никто не возвращается.
Усвоив раз и навсегда, что отношения «ребенок – родитель» подчиняются тем же правилам, что и товарно-денежные отношения, сын и дочь, повзрослев, предъявляют все новые требования: разменять квартиру, оплатить учебу, составить завещание… Наверное, правы те, кто говорит: «Дети ничего не должны своим родителям». Воспитывая ребенка, нельзя относиться к нему, как к закрытому акционерному обществу. Вкладывать в сына и дочь надо не средства, а душу. Это более дорогой товар, но зато не подверженный инфляции. Если Вы воспитали добросовестного человека, он не допустит, чтобы его родители в старости оказались в нищете. Правда, вырастить хорошего человека – самое трудное занятие на земле.
Творческое задание для родителей.
В старинные времена был красивый обычай – каждому роду иметь свой герб. А что Вы поместили бы на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность. Вашему вниманию предлагается слайд, на котором можно увидеть символические значения предметов и цвета в геральдике. Вашим детям было предложено нарисовать герб своей семьи. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте герб своей семьи таким, каким Вы его видите. Когда закончите работу, сравните Ваш герб с гербом, нарисованным Вашим ребенком. Сделайте выводы.
Я заготовила Вам буклеты, в которых содержатся 10 заповедей родительства, типы семейных отношений. Надеюсь, что они помогут Вам в воспитании Вашего ребенка.
5. Подведение итогов.
Родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания.
Приложение.
Анкета для родителей
- Считаете ли Вы себя хорошими родителями?
- В чем это проявляется?
- Умеете ли Вы прощать своего ребенка?
- Считаете ли Вы необходимым для себя вести доверительные разговоры со своим ребенком?
- Какие методы наказания своего ребенка Вы используете?
- Как, по Вашему мнению, относятся к Вашему ребенку в школе и классе.
Анкета для детей
- Мои родители – это
- Я хочу, чтобы мои родители
- Мои родители меня
- Я боюсь, когда мои родители
- Я радуюсь, когда мои родители
- Мне приятно, когда мои родители
- Я надеюсь, что мои родители
- Мой папа – это
- Моя мама – это
- Самый счастливый день в нашей семье тогда, когда
- Самый несчастливый день в нашей семье, когда
Ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного естественного воспитания человека. Отчий дом, ты – школа нравов и государства.
И. Песталоцци
Ты прав, мой милый! Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях если не нашел опоры –
Что скажем мы о нем? Не ясно ли всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
Софокл
Да, так уж устроено у людей,
Хотите ли Вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить
И побывать в «стариках» и «предках».
Э. Асадов
Телефон доверия
8 – 800 – 2000 - 122
Парадоксы подростковой психики
Подростковый возраст – это пик активности, прежде всего физической, время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы подростковой психики»:
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом, не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.
Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из толпы» - при полной слитности со своим окружением, «быть как все» - в компании, в классе, во дворе и т.д.
Интересно все сразу и ничего.
Хочется всего, сразу и если позже – «то вообще тогда зачем»
При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Результаты социологического опроса «Что ждут от семьи современные дети»:
Типы семейных взаимоотношений
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей.
Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых детей, может порождаться тактикой «невмешательства».
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность
межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
10 заповедей родительства
Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, ему его тяжела не меньше, чем Вам Ваша.
Не унижайте!
Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка, мучьте – если можете – и не делаете.
Помните – перефразируя одного человека, сказавшего это об Отечестве, - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Умейте прощать и просить прощения у своего ребенка!