Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе- тема нашей сегодняшней беседы. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах. Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей. Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества. В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание. Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом. Конфликт «Учитель — родитель ученика» Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным. Причины конфликта между учителем и родителями разные представления сторон о средствах воспитания недовольство родителя методами обучения педагога личная неприязнь мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку Способы решения конфликта с родителями ученика Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с родителями, проявляющими агрессию в отношении всех сторон конфликта, оценить правильность действий всех сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента. Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем. Причины конфликта с точки зрения психолога Почему люди воюют между собой? По сути, это зависит от самих участников конфликта, того, что они из себя представляют. Не каждый конфликт — обязательно полнейшее зло. Из него можно вынести что-то важное, получить урок. В любом случае, как бы мы ни избегали «сложных» ситуаций, они все равно случаются, а значит, они необходимы и важны для нас. — Конфликт — это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов. В основе такого столкновения скрывается ситуация, которая может включать противоположные позиции сторон, или противоположные цели и средства для их достижения, или просто несовпадение интересов, желаний и т.д. Для развития конфликта необходим инцидент — какие-то действия одной из сторон, ущемление интересов другой стороны. Выделяют несколько типов конфликтных ситуаций. Стремление к превосходству Это ситуации, когда один человек оказывает на другого психологическое давление, стремится утвердиться за счет собственного психологического преимущества. Попытки добиться психологического преимущества над оппонентом проявляются приказом, угрозой, резкой несправедливой критикой, обвинением, насмешкой, саркастическим замечанием. Если оппонент чувствует себя в результате этого униженным, чувства, которые он испытывает в такие моменты, могут спровоцировать его на конфликт. Снисходительное отношение . Преимущество, «оформленное» доброжелательностью: мол, «ничего страшного», «разве можно этого не знать?», «неужели не понятно?», «умный человек, а ведете себя...» Хвастовство . Вдохновенный рассказ о своих успехах и достижениях, иногда ложных. Такие рассказы могут вызвать у слушателей зависть и раздражение, что провоцирует конфликт. Навязывание советов . Советующий занимает позицию психологического преимущества. Ведь в таком случае тот, кому адресуется совет, выставляется в свете беспомощной жертвы. Многим людям это не нравится, и они могут ответить конфликтом на подобное отношение к себе. Перебивание собеседника . Также может указывать на превосходство над собеседником. Тот, кто перебивает, дает понять собеседнику, что его мнение не такое уж и существенное, так что нечего выслушивать. Однако многие люди больше хотят говорить сами, чем слушать кого-то, поэтому прерывание собеседника однозначно провоцирует конфликт. Категоричность, безапелляционность . Сюда относятся высказывания типа «Я считаю», «Я уверен» и т.д. У собеседника при таких высказываниях нет шансов высказать свое мнение. Опять же, это означает, что нас загоняют в угол. Если же нас загоняют в угол, рождается агрессия. А зачем нам агрессия? Отчаянно и агрессивно защищаться! Вот и конфликт. Поэтому лучше пользоваться в разговоре фразами «я полагаю», «вероятно». Сокрытие информации . Это порождает состояние тревоги, поскольку информация необходима нам для выживания. Тот, кто скрывает важную информацию, рискует оказаться в центре конфликта. Неэтичное поведение . Умышленное и неумышленное, которое перечеркивает общепринятые правила, нормы морали и жизненные убеждения других людей. Подшучивание . Не каждый человек обладает адекватным чувством юмора, а потому чрезвычайно едкими шуточками провоцирует конфликт. Некоторые осмеянные жаждут сатисфакции. Напоминание . Особенно это касается ситуаций, в которых наш оппонент понес моральные или материальные потери. Такие напоминания вызывают порой ощущение нелепой беспомощности, которое способно спровоцировать конфликт. Перекладывание ответственности . Человек, который не справился с этой «переведенной» ответственностью, может переживать самые неприятные чувства, в результате чего доведет себя до состояния гнева, что и спровоцирует конфликт. Обман . Или попытка обмана. Одна из самых сильных ситуаций в этом аспекте. Проявление агрессивности Существует категория людей с природной высокой агрессивностью. Агрессивное поведение демонстрируют подростки. Так они проявляют свое стремление к самоутверждению, протестуют против зависимости от родителей. Очень агрессивный человек сам по себе является вероятным источником конфликтов, поскольку в любой момент готов вылить свое раздражение на тех, кто рядом. Он сознательно или бессознательно решает свои внутренние проблемы за счет окружающих. Однако здесь следует обратить внимание на чувство меры: человек с агрессивностью ниже средней добьется в жизни намного меньшего, чем мог бы, а полное отсутствие агрессивности вообще граничит с отсутствием интереса к жизни и отказом от борьбы. К ситуативной агрессивности относятся конфликты в результате агрессивного поведения, связанные с внутренними противоречиями и чувствами. Это могут быть отдельные неприятности в личной жизни, на работе, плохое настроение или самочувствие. В психологии такие состояния называются фрустрацией — состояние психики, которое возникает в результате разочарования из-за того, что не осуществилась какая-то значительная цель или потребность. Такие внутренние переживания — разочарование, напряженность, безысходность — нередко вызывают агрессивные защитные реакции, которые выливаются в конфликты. Просто эгоизм Эгоист добивается всего только для себя и в ущерб окружающим. Такое поведение расценивается окружающими как несправедливое, а поэтому часто становится причиной конфликтов. Кроме того, эгоист передает окружающим скрытое послание на психологическом уровне о том, что все они являются лишь инструментом для достижения его полезных целей. Вполне естественно, что такое поведение обычно вызывает обиду, раздражение и даже гнев. — Люди воюют друг с другом по разным причинам, и это неизбежно. Поэтому нам не надо учиться избегать конфликтов и споров. Нам надо учиться их решать. Это довольно тяжелая работа. Можно даже сказать, работа всей жизни. В первую очередь необходимо учиться контролировать свои эмоции. Бывают моменты, когда нас переполняет желание вылить на оппонента весь негатив, однако необходимо воздерживаться от такого желания. Если назревает конфликт из-за непонимания, то причина часто не в том, что партнер не желает прислушаться к нам, а в том, что он иначе воспринимает ситуацию. Чаще разговаривайте друг с другом, открыто говорите о своих желаниях. Ищите компромисс с учетом мнения другого человека. Как бы трудно это ни было.. Педагог должен взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители. Поведение учителя в условиях конфликта характеризует: - напористость в реализации собственных интересов; - кооперативность, учитывающая интересы других лиц. Сочетание этих направлений при разной степени их выраженности определяет основные способы разрешения межличностных конфликтов: избегание, принуждение, сглаживание, компромисс. Избегание (уклонение) – слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью. При такой стратегии поведения действия учителя направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказывания собственной позиции. Учитель не берёт на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, отрицает наличие конфликта, старается избегать ситуаций, провоцирующих конфликт. Принуждение (противоборство) – высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия учителя направлены на то, чтобы настоять на своём путём открытой борьбы за собственные интересы, применения власти, принуждения. Он заставляет принять свою точку зрения любой ценой. Сглаживание (уступчивость) – слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия учителя направленына сохранение или восстановление хороших отношений, обеспечение удовлетворённости другого лица путём сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремится поддерживать других, не задевает их чувств, учитывает их аргументы. Компромисс (сотрудничество) – высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия учителя направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его собственным интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Итак для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо: Раскрыть её причины Не допустить перехода в длительный конфликт Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны Найти пути предупреждения или погашения конфликта Поддержать даже «плохих» учащихся. Социальным педагогам , психологам, классным руководителям необходимо придерживаться следующих правил по преодолению конфликта: - не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта – это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»; - не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться, в основном теми, кто её создал; - при обсуждениях анализируйте мнения сторон, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путём определения общей позиции для оценок; - разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия можно только по частям, шаг за шагом. Единый алгоритм решения любого школьного конфликта Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз. Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. Второй момент — анализ ситуации без превратности. Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем. Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций. Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы согласно ситуации, такие как уход от конфликта, через компромисс и т.д. При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие её возникновению. Выводы: 1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания. 2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». 3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения. 4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. 5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п. Приложение 1 Конфликты родителей и учителей. Выход в трудной ситуации. Из-за чего возникают конфликты между учителями и родителями К ним можно отнести столкновения в областях: ♦ взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы ученика; ♦ несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя; ♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику; ♦ непринятия ученика сверстниками, одноклассниками; ♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка и пр. В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям. Как разрешить конфликт между родителями и преподавателями? Входя в родительское сообщество, каждый родитель подвергается потенциальной опасности быть втянутым в конфликтную ситуацию. Поэтому некоторые знания по предупреждению и разрешению конфликтов, на наш взгляд, не помешают. Говоря о предупреждении конфликтов, необходимо знать, какие действия могут к ним привести. Приведем примерный перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации: ♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса; ♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе; ♦ постоянные придирки к деятельности учителя; ♦ отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей; ♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек; ♦ активное навязывание своей точки зрения; ♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором; ♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы; ♦ втягивание учеников и родителей в назревающий конфликт; ♦ навязывание своей преувеличенной роли в жизнедеятельности школы. Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими: ♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса; ♦ отсутствие интереса к личностям учеников и родителей; ♦ использование внутришкольной информации во вред отдельным ученикам и родителям; ♦ игнорирование интересов учеников и родителей; ♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя; ♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю. Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться примерной программой предупреждения конфликта в школе, которая может иметь следующий вид: 1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, психологической совместимости отдельных родителей, особенно активистов, необходимо равномерно распределять участие родителей в делах класса. 2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников. 3. Относиться к родителям необходимо неизменно вежливо и терпимо. 4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или учениками. 5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы. 6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он. 7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе. 8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе. Но если все-таки время предупреждения конфликта пропущено, то встает необходимость его разрешить. В противном случае динамичный, развивающийся по спирали конфликт может затормозить процесс творческой работы не только одного класса, но и всей школы и навредить главному ее предназначению — образованию подрастающего поколения. Приложение 2 Как уладить конфликт между учителями и родителями Программа действий при разрешении конфликта может включать несколько этапов: выделение проблемы конфликта; поиск решений его нейтрализации; выработка процедуры разрешения; реализация плана разрешения конфликта; оценка правильности принятого решения. Выделение проблемы конфликта. Для начала необходимо признать наличие конфликта. Не думать, что все само собой рассосется, а, не теряя времени, правильно определить проблему, которая привела к конфликту. Технология определения проблемы выглядит следующим образом. Конфликтующие стороны должны высказать свою точку зрения на проблему. Следует включать в такой диалог только тех учителей или родителей, которые принимают непосредственное участие в конфликте. Участие членов конфликтующих групп должно быть добровольным и осознанным. Самая трудная роль у человека, который взялся разрешить конфликт. Ему предстоит выступить в качестве третейского судьи. А для этого необходимо отстраниться от личных пристрастий и интересов и наблюдать со стороны. Главная цель участия такого человека — выявить факторы, которые каждая из сторон упустила, проанализировать их и дать им грамотную оценку. Поиск решений по его нейтрализации. После выявления проблемы конфликта начинается совместный поиск его разрешения. Здесь позиция руководства разрешением конфликта тоньше. Необходимо стимулировать участников конфликта на высказывания о предполагаемых путях выхода из создавшейся ситуации. Важно учитывать тот факт, что в ситуации конфликта люди не любят, когда дают оценку их предложениям. Они более активно продуцируют идеи, если не ждут оценки, особенно со стороны. Очень важно из предложенных идей выбрать такую, которая учитывала бы мнение двух сторон и удовлетворяла их требования. Выработка процедуры разрешения конфликта. Наличие конфликта признано всеми участниками. Здесь важно выработать «правила игры»: кто, когда, в каком составе и где будет обсуждать нерешенные проблемы. Главное на этом этапе прекратить бесплодные споры. Важным представляется выработка критериев позитивного разрешения конфликта и установления сроков его разрешения. Сроки должны быть согласованы и приняты всеми участниками конфликта. В этом действии участвуют все заинтересованные стороны. Реализация плана разрешения конфликта . Основное действие на этом этапе заключается в немедленном начале разрешения конфликта после того, как стороны договорились об этом. Если медлить, стороны начинают подозревать друг друга и «разрешителя» конфликтной ситуации в неискренности и плутовстве. Полезно к урегулированию конфликта привлекать неформальных лидеров коллектива, предварительно выяснив их позицию в решаемом вопросе. В каждом родительском сообществе такие лидеры найдутся. Как любая деятельность, реализация плана разрешения конфликта может быть успешной при следующих условиях: * создание атмосферы сотрудничества; * наличие понимания всех участников конфликта; * перевод конфликта из эмоционального состояния в рациональное; * учет индивидуальных особенностей учителей, участвующих в конфликте; * нейтрализация вялотекущих процессов конфликта, содействие его разрешению; * поиск оптимальных методов управления конфликтом; * регулирование взаимоотношений участников конфликта; * использование внутришкольной информации в выводе части претензий из условий конфликта; * обозначение своей позиции — беспристрастного судьи. Оценка правильности принятого решения. На этом этапе оценивается эффективность действий членов конфликтной ситуации. Самое важное сделать так, чтобы максимальное количество участников было довольно. Вряд ли можно добиться полного согласия, всегда останется один—два человека, несогласных с принятым решением. Самый главный критерий — окончание конфликта. После успешной реализации принятого решения полезно опять вернуться к обсуждению и выяснить, устраивает ли это решение большинство родительского коллектива или нет? Если нет, почему, что мешает его реализации. Если большинство разочаровалось в принятом решении, необходимо принять новое, пройдя все вышеозначенные этапы. Учителю следует быть смелее в принятии нового решения и не бояться изменить ситуацию. «Дорогу осилит идущий!». Завершить разговор о конфликтах в школьной среде хочется словами великого римского мыслителя, политического деятеля и оратора Цицерона: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в своей ошибке». Родители могут соглашаться, а могут и не соглашаться с требованиями школы, могут принимать их частично. Главное во взаимодействии двух институтов — семьи и школы заключается в том, чтобы любой неверный шаг больно не отзывался на главном участнике возможных конфликтов или родительских притязаний — ребенке. Приложение 3 СОВЕТЫ БЫВАЛОГО ПЕДАГОГА В родительский блокнот ❀ Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников. ❀ Помните — родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя. ❀ Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка. ❀ Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка. ❀ Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях. ❀ Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них. ❀ Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!» ❀ Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет. |