Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей «Профилактика уходов из дома и бродяжничества среди детей и подростков»»
МКОУ «Общеобразовательная школа
психолого - педагогической поддержки»
Памятка для родителей
«Профилактика уходов из дома и бродяжничества среди детей и подростков»
Педагог-психолог:
Волкова О.О.
Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
Родители, не забывайте о потребностях своих детей, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом.
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
- Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
- Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
- Выбирайте наказание, адекватное проступку.
- Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.
- Примите факт, что ваш сын или дочь - уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ.
Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет», можно «с почестями похоронить». Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать особенности их поведения.
- Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
- Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так.
- Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены.
- Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес.
- Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.
Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.
- Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.
- Развивайте в ребёнке творческие способности.
- Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
- Развивайте в ребёнке физическую силу.
- Развивайте в ребёнке умение общаться
-Обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.
-Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»
- Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
ПОМНИТЕ!
Дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых, и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.
Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.
Не пытайтесь решить проблему силовыми методами.
Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами.
Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.
Уход ребёнка из дома, ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психолога, социального педагога или детского психиатра. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками, убегающими из дома или склонных к бродяжничеству. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком.
Список использованной литературы
1. Алексеева Л.С. Неполные семьи в трудной жизненной ситуации / Л.С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2009. - N 2. - С. 26-31.
2. Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми / Б.Н. Алмазов. - Свердловск: МКП Урал - Гриф, 1991. - 77 с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т. В. Андреева. СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. -- М.: Апрель-Пресс; Эксмо-Пресс, 2000. - 512 с.
5. Белоусова З.И. Социально психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков / З.И. Белоусова, В.В. Овсянникова. - г.Запорожье, 1998. - 267 с.
6. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля / Я.И. Гилинский // Мир России. -1997.- №1. - С. 51-56.
7. Гилинский Я.И. Девиантность и социальный контроль в России (XIX- XX вв.). Тенденции и социологическое осмысление / Я.И. Гилинский. - СПб.: Алетейя, 2000. - 401 с.
8. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.