kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие самостоятельной познавательной деятельности путём использования проблемного обучения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Воспитание у учащихся сознательного отношения и исследовательского интереса к окружающей жизни. Ребёнок приобретает навыки самостоятельной элементарной исследовательской работы. Самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Исследования, были направлены на выявление самостоятельной деятельности как дидактической категории, её элементов – предмета и цели деятельности.Заданиям для самостоятельно-исследовательской работы учащихся при изучении естественнонаучных дисциплин свойственно частичное или полное воспроизведение какого-либо метода. Задания опираются на запас ранее усвоенных учащимися теоретических знаний и практических умений и навыков, имеют четко выраженную структуру. Задания должны содержать новый для учащихся материал, а также обеспечивать учителю получение обратной информации об умственных операциях и качестве выполнения задания каждым учащимся. Урок - исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие самостоятельной познавательной деятельности путём использования проблемного обучения в начальной школе»

Муниципальное образование Белореченский район п.Родники муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой





Доклад по теме



«Развитие самостоятельной познавательной деятельности путём использования проблемного обучения в начальной школе.»








Подготовила учитель начальных классов

Вековищева О. М.








В своей работе я стараюсь использовать исследовательский метод: воспитание у учащихся сознательного отношения и исследовательского интереса к окружающей жизни. Благодаря "исследовательскому методу" .

Ребёнок приобретает навыки самостоятельной элементарной исследовательской работы. Проанализировав вышесказанное, мы приходим к выводу:

самостоятельная деятельность находит свое отражение в самостоятельной работе. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения самостоятельной работы в качестве средства развития самостоятельности.

Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Исследования, были направлены на выявление самостоятельной деятельности как дидактической категории, её элементов – предмета и цели деятельности.

Большое значение придавал самостоятельной работе К. д. Ушинский.

Он считал, что учитель должен не только давать учащимся знания, но и направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны "по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал".

Самостоятельно-исследовательская работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических.

Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач.

Заданиям для самостоятельно-исследовательской работы учащихся при изучении естественнонаучных дисциплин свойственно частичное или полное воспроизведение какого-либо метода. Задания опираются на запас ранее усвоенных учащимися теоретических знаний и практических умений и навыков, имеют четко выраженную структуру. Задания должны содержать новый для учащихся материал, а также обеспечивать учителю получение обратной информации об умственных операциях и качестве выполнения задания каждым учащимся.

Таким образом, самостоятельно-исследовательская работа может быть рассмотрена как форма организации обучения (внеклассная работа учащихся), как метод обучения (использование самостоятельной работы на учебных занятиях), как средство обучения (система заданий для самостоятельной работы).

Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа - это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Итак, было отмечено, что самостоятельная работа выступает как форма, метод и средство обучения. Мы будем рассматривать ее как один из путей развития самостоятельности, поэтому считаем наиболее целесообразным ее использование на практических занятиях по естествознанию, полагая, что именно они предоставляют широкие возможности . для развития указанного качества: предполагают самостоятельную подготовку, выполнение самостоятельных заданий различного уровня сложности, варьирование различных форм самостоятельной деятельности по предмету.

Участие младших школьников в самостоятельно-исследовательской работе.

Для меня привлекательны нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно про явить себя как учителю, так и учащимся. В процесс е игровой деятельности, например, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель - создать необычный по замыслу и организации урок, без строго, но логично выстроенного режима работы, ярки~, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.

Проводя экскурсии в природной среде, ведя наблюдение за погодой, явлениями природы, заполняя дневники наблюдений, мы учим учащихся наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов - это результат, продукт работы.

Я считаю, что основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе закладываются в 1 классе. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок - исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

Я решила начать исследовательскую деятельность с детьми с урока «Что общего у разных растений ». Потом были тематические уроки: «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лёд?», «Что такое радуга?» и другие. Поиск ответов на вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таком уроке не говорит: «Делай, как я», а говорит: «Я рядом с тобой, иди вперёд». Над формированием своих научных убеждений учащихся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшение психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?

Осенью я повела детей на экскурсию в сквер на улицу имени Рахова и обратила их внимание на красоту разноцветных клёнов, желтеющих ив, краснеющих рябин. А остановку сделала в достаточно грязном месте. Учащиеся сами обратили внимание, что гармония красоты в природе нарушена действиями людей: бутылки, фантики, пакеты. Увиденное противоречило, вступало в конфликт с миром природы. Стали решать вопросы: «Что можно исправить, как помочь?» Нарисовали рисунки, помечтали: «Было бы хорошо, если бы ... » Так мы вошли в проблемную ситуацию: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли «хороших хозяев, мы тем самым обратим внимание, что лучше создавать, а не губить созданное природой, заняться не словами, а делом. Во внимание брались все детские предложения. Определили что направленность будет экологическая. Ребята становились творцами. Каждый сделал эскиз цветника, проект озеленения школьного двора.

Я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействия с окружающей средой. Далее возникла необходимость в составлении плана работы. План выглядел так:

  • сигнал бедствия

  • хочу всё знать

  • мой самый лучший цветник

  • нам нужна помощь

  • цвети, земля

  • а всё хорошее и есть мечта.

Каждый ребёнок сделал эмблему.

В процессе реализации исследовательской деятельности стало системой про ведения интегрированных уроков. На уроке труда учились вырезать цветы из круга, при этом изучили деление целого на части. На уроке ознакомления с окружающим миром изучали строение растений, необходимые для роста и развития условия, делили растения на культурные, дикорастущие и декоративные культуры. По фотографиям изучали цветники, в справочниках и энциклопедиях искали информацию о цветах. Собирали пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи. Рассматривали работы художников. Изучали профессии людей, занятых в озеленении городов.

Интегрированный урок в марте объединил предметный материал окружающего мира, развития речи. Был поднят вопрос о назначении и пользе растений, прежде всего цветов, в озеленении города и значении их в жизни человека.

Этот урок внёс свой положительный момент в создание условий для мотивации к личностно - ориентированной деятельности, к формированию собственных ценностей и смыслов приобретённых знаний.

В апреле прошёл урок - конкурс загадок «Цветок знаю».

Изучив цветы в той мере, в какой смогли учащиеся начальной школы, мы подошли к практической части: как посадить, как вырастить цветы. Стали искать ответ на вопрос: «Можно ли вырастить цветы в классе?» В конце марта посеяли семена астр. Вели наблюдения, поливали.

В конце учебного года был проведён фестиваль цветов.

Я считаю, что педагогическая значимость исследовательской деятельности заключается:

  • открывает возможности формирования жизненного опыта.

  • стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

  • выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

  • реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

В течение этого все ребята познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Я как учитель старалась всё делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают всё сами. Я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди меня, помогая им, если они просят об этом.

Личностно-ориентированное обучение возможно в условиях тесного контакта учителя с учеником, взаимного сотрудничества и уважения.

Подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, школьник приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.

Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у детей самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с учащимися велика роль организации совместной продуктивной деятельности преподавателя и учащихся. Он создает обучающую среду, определяет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные про граммы при единой линии научного познания, практически е задания на сравнение и рефлексию, опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставление разных точек зрения на одно и то же явление, способствуя развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Вековищева Ольга Михайловна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249344

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Статья на тему "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_razvitiie_samostoiatiel_noi_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_put"
    ["file_id"] => string(6) "447058"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514395509"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Организация самостоятельной познавательной деятельности  на уроках истории  в специальной школе для глухих детей. "
    ["seo_title"] => string(130) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-istorii-v-spietsial-noi-shkolie-dlia-ghlukhikh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "203816"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429547326"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(63) "sozdaniie-probliemnoi-situatsii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "277722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452959558"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Реализация деятельностного подхода   через технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(124) "riealizatsiia-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-chieriez-tiekhnologhiiu-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161681"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422267175"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад:"Современные технологии в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-sovriemiennyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "211973"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431709633"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства