Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа "Я и сквернословие"»
Методическая разработка классного часа на тему:
«Я и сквернословие»
Цель:
Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде
Задачи:
- расширить знания школьников о вреде сквернословия;
- воспитывать отрицательное отношение к данному пороку;
- формирование активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию;
- побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Ход классного часа:
На доске фразы: «Нет ничего заразнее слова»
Восточная мудрость
«От гнилого сердца и гнилые слова»
Русская пословица
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(Ответ: Сегодня мы будем говорить о сквернословии.)
-Что такое сквернословие?
(ответы детей)
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Согласно словарю В. Даля «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Матерная брань это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.
Постановка проблемных вопросов.
- Приходилось ли вам слышать сквернословие?
(дети высказываются).
- Почему люди ругаются, как вы думаете?
(дети высказываются).
Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?
Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому. В наше время мат используется: 1) для повышения эмоциональности речи, 2) эмоциональной разрядки, 3) оскорбления, унижения адресата речи, 4) демонстрации агрессии, 5) демонстрации отсутствия страха, 6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, 7) демонстрации принадлежности к «своим».
На самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
- Можно ли обойтись без сквернословия? Как? Ваши предложения решения проблемы.
(дети высказываются).
Творческое задание.
Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»
Классный руководитель: Есть такая точка зрения, что мат ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности России. Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?» Какие бы пункты вы включили в эту памятку?
(На доске ватман: ПАМЯТКА «Как избавиться от сквернословия?»,
на каждой парте у обучающихся разноцветные листы с заготовленными надписями:
- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;
- читать русскую классическую литературу;
- запоминать стихотворения, афоризмы
Дети выбирают высказывание, которое, на их взгляд, подходит для памятки, и приклеивают его на плакат, учитель следит, чтобы дети не повторялись)
Классный руководитель: Ребята, а давайте проведем небольшой эксперимент. Перед нами два яблока. Так как словом можно буквально ударить человека, мы попробуем одно из этих яблок «ударить» плохими словами. (дети по очереди говорят яблоку плохое слово, ударяя им по столу). Теперь давайте посмотрим, что произошло с яблоком. (разрезаем яблоко, внутри оно должно сменить цвет). Видите, как «обиделось» яблоко, как ему больно, оно даже изменилось. Представьте, что происходит с душой человека, который оскорбляет плохими, скверными словами другого человека. А теперь давайте скажем другому яблоку самые хорошие, добрые слова, легонько поглаживая его при этом, как и доброе слово ласкает нас. (Дети по очереди говорят яблоку добрые слова) Разрежем и посмотрим, изменилось ли оно внутри (разрезаем). Яблоко осталось прежним.
Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. А вот сквернословие, ругань матом, считают на Востоке, оскорбляет прежде всего, мать, человека, давшего нам жизнь, забирает у мамы здоровье, насылает на неё несчастья.. Приближается День матери, самого дорогого человека для каждого из нас. Скажите, вы хотели бы, чтобы вашей маме было плохо? А вы бы сами смогли поругаться на неё? (ответы)
Выводы
А теперь давайте сделаем выводы.
Хорошо ли это – ругаться матом, сквернословить? (ответы)
Хочется ли вам слышать в свой адрес ругань? (ответы) А теплые, добрые слова? (ответы) Скажите друг другу доброе слово. (говорят)
Мне кажется, у нас в классе от ваших добрых слов стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
Итог
Подведем итог. Если вам все понравилось, все понятно, похлопаем в ладоши. Если вы не все поняли, не все понравилось, похлопайте (постучите) по парте. Если вам вообще ничего не понравилось и ничего не было понятно, потопайте ногами.
Спасибо вам за такое интересное занятие, ребята!
- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;
- читать русскую классическую литературу;
- запоминать стихотворения, афоризмы
- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;
- читать русскую классическую литературу;
- запоминать стихотворения, афоризмы
- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;