kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "О вреде сквернословия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа может быть полезна неравнодушному классному руководителю, столкнувшемуся с проблемой сквернословия среди подростков, а также со случаями оскорбления девочек мальчиками. Классный час был подготовлен для учащихся 9 класса, хотя успешно проводился коллегами и в классах других параллелей. Этапы работы:

  1. Предварительное анкетирование учащихся и их родителей.
  2. Анализ, систематизация и обобщение информации.
  3. Компьютерная обработка и представление результатов анкетирования.
  4. Классный час с применением компьютерной презентации.

Большую заинтересованность к результатам исследования проявляют родители учащихся, поэтому материалы данной разработки могут быть использованы и на родительском собрании или на общем внеклассном мероприятии, объединяющем учащихся и их родителей. Всё ответы участников анкетирования на предложенные вопросы приводятся “без купюр”, что способствует большему доверию заинтересованных лиц к результатам исследования и полученным выводам.

Цель:

  • Исследовать отношение учащихся и их родителей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде.
  • Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.
  • Создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию среды.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "О вреде сквернословия" »

Этап занятия

Деятельность руководителя площадки

Педагогические приёмы

Организационный момент

Вступительное слово руководителя площадки.

Стихи читают учащиеся 7 класса

Мама... Простое, казалось бы, слово,

А сколько в нем нежности, ласки, тепла,

Ребенок лопочет его бестолково,

Ручонки раскинув, припухший от сна.

В печали и в радости мы произносим,

То робкое "Мама", то резкое "Мать".

Порой на чужбине вдруг сердце запросит

Совсем незнакомую-мамой назвать.

А дома так часто ей делаем больно

Поступками, взглядами, жестами мы,

Потом вдалеке вспоминаем невольно

О том, что прибавило ей седины.

И пишем на школьных листках торопливо

Признанья своей запоздалой вины.

Она их читает, краснеет стыдливо,

И в горьких морщинах слезинки видны.

Давно без письма все обиды простила,

А тут ей до боли приятно прочесть:

"Спасибо, родная, за то, что растила,

За то, что ты любишь, За то что ты есть!!!


У матерей святая должность в мире -

Молиться за дарованных детей.

И день и ночь в невидимом эфире

Звучат молитвы наших матерей.


Одна умолкнет, вторит ей другая.

Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.

Но матерей молитвы не смолкают

За дорогого сына или дочь.


Господь молитвам матерей внимает,

Он любит их сильней, чем любим мы.

Мать никогда молиться не устанет

О детях, что еще не спасены


Всему есть время, по пока мы живы,

Должны молиться, к Богу вопиять.

В молитве скрыта неземная сила,

Когда их со слезами шепчет мать.


Как тихо. Во дворе умолкли птицы,

Давно уже отправились все спать.

Перед окном склонилась помолиться

Моя родная любящая мать!


Сегодня мы встречаемся с вами в рамках X юбилейного фестиваля. Наша площадка носит название «Именем Матери», сегодня к вопросу почитания Матери мы хотим подойти с другой стороны.

Стихи читают учащиеся 8 класса

Эдуард Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово “мат” идёт от слова “мать”,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

1970 г.

Слайд 1


















































Слайд 2




Актуализация знаний, введение в тему.

Св.праведный Иоанн Кронштадский


Ничто в наше время не обесценено больше слова. Так и хочется вслед за св. праведным Иоанном Кронштадтским воскликнуть: «Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово?»




Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше оно было, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.

Сквернословие свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати

Появились даже специальные курсы для детей, где за деньги их родителей (!) малышей учат ругаться матом и устраивают отчетные концерты перед мамами и папами, где ребятишки со сцены читают совсем не детского содержания стишки, написанные исключительно нецензурными словами. Все это происходит официально в стенах досуговых культурных центров!


Слайд 3

Слайд 4


При подготовке к нашей встрече, было проведено анкетирование учащихся и их родителей с целью выявить, каково отношение ребят и их родителей к проблеме сквернословия.отвечая на вопрос анкеты «Употребляете ли вы ненормативную лексику?» подавляющее большинство ребят и родителей ответили отрицательно. Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему об этом все ещё приходится говорить? Почему проблема по-прежнему остаётся актуальной? Вот об этом следует поговорить подробнее.


История возникновения сквернословия.


Есть много мнений о том, что представляет собой сквернословие. Так, некоторые ученые считают, что это просто невинные слова, которые раньше употреблялись без постыдного оттенка, а потом вдруг (с чего бы это?) стали неприличными. Например, на русской свадьбе пели так называемые корильные песни, в которых содержались непристойные на современный взгляд оскорбления жениха, чтобы невесте потом не пришлось корить избранника. Или крестьянин отпугивал нечистую силу нецензурной лексикой, уверенный в том, что «черт матюгов боится».

Однако как бы наши предки не относились к «невинным» словам, думается, что и они понимали, что это сквернословие. В XVII веке один анонимный автор написал даже «Поучение о матерной брани», где объяснил, что такой бранью оскорбляются три матери: Матерь Божия, родная мать каждого человека и Мать-сыра Земля. Как вы думаете, чего хорошего может ждать от жизни человек, который постоянно нарушает Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле…» (Исх. 20, 12)? Правильно– ничего!


Слайд 5











Слайд 6


На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Слайд 7




Что такое сквернословие.

Разные источники трактуют «Сквернословие» следующим образом . О грехе сквернословия в Святом писании

«Скверное слово - гнилое слово. Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает». Святой апостол Павел.


Большой толковый словарь русского языка под ред. С. Ожегова:

«Бранные - нецензурные - матерные

слова – это

Неприличные, Непристойные, Оскорбительные Слова»


Владимир Иванович Даль

Толковый словарь живого великорусского языка

«Сквернословие – мерзость, гадость, пакость, все гнусное; нечистота, грязь и гниль…»




Жельвис Владимир Ильич-доктор филологических наук профессор Ярославского педагогического университета в своей книге «Поле брани» пишет:

«В древней Руси сквернословие являлось ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

1. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

2. Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

3. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

4. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.»

Удивительная книга Василя Ирзабекова «Тайны русского слова» обращается к теме, о которой мало пишут в наши дни, - к таинственной, созидающей Божественной силе слова. Осознаём ли мы, что в каждом слове, которое мы произносим, либо отблеск Вечности, Творения мира Божиим Словом, либо разрушительная энергия демонического воздействия? Как очистить живую реальность великого русского языка от греховных искажений?




Слайд 8


Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12


















Слайд 13

Слайд 14


Влияние сквернословия на здоровье человека.


Слайд 15

Слайд 16


Каковы причины побуждающие человека сквернословить (Дискуссия)

  • Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.

• Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.

• Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.

• Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.

• Скверный характер, вредные привычки.

• Неуважение к окружающим.

• Отсутствие внутреннего самоконтроля.

• Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.

• Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.








Слайд 17





Что думает Церковь о сквернословии?

Слово предоставляется о. Вадиму (Мартянову) клирику Храма Покрова Пресвятой Богородицы

Слайд 18












Заключительная часть.

Золотая формула мудрой речи:

«Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие из этого будут последствия»

Из книги «Учебник жизни» Протоирея Артемия Владимирова





Давайте примем три золотых правила языка

  1. «Думай, что говоришь»

  2. «Не говори того, чего не думаешь»

  3. «Не всё, что думаешь, говори»


Слайд 19





Слайд 20



Слайд 21

Слайд 22


Слайд 23


Слайд 24

Слайд 25




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Классный час "О вреде сквернословия"

Автор: Абдуллаева Светлана Николаевна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Классный час Вред сквернословия или сила слова "
    ["seo_title"] => string(50) "klassnyi-chas-vried-skviernosloviia-ili-sila-slova"
    ["file_id"] => string(6) "178557"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424855463"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Вред сквернословия или сила слова "
    ["seo_title"] => string(36) "vried-skviernosloviia-ili-sila-slova"
    ["file_id"] => string(6) "178563"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424855989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Классный час о вреде сквернословия"
    ["seo_title"] => string(35) "klassnyichasovriedieskviernosloviia"
    ["file_id"] => string(6) "264560"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449747401"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Беседа "О вреде сквернословия" "
    ["seo_title"] => string(34) "biesieda-o-vriedie-skviernosloviia"
    ["file_id"] => string(6) "169351"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423400141"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Классный час "Алкоголь и его социальные последствия" "
    ["seo_title"] => string(57) "klassnyi-chas-alkoghol-i-iegho-sotsial-nyie-posliedstviia"
    ["file_id"] => string(6) "130890"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416023858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства