Результатом целенаправленной воспитательной работы является то, что мои воспитанники считают себя вполне успешными и добиваются хороших результатов. В своей воспитательной деятельности важным считаю внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Современный педагог не просто воспитатель или предметник-руководитель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя в условиях ФГОС »
Работа классного руководителя
в условиях ФГОС
МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1»
учитель начальных классов
Абдуллина Сирина Сафуановна
Работа классного руководителя в условиях внедрения нового образовательного стандарта возрастает. От личности классного руководителя, овладения им высокого уровня профессиональной и общекультурной компетенций зависит успех совершенствования воспитательного процесса и в классе, и в школе. Серьёзные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жёсткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников. Классный руководитель с первых дней своей работы оказывается включённым во всё многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника.
В своей воспитательной деятельности важным считаю внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.
Все, наверное, согласятся со мной, что отношение к обучению изменилось. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - серьезная проблема на сегодняшний день.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения и т.д. Это и определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ребенку ситуацию успеха. Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Я уверена, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся моя воспитательная деятельности ориентирована на выпуск успешного ученика.
И современный педагог не просто воспитатель или предметник-руководитель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.
Для более четкого выявления списка проблем необходимо мобильное, объективное и достаточно разностороннее информационное поле. В практике нашей работы по сбору независимой информации достаточное количество методических приемов: анкетирование, мониторинг, карты индивидуального развития . Всестороннее рассмотрение информации позволило нам не только определить проблемы класса, но и решать текущие управленческие вопросы. Выявление проблем позволило мне взглянуть на построение воспитательного процесса в целом и максимально его индивидуализировать.
Результатом целенаправленной воспитательной работы является то, что мои воспитанники считают себя вполне успешными и добиваются хороших результатов. Сафиуллина Зарина, Гарипов Булат, Гатауллина Алия учатся на «отлично», Зиннатуллин Артур, Бурганова Аделина, Серова Ксения и др. участвуют на всех школьных и классных мероприятиях. Класс активно участвует в предметных конкурсах, как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кленовичок», «Старт», так же в муниципальных олимпиадах и конкурсах. Гарипов Булат в конкурсе сочинений занял второе призовое место.
Мониторинг уровня воспитанности – также один из основных критериев оценки воспитательной работы. Работа по анализу воспитанности обучающихся проводится регулярно и показывает хорошие результаты. Согласно собранным данным, в классе наблюдается положительная динамика уровня воспитанности.
При организации воспитательных мероприятий используется метод коллективных творческих дел, который дает возможность самоактивизации, саморегулирования, самоконтроля и самооценки учащихся.
В процессе совместной работы рождаются и новые традиции класса. Например, в классе стало доброй традицией ежегодно проводить в школе Урок Толерантности. Ребята с большим удовольствием организуют и общешкольные акции – поздравления жителей с Днем Пожилых людей, Днем Матери, 8 Марта, Днем Победы и др. Каждый год проводим уроки Мужества. Ежегодно возрастает процент учащихся, принимавших участие в различных социальных акциях. Это концерты ко Дню пожилого человека, ветеранов ВОВ, акция «Подари книгу» по пополнению библиотечного фонда, сбор макулатуры и др., которые, по моему мнению, воспитывают в детях чувство сопереживания, доброты, чего так не хватает в нашей жизни. Совместно с воспитанниками и их родителями проводим общешкольную социальную акцию по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Безусловно, воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неуспехам детей. Активно участвуют в жизни класса и школы в целом. Мы организовываем совместные классные мероприятия. Регулярно проводятся родительские собрания. Родители принимают активное участие в общественной жизни класса.
90 % учащихся класса и их родителей включены в активную творческую деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные хоть и не проявляют инициативы, однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью относятся к поручениям.
Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий. Одним из приоритетных направлений Программы развития школы является создание школы здоровье сбережения. Регулярно проводятся мероприятия по сохранению здоровья. За время совместной работы с воспитанниками накопился достаточный опыт в утверждении позитивного отношения к здоровому образу жизни.
В. А. Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.