Программа работы с семьёй: "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Программа работы с семьёй: "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Программа работы с семьёй направлена на развитие сотрудничества между родителями и школой, психолого - педагогическое просвещение родителей, повышение воспитательного воздействия семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы с семьёй: "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей с кадетскими классами имени Г. С. Шпагина»
города Вятские Поляны Кировской области
ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ
«Я С СЕМЬЁЙ, ОНА – СО МНОЙ,
ВМЕСТЕ МЫ – СО ШКОЛОЙ»
Вятские Поляны, 2016 г.
Программа работы с семьёй:
Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Девиз: Мир дому твоему.
Цель: развивать сотрудничество между родителями и школой.
Задачи:
просвещать родителей (психолого-педагогическое просвещение),
повышать воспитательное воздействие семьи,
воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества у всех участников образовательного процесса.
Участники программы: педагоги, родители, учащиеся.
Показатели эффективности программы:
отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;
повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
устойчивость в поведении детей.
Пояснительная записка.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Главными функциями семьи являются:
воспитательная;
оздоровительная;
духовно-нравственная;
познавательно-образовательная;
бытовая;
трудовая;
культурно-просветительная;
досугово-творческая;
охранно-защитная.
Взаимодействие семьи и школы направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Содержание воспитательной работы школы и классного руководителя определяют следующие функции:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы);
психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские университеты, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников);
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей).
В практике работы школы определились самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:
Дни открытых дверей;
семейные клубные дни;
родительские собрания;
индивидуальные консультации;
анкетирование родителей;
выставки творческих работ;
открытые занятия;
родительский лекторий;
творческие мастерские;
семейные праздники;
праздничные программы;
вечер отдыха;
конкурсы;
мастер – класс;
час общения;
треннинговое занятие для родителей;
круглый стол;
концерты;
краеведческая акция;
спортивно – игровые программы;
экскурсия;
фестиваль;
бюллетени “Для вас, родители”.
Методы работы с родителями:
наблюдение;
индивидуальные беседы;
тестирование;
анкетирование;
диагностика;
анализ детских рисунков и рассказов о семье;
метод взаимодействия;
метод коллективно-творческой деятельности.
Алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов
Создание среды для знакомства, взаимодействия.
Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
Установление постоянного контакта с семьями.
Организация проведения семейных праздников, накопление и анализ информации.
Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, обучение, репетиции.
Организация и проведение традиционных встреч – семейных клубных дней.
Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
Проведение конкурса “Моя семья”, где учитывается участие семей во всех конкурсах.
Осуществление обратной связи.
Основные направления взаимодействия школы с семьей:
Психолого-диагностическая работа
Эта работа включает в себя психолого-диагностический инструментарий и психологическое сопровождение взаимодействия педагогического коллектива с семьёй:
изучение образа жизни семьи: посещение на дому
выявление особенностей семейного воспитания: анкетирование “Родительский дом”, “Жизнь в школе и дома”, “Конфликтные ситуации”.
выяснение отношения в семье к школе.
выявление положения детей в системе внутрисемейных отношений: выявление случаев жестокого обращения с детьми (индивидуальные консультации)
Психолого – педагогическая работа
Изучение семей обучающихся:
пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;
индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;
родительские собрания: “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми различных возрастных групп”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком”.
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;
встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности: младших школьников, подростков, юношей и девушек”, “Наркомания, СПИД — признак духовно-нравственного кризиса молодежи: диагностика и профилактика”;
встречи Родительского комитета, председателя совета родителей с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”, “Предпрофильное обучение — социальный заказ общества к системе образования в условиях его модернизации;
“круглый стол” родителей, учащихся, администрации школы “Государственная итоговая аттестация: требования, механизм проведения, проблемы, подготовка учащихся”;
встреча с юристом, психологом “Профилактика правонарушений несовершеннолетних”.
Повышение педагогической культуры родителей:
знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
изучение закономерностей развития ребенка;
содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
пропаганда здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни в семье:
родительские практикумы по закаливанию;
практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;
клуб любителей семейных путешествий;
Повышение правовой культуры родителей:
изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
изучение Закона РФ “Об образовании”;
программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.
Работа с нестандартными семьями (многодетные, неполные, неблагополучные):
учёт и предупреждение социально - аморального поведения родителей: Родительское собрание “Жестокое обращение с детьми”, “Гражданский долг и ответственность за воспитание детей”.
оказание психологической помощи и поддержки родителям в стрессовых ситуациях: Лекция “Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети”, “Права и обязанности родителей и детей”. Педагогическая консультация “Социально – изолированный ребёнок”, “Как повысить самооценку ребёнка”.
предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
Организация совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов
Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;
конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейных альбомов;
совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
Дни открытых уроков для родителей;
конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;
конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”;
конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;
организация благоустройства и озеленения школьного двора;
ремонт и оформление классных кабинетов.
Участие родителей в управлении ОУ
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
создание совета родителей;
организация деятельности Родительского комитета;
организация деятельности Клуба молодой семьи;
создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;
разработка системы договоров между родителями и школой;
беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;
обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
Формы участия родителей в управлении ОУ:
инвесторы-спонсоры;
социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
эксперты качества образования;
защитники прав и интересов ребенка.
1 Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные родительские собрания с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся:
1 КЛАСС
Организационное собрание
Трудности адаптации первоклассников к школе
Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в ее развитии
Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников
Итоговое собрание
2 КЛАСС
Организационное собрание.
Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания
Как воспитывать у ребенка любовь к книге
О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.
Итоговое собрание
3 КЛАСС
Организационное собрание
Значение общения в развитии личностных качеств ребенка
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии
Наказание и поощрение в семье
Итоговое собрание
4 КЛАСС
Организационное собрание
Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка
Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.
Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.
Итоговое собрание
5 КЛАСС
Организационное собрание
Трудности адаптации пятиклассников к школе
Телевидение и пятиклассник
О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника
Итоговое собрание
6 КЛАСС
Организационное собрание.
Первые проблемы подросткового возраста.
Компьютер в жизни школьника
Положительные эмоции и их значение в жизни человека
Итоговое собрание
7 КЛАСС
Организационное собрание.
Половое развитие и методы полового воспитания.
О родительском авторитете
Нравственные уроки моей семьи.
Итоговое собрание
8 КЛАСС
Организационное собрание.
Жизненные цели подростка
Как помочь подростку обрести уверенность в себе
Проблема вредных привычек у подростков.
Итоговое собрание
9 КЛАСС
Организационное собрание.
Профессиональное самоопределение подростков.
ЕГЭ. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
Правовое воспитание подростков в школе и семье
Итоговое собрание
10 КЛАСС
Организационное собрание
Психофизиологические особенности раннего юношества
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения
Социально-значимые заболевания и развивающийся организм
Итоговое собрание
11 КЛАСС
Организационное собрание
Взаимодействие и общение детей и родителей
Профессии, которые выбирают наши дети
Как помочь ребенку успешно сдать экзамены
Итоговое собрание
Совет школы
Школьный родительский комитет
День открытых дверей
Открытые уроки
2 Участие родителей во внеурочной деятельности.
Традиционные совместные мероприятия родителей, учащихся и учителей по параллелям:
1 класс – “День рождения класса”
2 класс – “В гостях у книги” (инсценировка произведений русских писателей)
3 класс – Традиции нашей семьи
4 класс - “На балу у Золушки”
5 класс – “Классный саммит”
6 класс – “У походного костра”
7 класс – “Лесенка достижений”
8 класс – КВН (родители, учащиеся, учителя)
9 класс - Дебаты на тему “Подростковый возраст: любят ли нас родители?”
10 класс – вечер “Диалог времен”
11 класс – “Школьные годы чудесные…” (Школьные годы глазами родителей и детей)
Творческие гостиные (представление семейного хобби, достижений детей и родителей)
Спортивные мероприятия (турнир по мини-футболу и баскетболу с участием пап, семейные “Веселые старты”)
На базе школьного музея традиционные праздники “Круг светлых дней” (Покров, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица)
Общешкольные мероприятия (День города, День пожилого человека, День толерантности, День Матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы)
Субботники
Социальное проектирование (“Школьное радио”, Создание информационного центра, “Школьная газета”, “Родительский патруль”, проект по озеленению школьной территории)
Экскурсионные поездки
Предварительный анализ работы:
родители охотнее идут на контакт с классным руководителем;
родители не проявляют агрессивность при посещениях на дому;
родители оказывают посильную помощь в жизни класса;
выросла сознательность детей;
поднялся культурный уровень детей;
выявились творческие способности, новые таланты;
многие записались в спортивные секции;
появилось стремление к самовыражению;
выросла самооценка учащихся;
научились достойно выходить из конфликтных ситуаций.
Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам. Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ОУ является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе. Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.е. родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Таким образом, такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей. Социально-педагогическая поддержка ребенка через взаимодействие семьи и школы открывает новые возможности для создания условий для развития каждого ученика как гармонично-развитой, успешной личности, обогащенной научными знаниями, с гражданским самосознанием и чувством собственного достоинства на основе конструктивного диалога между всеми участниками образовательного процесса (ученик, учитель, родитель).
Основные направления деятельности школы по работе с семьёй.
Направление деятельности
Задачи
Мероприятия
Ожидаемые результаты
1 Диагностика семьи.
Изучить образ жизни семьи.
Выявить особенности семейного воспитания.
Выяснить отношение в семье к школе.
Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
Анкетирование “Родительский дом”, “Жизнь в школе и дома”, “Конфликтные ситуации”.
Посещения на дому.
Выявление случаев жестокого обращения с детьми.
Индивидуальные тематические консультации
(“Хвалить? Ругать?”).
Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи.
2 Взаимоотношения с родителями учащихся.
Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.
Лекция “Воспитание – дело общее”.
Родительское собрание “Мир увлечений вашей семьи”, “Домашний музей”.
Классный час “Тепло отчего дома”, “Традиции семейного чтения”.
Изготовление подарков к праздникам, ремонт.
Ежегодный однодневный поход “Достопримечательности родного края”.
Письма родителям о достижениях учащихся.
СМС сообщения.
Тематические консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”.
Создание приоритета родительского воспитания.
3 Работа с нестандартными семьями(многодетные, неполные, неблагополучные).
Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей.
Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.
Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Лекция “Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети”, “Права и обязанности родителей и детей”.
Родительское собрание “Жестокое обращение с детьми”, “Гражданский долг и ответственность за воспитание детей”.