Просмотр содержимого документа
«Программа работы с родителями»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Программа работы с родителями
на 2016-2017 учебный год
Разработали учителя начальных классов:
Петрова Наталья Викторовна,
Кузнецова Ирина Витальевна.
Березники
2016г.
Пояснительная записка
Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного воспитательного воздействия на развитие ребенка.
Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей.
Самой оптимальной формой воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя:
- индивидуальное консультирование;
- создание доверительных, откровенных отношений с родителями;
- разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта;
- обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка;
- планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия;
- привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком.
Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности
Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Содержание работы с родителями включает в себя 3 раздела: «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
№
Тема
Форма работы
1
«Родительский университет»
Родительское собрание «Организация учебного процесса»
Беседа «Охранительный педагогический режим в учебно-воспитательном процессе».
2
«Мастерская добрых дел; ручная умелость»
Консультация-практикум: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)
3
Наглядность
«Уголок для родителей»:
- «Режим дня школьника»
- «Самообслуживание в быту».
Октябрь
№
Тема
Форма работы
1
«Родительский университет»
Родительское собрание «Подведение итогов за I четверть».
Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»
2
«Мастерская добрых дел; ручная умелость»
Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы
3
Наглядность
– оформление статьи «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;
– оформление статьи «Мелкая моторика»
Ноябрь
№
Тема
Форма работы
1
«Родительский университет»
Консультация-практикум: «Специальные средства для передвижения, сидения, ортопедическая обувь для учащихся с ОВЗ»
2
Наглядность
– дополнение к статье «Мелкая моторика»
Декабрь
№
Тема
Форма работы
1
«Родительский университет»
Консультация – практикум: «Семейный Новый год», участие родителей в проведении новогоднего мероприятия; подведение итогов за полугодие.
2
«Мастерская добрых дел; ручная умелость»
Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)
3
Наглядность
– создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»
– оформление стенда «Зимушка – зима»
Январь
№
Тема
Форма работы
1
«Родительский университет»
Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей
2
Наглядность
– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка младшего школьного возраста»;
– оформление статьи «Артикуляционная гимнастика» (упражнения для языка «Маятник»)
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Февраль
№
Тема
Форма работы
1
«Родительский университет»
Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность»
2
«Мастерская добрых дел; ручная умелость»
Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки»)
3
Наглядность
– изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;
– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»
Март
№
Тема
Форма работы
1
«Родительский университет»
Родительское собрание «Подведение итогов за III четверть».
2
«Мастерская добрых дел; ручная умелость»
Выставка – информация: «Мамины руки».
3
Наглядность
– оформление стенда «Весна»
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» (упражнения для губ «Улыбка», «Заборчик»)
Апрель
№
Тема
Форма работы
1
«Родительский университет»
Индивидуальная беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»
2
Наглядность
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»(упражнение для щек и губ «Шарик»)
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Май
№
Тема
Форма работы
1
«Родительский университет»
Родительское собрание «Чему мы научились за год» – итог.
Индивидуальная беседа «Соблюдение учащимися культурно-гигиенических процедур» (после обучения в школе).
2
«Мастерская добрых дел; ручная умелость»
– выставка детских работ
3
Наглядность
– оформление стенда «Здравствуй, лето!»;
– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»