Просмотр содержимого документа
«Способы реагирования в конфликте. (семинар-практикум для педагогов)»
Конфликт и его влияние на психологическое здоровье человека.
Способы реагирования в конфликте.
(семинар-практикум для педагогов)
Подготовила педагог-психолог:
Липаева Т.Г.
2015-2016 уч.год
Цель: ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ, ПОИСК ПУТЕЙ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.
ЗАДАЧИ:
1 Ознакомление педагогов с понятием конфликта, и изучение его влияния на самочувствие школьников и учителей.
2 Осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных причин возникновения конфликтных ситуаций.
3 Определение педагогами особенностей поведения конфликтной ситуации, стилей разрешения конфликтов.
Форма проведения: семинар-тренинг
Ход семинара:
1. Приветствие.
Упражнение "Яблоко и червячок"
Ведущий: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
2 Основной этап
1.Просмотр м/ф «Конфликт»
Обсуждение: О чём этот м/ф?
Психолог: В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.
(предоставление темы семинара)
2.Упражнение «Ассоциации»
Выстроить ассоциативный ряд к слову конфликт. Дать своё собственное определение включая все слова из ассоциативного ряда
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе
Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности.
3.Теоретическое обоснование школьных конфликтов.
Причины возникновения и способы решения
Конфликт в школе явление многоплановое.
Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
враждебность к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
разные представления сторон о средствах воспитания
недовольство родителя методами обучения педагога
личная неприязнь
мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример
Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.
Конфликт «Учитель — ученик»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками
отсутствие единства в требованиях учителей
чрезмерное количество требований к ученику
непостоянство требований учителя
невыполнение требований самим учителем
ученик считает себя недооцененным
учитель не может примириться с недостатками ученика
личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
Пример
Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.
Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
Второй момент — анализ ситуации без превратности.
Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
4.Педагогический практикум на тему
«Пути разрешения конфликтных ситуаций»
Ситуация 1. Молодая учительница вошла в класс, семиклассники приветствуют ее стоя на партах. Учительница... встала на стул и поздоровалась с классом. Ребята заулыбались и сели на свои места.
Ситуация 2. Молодая учительница вошла в класс, все пятиклассники сидят под партой. Тогда она... как ни в чем ни бывало, стала рассказывать детям о том, как вредно детям дышать пылью. А больше всего пыли на полу. Дети сами стали вылезать из-под парт. Эффекта, на которые рассчитывали дети, не получилось, конфликта тоже.
Ситуация 3. Учитель входит в класс, все восьмиклассники сидят в темных очках, улыбаются и ждут, что-то будет. Учитель... изменил ход урока. «Так, сейчас мы займемся чтением. Открываем книги (называет номер страницы). Иванов (у него самые темные очки), начинайте. Приготовиться Сидорову». Эффекта не получилось. Дети стали снимать очки. Урок спокойно продолжился. Конфликта не возникло. Учитель выдержал экзамен.
Ситуация 4. Во время урока физики у семиклассника в кармане заговорил радиоприемник. Ученики замерли в ожидании: «Что-то сейчас будет!». Учитель... подошел
к ученику и сказал: «Покажи, что за приемник?». Ученик показал. «Неужели сам собрал?» — «Угу». — «Молодец, сейчас убери, а после урока я скажу тебе, как можно его усовершенствовать». Урок спокойно продолжился. Конфликта не возникло. Более того, учитель физики пригласил ученика в свой кружок «Золотые руки».
Ситуация 5. Учительница вошла в класс, все семиклассники смеялись: ей плащ, висевший до перемены в классе на вешалке, висит на скелете человека. Учительница опешила, хотела возмутиться, но подумала и засмеялась вместе с учащимися. Все были довольны. Урок начался и прошел как обычно. Конфликта не возникло.
Ситуация 6. Учительница входит в класс, на ее столе стоит спортивный кубок, снятый со стенда. Все учащиеся с любопытством смотрят на учителя, ожидая разноса. Она... не обращая внимания на кубок, вызвала ученика к доске отвечать. После хорошего ответа вручила ему кубок с просьбой отнести на место, что ученик и сделал. Ситуация разрешилась бесконфликтно.
Ситуация 7. Учительница входит в класс, на доске нарисована рыба. Учительница была более чем изящна, за что учащиеся дали ей прозвище «селедка». Учительница поняла намек учащихся. Учащиеся с напряжением ждали бурной развязки. Она... спокойным голосом попросила дежурного приготовить к работе классную доску, вызвала к доске предполагаемого «шутника» и, ни в чем не упрекая его, заставила решать нелегкую задачу на доске. После этого подобных рисунков не появлялось.
Ситуация 8. Я, уже будучи психологом, вхожу в б класс. На доске крупными буквами написано «ПСИХ». Класс в ожидании моей реакции напрягся. Я, поняв намек в свой адрес... никак не среагировал на надпись, попросил дежурного приготовить к уроку доску и начал урок. После урока я спросил одного ученика о значении надписи. Он пояснил: «ПСИХ — Преподаватель Сергей Иванович Хохлов», т.е. это были мои инициалы. Вот и сердись после этого на своих питомцев. Я сам до этого никогда бы не додумался.
Ситуация 9. Ученик б-го класса опоздал на урок к строгой учительнице. Она отчитала его. В ответ он нагрубил ей. На следующий день он опять опоздал. Она опять отчитала его, но он опять нагрубил и опоздал на следующий урок. Этот же ученик опоздал на урок другой учительницы. Она повела себя так, что этот ученик больше к ней не опаздывал. Для этого она... не стала ругать ученика, а попросила его остаться после урока. После урока ученик рассказал, что ребята, проверяя своих товарищей на смелость, поспорили, что никто не решится опоздать к ней на урок. Чтобы заслужить уважение товарищей, он и решился на этот поступок. Теперь в глазах товарищей он был героем, хотя прекрасно понимал, что поступил нехорошо дважды — когда опаздывал и когда грубил. Спокойное объяснение ученика и такая же спокойная, понимающая реакция учителя решили ситуацию бесконфликтно. Ученик извинился перед учителем и больше не опаздывал и не грубил ему.
Ситуация 10. Молодая учительница входит в класс, все встают, она здоровается, просит сесть ребят, но никто не садится. Учащиеся 7-го класса заранее договорились проверить ее на прочность и с интересом ждали реакции. Тогда она... продолжила урок: вызывала учащихся к доске, работала с ними. Поскольку ожидаемого эффекта не получилось, ребята устали стоять и попросили разрешение сесть. Урок прошел нормально. Учительница успешно прошла проверку, ребята приняли ее и больше не проверяли на прочность.
Ситуация 11. Учительница входит в класс, между партами огромная собака. Учительница... обратилась к ребятам: «А мучить животное нехорошо. Может быть, ей надо на улицу? Пожалуйста, выведите ее и Отпустите». Мальчик, который привел собаку в класс, молча встал и повел собаку на улицу. Конфликт был предотвращен.
Ситуация 12. Учитель физики ведет урок на тему «Невесомость». В классе появляется один из «трудных» учащихся, весь взлохмаченный. Все внимание класса на него. Класс готов рассмеяться. Тогда учитель... роняет портфель со стола на пол. Раздается стук. Все переключают внимание на портфель, а учитель спрашивает: «Скажите, был ли портфель во время падения в состоянии невесомости?». Ребята стали высказывать свои соображения, а учитель рукой пригласил опоздавшего занять свое место. Ситуация разрешилась бесконфликтно.
Ситуация 13. В летнем трудовом лагере убиравшие картофель старшеклассники, несмотря на то, что им осталось сделать совсем немного, прекратили работу. Учительница просила ребят доделать работу до конца, но они не хотели этого делать, ссылаясь на то, что дневная норма ими уже выполнена. Тогда она... стала сама собирать картофель. Ребята последовали за ней. Конфликта не произошло.
Ситуация 14. Вошедшая в кабинет учительница биологии видит на полу мышь. В классе смех и ожидание реакции учителя. Учительница... «Ребята, спасибо вам за помощь, мне сегодня на уроке как раз нужна мышка. Хозяина мыши прошу принести ее ко мне, будешь мне ассистировать». Конфликта не получилось.
Ситуация 15. Несколько семиклассников, на перемене нанюхавшись чего-то, начали дружно чихать на уроке, вызывая смех ребят. Учитель... «Я понимаю ваше состояние и разрешаю вам выйти из класса прочихаться». Ребята вышли и скоро вернулись: ситуация разрядилась бесконфликтно.
Ситуация 16. Я преподавал немецкий язык. Вхожу в класс, темно. Попробовал включить свет — не горит. В коридоре свет горит. Подумав, что это чьи-то проделки, я решил... проводить урок без света — занятъся разговорной речью. Для ребят это было сложнее, поскольку они не могли пользоваться словарями. Один из них подошел к выключателю, и свет загорелся. Ситуация разрядилась бесконфликтно.
Ситуация 17. Я только начинал работу в школе. Захожу в класс, вижу, со стулом за учительским столом что-то не так, а один из учеников с какой-то подозрительной ухмылкой смотрит на меня и стул. Я понял, что он что-то для меня приготовил и... пригласив шалуна к столу, попросил его сесть на стул, чего он не хотел делать. Со словами: «Не стесняйся, садись», я усадил его за стул, который с грохотом развалился. Вместе с ним под дружный хохот ребят на полу оказался шаловливый ученик. Посоветовав ему быть более осторожным (это вызвало новый взрыв хохота) и не делать другим того, чего не хочешь для себя, я попросил ученика принести мне новый стул.
Ситуация 18. Начавший урок учитель географии заметил, что карта, висящая на доске, перевернута. Тогда учитель... спросил: «Кто дежурный? Надо быть внимательным. Поправьте карту». Дежурный поправил карту.
Ситуация 19. Войдя в класс, я увидел на доске карикатуру на себя. Я... подошел к доске, подправил рисунок и начал урок. Ребята не ожидали такого поворота событий, удивились и включились в работу.
Ситуация 20. Ребята испачкали края стола мелом. Учительница не заметив этого, испачкала свой костюм. Ребята заулыбались. Учительница среагировала так... «Ребята, я сегодня надела новое платье, помогите привести мне его в порядок». Ребята перестали улыбаться и принялись приводить в порядок платье учительницы. Ситуация была разрешена бесконфликтно.