Протокол № 2
Родительского собрания в 9 классе
«Профессии, которые выбирают наши дети»
«20» октября 2014 г.
Присутствовало: 17 человек
Отсутствовало:7 человек
Повестка дня
Предварительные итоги I четверти.
Лекторий по теме «Профессии, которые выбирают наши дети».
Ход собрания:
По 1 вопросу слушали классного руководителя Фомичеву Наталью Борисовну. Она ознакомила нас предварительными оценками. И обратила внимание на тех учеников, которые могут быть ударниками и отличниками. Рассказала у кого какие проблемы и предложила как эти проблемы можно решить.
Решение: обратить внимание на оценки и помочь детям их исправить.
По 2 вопросу слушали Фомичеву Н.Б. Она рассказала о том, что в течении недели с 13 по 17 октября с учащимися 9 класса было проведено ряд мероприятий по профориентации, в которые входило:
Анкетирование детей по профориентации.
Проведение классного часа «Профессии, которые мы выбираем».
В результате данных мероприятий были подведены итоги, которые указывают на то, что большому количеству детей трудно определиться с выбором профессии, а некоторым даже с областью профессии. Поэтому Наталья Борисовна пришла к выводу, что мы должны помочь им в этом и поэтому тема сегодняшнего родительского собрания:
«Профессии, которые выбирают наши дети»
Цель: Обозначить проблему, помочь выявить способности к определённому виду деятельности у учащихся класса.
Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно определиться, «кем быть». Как говорил Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сделать как раз непросто. Как понять, действительно ли профессия придется по вкусу, сможет ли подросток её освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение? Сегодня на родительском собрании мы поможем нашим детям определиться с выбором будущей профессии.
Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого - такие понятия как "я могу", "я хочу" и "надо".
Хочу - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.
Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.
Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.
Как вы уже догадались, человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию.
Давайте сначала остановимся на типичных ошибках, которые вы должны избежать при выборе профессии вашим ребенком.
Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии
Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т.п.).
Пренебрежение к профессиям, которые являются непрестижными, хотя и значимыми в жизни.
Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
Перенос отношения к конкретному человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию.
Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
Чтобы не допустить этих и других ошибок, мы с вами сегодня попробуем выяснить в какой области лучше выбрать профессию вашему ребенку.
Но для начала я познакомлю вас с классификацией профессий по предмету труда. (Можно использовать презентацию, подготовленную для классного часа.)
«Человек – природа». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются:
1) Животные, условия их роста, жизни;
2) Растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится:
а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик);
б) Выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования: профессии этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, грязи и т.п.
«Человек – техника». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с техникой. Большинство профессий этого типа связано:
1) С созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
2) С эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
3) С ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют и налаживают их).
Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.
«Человек – знаковая система». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета туда. Это могут быть:
1) Тексты на родном или иностранных языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
2) Цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
3) Чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
4) Звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.
«Человек – художественный образ». Краткое описание типа профессий: все творческие специальности. Большинство профессий этого типа связано:
1) С созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
2) С воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
3) С размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования: профессии этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
«Человек – человек». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Большинство профессий этого типа связано:
1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер)
2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);
3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Многие должности (директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор) связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек – человек».
Психологические требования: профессии этого типа к человеку: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка. Умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека. Способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.
Сейчас я раздам вам таблицы, которые заполняли ваши дети и учителя.
Учителям, работающим в этом классе, предлагалось перед собранием заполнить следующую таблицу, а классный руководитель по ее итогам заполнил пункт 7 в сводной таблице.
Ф.И.О. ученика | Человек - природа | Человек - техника | Человек - Человек | Человек – знаковая система | Человек – художественный образ |
| | | | | |
Также по сводной ведомости успеваемости классный руководитель заполняет пункт 6 в сводной таблице.
Сводная таблица перед вами с ее промежуточными результатами, теперь дело за вами, дорогие родители.
Родители также как и дети по материалам таблицы «Типы профессий» заполняют пункт 2, а по результатам анкетирования «Личные интересы» пункт 4. Далее заполняется пункт 5 и 10.
Теперь вся сводная таблица заполнена, и вы вместе со своими детьми можете сделать правильный выбор.
Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать профессию, специальность, дело, которому ваш ребенок сможет посвятить свою жизнь. И я уверена, что через несколько лет среди наших детей будут замечательные доктора, выдающиеся ученые, знаменитые изобретатели, отличные юристы.
Решение: принять к сведению предложенный материал.
Приложение №1 (результаты анкетирования).
Председатель: /Калабашкина Н.А./
Учебный секретарь: /Новогорских Н.Н./