Просмотр содержимого документа
«План "Работа со слабоуспевающими обучающимися"»
Принято и рассмотрено:
на заседании ШМО
от «__»________ 2016 г.
_____________________
Работа со слабоуспевающими
обучающимися
Классный руководитель:
Мусакаева Гульнар Маннафовна
Работа со слабоуспевающимися (проблемными) детьми.
В современных социальных условиях возрастает количество детей с различными нарушениями нервно-психологического здоровья. Многие дети испытывают значительные трудности в общении, не знают что такое доброта, они агрессивны, имеют вредные привычки. Такие дети являются “проблемными” детьми. Поэтому главной целью дополнительного образования является: создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития такого ребенка, приобщения его к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество.
Задачи:
- раскрыть психолого-педагогические особенности «проблемных» детей, девиантное поведение;
- показать взаимодействие социальных структур и правоохранительных органов в системе дополнительного образования детей;
- осуществить связь эстетического воспитания с формированием нравственных идеалов среди “проблемных” детей;
- показать как посредством традиционных и нетрадиционных форм занятий, интегрированных занятий развиваются индивидуальное творческое воображение детей, их наблюдательность; расширяются и углубляются знания детей в области театральной деятельности; наполняется содержанием свободное время личности.
Особенности «проблемных» детей.
«Проблемные» дети – понятие сложное. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других “проблемных” детей: своя причина, свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания. Особенности поведения «проблемных» детей есть, прежде всего, своеобразное отражение неблагоприятных внешних влияний. Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и отрицательных качеств.
По моим наблюдениям для многих «проблемных» детей характерен, например, эгоизм. Чаще всего он проявляется в виде потребительских наклонностей и личных установок. Беспринципность – другая распространенная черта “проблемных” детей. Для таких детей нет твердых норм морали. Чтобы перевоспитать такого ребенка, требуется восстановление единых требований в семье и школе, создание твердых правил, четкого режима, традиций. В характере «проблемного» ребенка нередко уживаются крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, чувств, что выражается в противоречивых поступках ребенка. Это и есть первая особенность поведения трудновоспитуемых, которую обязан учитывать педагог.
Вторая особенность поведения “проблемных” детей – конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников.
Третьей особенностью, характеризующей поведение трудновоспитуемых, является жизненная эгоистическая позиция: они всё оценивают с точки зрения того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнят требование родителей или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто нездоровыми (вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости становится основным стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства, злостного хулиганства.
Четвертая особенность – крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений, желаний.
Пятая особенность поведения трудновоспитуемых – это противодействие воспитательным воздействиям.
Особенно часто “проблемные” дети отвергают требования нелюбимых педагогов, то есть тех, которые случайно или преднамеренно обидели их, унизили их личное достоинство.
Из практики очевидно, что “проблемные” дети не справляются с требованиями программы обучения и воспитания, не поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей своими менее развитыми интеллектуальными, нравственными, эмоционально-волевыми и динамическими качествами, отношением к деятельности и её результатам. Недостатки в развитии этих детей, как правило, вызваны педагогическими причинами. Чаще всего, это неправильное воспитание в семье, недостаточное внимание к индивидуальности ребенка. И очень часто рассогласованность действий, когда родители требуют одно, а школа, педагоги – другое, приводит к росту беспризорности, наркомании, алкоголизму, курению, хулиганству среди таких детей.
Поэтому в работе с такими детьми следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования их возраста.
Проблемным ребенок становится под влиянием многих причин: испорченности отношений в семье, неправильных воспитательных установок, не совершенности влияний и т.д.
Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться вместе.
Проблемным ребенок становится тогда, когда совпадает сразу несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и второгодничество, педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.
На сегодняшний день можно выделить следующие основные социальные проблемы: алкоголизация детей; употребление токсических и наркотических веществ; вовлечение детей в правонарушения.
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения “проблемных” детей, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства. В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого-педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально-психологических отношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Значительная часть нарушений дисциплины совершается детьми в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии. Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании обучающихся зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обусловливающих девиации.
Таким образом, лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное, организуемое с чётким определением средств, форм и методов воспитания, воздействие. Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у “проблемных” детей. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу.
Таким образом, гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения обучающегося и педагога не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения родителей и педагогов – всё это отражается на ребенке. И, если мы исключим плохое влияние, будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырасти хорошую смену активных и трудолюбивых людей.
Список слабоуспевающих (проблемных) детей
№
Ф.И.ученика
Проблема
Пути решения проблемы
Результат
1.
Вавилов Артем
2.
Вавилов Тимофей
3.
Кодык Анастасия
4.
Лисичкин Павел
5.
Николаев Максим
6.
Хамин Николай
Работа со слабоуспевающимися (проблемными) детьми
1.
Провести беседы о травматизме, о соблюдении ПДД, соблюдении пожарной безопасности
Индивидуальная работа
Сентябрь
2.
Обеспечить участие в кружке по интересу
Индивидуальная работа
Сентябрь
3.
Профилактика вредных привычек
Индивидуальная работа
Октябрь
4.
Об уважительном отношении к девочкам, одноклассникам, учителям, пожилым людям
Индивидуальная работа
Ноябрь
5.
О культуре поведения в столовой, общественных местах, на улице