kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей (обобщение опыта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей (обобщение опыта)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа

(МБОУ Грушевская ООШ)







Выступление

на районном семинаре классных руководителей

на тему:






«Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей»













Коваленко Людмила Александровна

Классный руководитель МБОУ Грушевской ООШ










2015г


Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей




В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины были не просто


понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,


предметом собственных стремлений и личного счастья.


И. Ф. Свадковский.


Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис.  

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно.

Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;

  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды;

  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;

  • ухудшение физического развития молодого поколения;

  • отсутствие действенных механизмов приобщения к здоровому образу жизни;

  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты);

  • отсутствие культуры поведения и речи ( демонстрация в материалах СМИ);

  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).


Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. 

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми;

  • чувство долга, ответственности за своё поведение;

  • трудолюбие и потребность в труде;

  • бережное отношение к природе;

  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь;

  • культура общения, самопознание и самовоспитание.


На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам?

Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.

Нравственность старшеклассников — одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе;

  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Классный руководитель – человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося.

Я вижу для себя задачи работы классного руководителя в следующем:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников;

  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;

  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;

  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;

  • отношение к здоровью как залогу истинной нравственности;

  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.


Эти задачи я реализую через программу воспитательной работы «Я и мир вокруг меня» и воспитательную программу школы, основанную на приоритетной миссии создания условий для умственного, нравственного и физического развития подрастающего поколения. Основная цель программы – воспитание гражданина на основе общечеловеческих и нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду и творчеству. В этом году в программы воспитательной работы классных руководителей были внесены изменения в связи с принятием «Программы развития воспитательной компоненты в ОУ на 2013-2020 гг. (Письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013г. №352/09). Программа состоит из 11 основных направлений организации воспитания и социализации учащихся:

  1. Гражданско-патриотическое.

  2. Нравственное и духовное воспитание.

  3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.

  4. Интеллектуальное воспитание.

  5. Здоровьесберегающее направление.

  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание.

  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание.

  8. Правовое воспитание и культура безопасности.

  9. Воспитание семейных ценностей.

  10. Формирование коммуникативной культуры.

  11. Экологическое воспитание.


.


Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, использую самые разнообразные формы работы:

  • экскурсии;

  • спектакли;

  • игры;

  • выпуск стенгазет;

  • создание проектов;

  • просветительская работа и т.д.


Как классный руководитель, провожу эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть выступаю как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Передо мной стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.

Тематика классных часов в 6 классе:

  1. Дружный класс как маленькая планета.

  2. Моя семья – чудесное место для жизни.

  3. Погружение в мир своего «Я».

  4. Гимнастика чувств.

  5. Расскажи мне обо мне.


Кроме того, в моей воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Тематика эстетических бесед:

  1. «Память»

  2. «Благодарность»

  3. «Душа»

  4. «Сила духа»

  5. «Нравственные ценности»

  6. «Счастье – жить»

  7. «Мы и культура»


Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека , но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика (конкурс чтецов к 70-летию Победы, «Смотр строя и песни», «Мы с пожарными друзья!», «Вахта памяти»).

Моя работа, как классного руководителя, в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания (школьный конкурс «Ученик года», районный конкурс школьных газет, публикации в газете «Победа», конкурс ораторского мастерства «Думают и говорят молодые»).

Целью моей работы является обеспечение возможности творческой самореализации и одаренных детей. Конечным продуктом деятельности учащихся являются творческие презентации, выпуск школьной газеты, создание художественных произведений и рисунков, инсценирование, танцевальные выступления.

Работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей. Учитель и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Основная цель работы с родителями: взаимодействие семьи и классного руководителя в воспитании нравственной и творчески активной личности;

Многие вопросы нравственного воспитания обсуждаем с родителями на собраниях и родительских лекториях. В своей работе использую следующие формы проведения родительских собраний: обмен мнениями, лекция, беседа, собрание-праздник; совместный концерт с детьми; ярмарки; походы; экскурсии.

Таким образом, заинтересовывая родителей, мы приобретаем в их лице союзников и помощников в учебно-воспитательном процессе. Радует то, что родители не остаются в стороне, всегда принимают активное участие во всех делах класса и школы.

Учитель ХХI века обязан быть творческой личностью, чтобы реализовать себя.

Увлеченность - учителя ведёт ребят к вершинам творчества и самосовершенствования, своей увлеченностью учитель «заражает» детей.

Нравственная культура - педагога является примером для подражания в поступках, делах.

Творческий подход к решению сложных педагогических задач позволяет успешно реализовать новые технологии воспитания, использовать оптимальные методы, средства, формы работы, применять исследовательские приемы.

Основную роль в духовно-нравственном становлении личности, конечно же, играет учитель, классный руководитель, который должен быть горящей свечой, он должен нести свет, теплоту внутреннюю и духовную. Тогда от этой свечи возгорятся сердца наших детей.

Многие мои ученики окончили школу и выбрали свой путь в жизни. Мне очень приятно думать, что частичка моей души есть в каждом из них.



Коваленко Людмила Александровна

классный руководитель МБОУ Грушевской ООШ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей (обобщение опыта)

Автор: Коваленко Людмила Александровна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Программа  социально педагогического сопровождения  детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammasotsialnopiedaghoghichieskoghosoprovozhdieniiadietieighruppyriska"
    ["file_id"] => string(6) "292192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455248795"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства