Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей (обобщение опыта)
Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей (обобщение опыта)
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей (обобщение опыта)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Грушевская ООШ)
Выступление
на районном семинаре классных руководителей
на тему:
«Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей»
Коваленко Людмила Александровна
Классный руководитель МБОУ Грушевской ООШ
2015г
Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей
В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были не просто
понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,
предметом собственных стремлений и личного счастья.
И. Ф. Свадковский.
Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис.
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно.
Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:
отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;
постоянное ухудшение морально-нравственной среды;
уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;
ухудшение физического развития молодого поколения;
отсутствие действенных механизмов приобщения к здоровому образу жизни;
негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты);
отсутствие культуры поведения и речи ( демонстрация в материалах СМИ);
наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).
Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее.
Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:
гуманные (дружелюбные) отношения между детьми;
чувство долга, ответственности за своё поведение;
трудолюбие и потребность в труде;
бережное отношение к природе;
ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь;
культура общения, самопознание и самовоспитание.
На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам?
Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.
Нравственность старшеклассников — одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:
утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе;
проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.
Классный руководитель – человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося.
Я вижу для себя задачи работы классного руководителя в следующем:
развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников;
развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;
проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;
исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;
отношение к здоровью как залогу истинной нравственности;
взаимодействие школы и родителей с помощью совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.
Эти задачи я реализую через программу воспитательной работы «Я и мир вокруг меня» и воспитательную программу школы, основанную на приоритетной миссии создания условий для умственного, нравственного и физического развития подрастающего поколения. Основная цель программы – воспитание гражданина на основе общечеловеческих и нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду и творчеству. В этом году в программы воспитательной работы классных руководителей были внесены изменения в связи с принятием «Программы развития воспитательной компоненты в ОУ на 2013-2020 гг. (Письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013г. №352/09). Программа состоит из 11 основных направлений организации воспитания и социализации учащихся:
Гражданско-патриотическое.
Нравственное и духовное воспитание.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
Интеллектуальное воспитание.
Здоровьесберегающее направление.
Социокультурное и медиакультурное воспитание.
Культуротворческое и эстетическое воспитание.
Правовое воспитание и культура безопасности.
Воспитание семейных ценностей.
Формирование коммуникативной культуры.
Экологическое воспитание.
.
Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.
Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, использую самые разнообразные формы работы:
экскурсии;
спектакли;
игры;
выпуск стенгазет;
создание проектов;
просветительская работа и т.д.
Как классный руководитель, провожу эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть выступаю как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Передо мной стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.
Тематика классных часов в 6 классе:
Дружный класс как маленькая планета.
Моя семья – чудесное место для жизни.
Погружение в мир своего «Я».
Гимнастика чувств.
Расскажи мне обо мне.
Кроме того, в моей воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Тематика эстетических бесед:
«Память»
«Благодарность»
«Душа»
«Сила духа»
«Нравственные ценности»
«Счастье – жить»
«Мы и культура»
Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека , но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика (конкурс чтецов к 70-летию Победы, «Смотр строя и песни», «Мы с пожарными друзья!», «Вахта памяти»).
Моя работа, как классного руководителя, в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания (школьный конкурс «Ученик года», районный конкурс школьных газет, публикации в газете «Победа», конкурс ораторского мастерства «Думают и говорят молодые»).
Целью моей работы является обеспечение возможности творческой самореализации и одаренных детей. Конечным продуктом деятельности учащихся являются творческие презентации, выпуск школьной газеты, создание художественных произведений и рисунков, инсценирование, танцевальные выступления.
Работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей. Учитель и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.
Основная цель работы с родителями: взаимодействие семьи и классного руководителя в воспитании нравственной и творчески активной личности;
Многие вопросы нравственного воспитания обсуждаем с родителями на собраниях и родительских лекториях. В своей работе использую следующие формы проведения родительских собраний: обмен мнениями, лекция, беседа, собрание-праздник; совместный концерт с детьми; ярмарки; походы; экскурсии.
Таким образом, заинтересовывая родителей, мы приобретаем в их лице союзников и помощников в учебно-воспитательном процессе. Радует то, что родители не остаются в стороне, всегда принимают активное участие во всех делах класса и школы.
Учитель ХХI века обязан быть творческой личностью, чтобы реализовать себя.
Увлеченность - учителя ведёт ребят к вершинам творчества и самосовершенствования, своей увлеченностью учитель «заражает» детей.
Нравственная культура - педагога является примером для подражания в поступках, делах.
Творческий подход к решению сложных педагогических задач позволяет успешно реализовать новые технологии воспитания, использовать оптимальные методы, средства, формы работы, применять исследовательские приемы.
Основную роль в духовно-нравственном становлении личности, конечно же, играет учитель, классный руководитель, который должен быть горящей свечой, он должен нести свет, теплоту внутреннюю и духовную. Тогда от этой свечи возгорятся сердца наших детей.
Многие мои ученики окончили школу и выбрали свой путь в жизни. Мне очень приятно думать, что частичка моей души есть в каждом из них.