kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Первый раз в первый класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Поступление в школу – переломный момент, один из критических периодов

в жизни ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет уже сложившийся образ жизни.

 Поступление в школу – переломный момент, один из критических периодов

в жизни ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет уже сложившийся образ жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Первый раз в первый класс"»

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

(родительское собрание)

Учитель начальных классов МОАУ "Моготская СОШ"

Тындинского района Амурской области

Миронова М.Н.

Цель: - познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к

первому году обучения в школе;

- предложить практические советы по адаптации ребенка к школе

Форма: круглый стол

Оборудование: рисунки детей, презентация


Ход собрания


  1. Родительский практикум «Корзина чувств»

Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дно которой вы поместите

разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать ребенок, когда идет в школу в первый раз.

После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе и сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые целиком заполнили вас. Предлагаю написать свои чувства на листочках бумаги и поместить их в корзину.

(Родители пишут записки и опускают их в корзину)

Далее будем доставать записки из корзины и пытаться объяснить, почему могло возникнуть такое чувство

(Родители достают записки, зачитывают их и пытаются объяснить)


  1. Физиологические условия адаптации ребенка к школе

Я хочу обратить ваше внимание на проблемы здоровья ребенка, которые

могут быть связаны с изменением его статуса:

  • изменение режима дня ребенка в школе в сравнении с детским садом, увеличение физических нагрузок;

  • создание условий для двигательной активности ребенка после учебного времени;

  • контроль правильной позы ребенка за столом, соблюдение правил освещения рабочего стола;

  • предупреждение близорукости, искривления позвоночника, необходимости тренировки мелких мышц кистей рук;

  • обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;

  • организацию правильного питания ребенка;

  • закаливание ребенка и возможности занятий спортом;

  • воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья.


  1. Психологические условия адаптации ребенка к школе

Поступление в школу – переломный момент, один из критических периодов

в жизни ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет уже сложившийся образ жизни.

Свойственные дошкольнику беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь он должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания и т.д.

Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация в первый год обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.

Период адаптации к школе может длиться от 2 – 3 недель до полугода. Его длительность зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к школьной жизни.

Познакомьтесь с признаками успешной адаптации первоклассника:

  • удовлетворенность процессом обучения: ребенку нравится в школе, он не

испытывает неуверенности и страха;

  • легкость в усвоении программного материала;

  • степень самостоятельности учащегося при выполнении учебных заданий,

готовность воспользоваться помощью взрослых лишь после предпринятых попыток выполнить задание самостоятельно;

  • удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и

учителем – самый важный признак того, что ученик освоился в школьной среде.

Если первоклассник испытывает затруднения при обучении – необходимо поддерживать его в трудный момент, не критиковать за излишнюю медлительность, не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в ребенка уверенность в успехе, помочь привыкнуть к мысли, что у него все получится.

Первый год обучения в школе – серьезное испытание для ребенка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис. Важные изменения в жизни первоклассника – «прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников, родителей. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ребенка. Для снятия нагрузки нужно давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.

Положению первоклассника не позавидуешь. Он попал в новое окружение, появились новые требования, ему надо уметь слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы, при этом подавлять желание побегать, поиграть и повеселиться. Когда со всем этим ученик справляется, то он радостен, увлечен, верит в свои силы – т.е. он полностью адаптировался. Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, то он попадает в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам и «школобоязни».

Чаще всего в группу риска попадают следующие учащиеся:

  • соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания и состоящие на учете у разных специалистов. Сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья. Число детей, неспособных на должном уровне усвоить программу, колеблется от 15% до 40%. Они пропускают много уроков и долго восстанавливаются после болезни, у них низкая работоспособность и повышенная утомляемость;

  • дети с синдромом дефицита внимания. Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание;

  • леворукие дети;

  • дети с нарушением эмоционально-волевой сферы – агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные или замкнутые.

К критериям благополучной адаптации можно отнести:

  1. динамику улучшения работоспособности на протяжении первого полугодия;

  2. отсутствие изменений показателей здоровья;

  3. хорошее усвоение учебной программы.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в

поведении первоклассников.

Насколько ребенок будет готов к учебной деятельности, зависит не только от учителя, но и от родителей. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее первоклассник адаптируется к новым условиям.

Форма адаптации

Форма дезадаптации

Причины

Привыкание к предмет-ной стороне учебной деятельности

Неприспособленность к предметной стороне учеб-ной деятельности

Недостаточное развитие ребенка, отсутствие помо-щи и внимания со сторо-ны родителей

Умение управлять своим поведением

Неспособность произ-вольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внеш-них норм, ограничений)

Активное принятие темпа школьной жизни

Неспособность принять темп школьной жизни

Неправильное воспитание в семье или игнориро-вание взрослыми индиви-дуальных особенностей детей

Семейное и школьное «мы» идут рядом, парал-лельно

Неумение разрешить про-тиворечие между семей-ным и школьным «мы»

Ребенок не может выйти за пределы семейной общности, семья не вы-пускает его

Обобщенная картина школьной адаптации и дезадаптации выглядит так:

(Родителям предлагается опросник, с помощью которого можно определить, есть ли проблемы адаптации у ребенка. Это задание выполняется индивидуально, всем присутствующим на собрании, его результаты не демонстрируются.)

В нем представлены три сферы общений ребенка: семья, коллектив, улица. В каждой сфере семь возможных параметров. Обведите кружочком тот параметр в каждой сфере общения, который подходит именно вашему ребенку. Выпишите эти три цифры. Нанесите цифры (точки) на каждое из трех направлений графика и соедините их отрезками. Вы получите треугольник. Вытянутость его в какую-то сторону указывает на проблемы адаптации ребенка именно в этом направлении.

Определение проблем адаптации

семья

  1. друг

  2. привязан к родителям

  3. замкнут, осторожен

  4. конфликтен

  5. примыкает к одному из родных

  6. разорваны связи с семьей (бродяжничает)

  7. выталкивается из семьи


коллектив

  1. руководитель

  2. авторитетный помощник

  3. формальный помощник

  4. имеет временные роли

  5. не имеет определенной роли, но авторитетен

  6. не имеет связей и поддержки в коллективе

  7. изолирован


улица

  1. лидер

  2. приветствуемый

  3. не зависим в группе

  4. примыкает к группе без проблем

  5. вне группы, но пользуется авторитетом

  6. примыкает к группе жертв

  7. отвергаемый

Коллектив









Улица


Семья





Вы уже успели убедиться, что для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году мотивация в основном обеспечивается взрослыми. От их реакции на попытки детей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению.

(Совместно с родителями составляется схема успешного обучения. Каждый пункт схемы обсуждается с родителями)

Желание учиться



1

Вера в успех

2

Положительные установки

3

Любовь

родителей

4

Приучение

к режиму

5

Выполнение правил









Комментарий:

  • в семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги;

  • важно не допускать негативных установок в отношении ребенка;

  • любовь родителей (касание, объятия, улыбки, взгляды, слова) ребенок должен чувствовать постоянно;

  • именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей;

  • известные правила и нормы поведения должны соблюдаться всеми членами семьи во всех жизненных ситуациях.


  1. Подведение итогов родительского собрания

Чтобы облегчить адаптацию ребенка к школе, нужно:

  1. Быть наблюдательным и внимательным к своему ребенку. Отмечать изменения в его поведении и работоспособности и сообщать об этом учителю.

  2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

  3. Помнить, что учебные успехи – это еще не все.

  4. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

  5. Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.

  6. Обращать внимание детей на осанку во время занятий.

  7. Использовать профилактические меры для сохранения здоровья ребенка

  8. Оборудовать дома уголок школьника.

(Родителям вручаются памятки о том, как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни)


Литература: "Психолого-педагогическое просвещение родителей первоклассников: методическое пособие / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: ООО "Русское слово – учебник", 2012



















ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Необходимые условия успешного обучения первоклассника»


  1. Организуйте уголок школьника и поддерживайте в нем порядок

  2. Перед началом выполнения заданий выключите радио, телеви-

зор. Не мешайте ребенку излишними замечаниями, громкими разговорами.

  1. Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

  • собрать школьные принадлежности;

  • подготовить обувь и одежду.

  1. Рационально организуйте режим дня ребенка:

  • подъем и сон – в одно и тоже время;

  • отдых на свежем воздухе после учебных занятий;

  • просмотр телевизора (игры за компьютером) не более 1 часа.

  1. К делам ребенка относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе

с тем требовательны к результатам его деятельности.

  1. С самого начала учения вселяйте в ребенка веру и оптимизм:

«Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра»

  1. Создайте благоприятный психологический климат по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи.

  2. Повышайте самооценку ребенка в период адаптации к школе.

  3. Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для родителей.

  4. Обязательно проявляйте интерес к школе, к классу, в котором учится ребенок, к каждому им прожитому дню.

  5. Поощряйте дружеское общение ребенка с одноклассниками и возможность такого общения после школы.

  6. Не допускайте физические меры воздействия на ребенка, запугивание, критику, особенно в присутствии других людей.

  7. Исключайте такие меры наказания, как лишение удовольствий.

  8. Учитывайте темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.

  9. Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль над его деятельностью.

  10. Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребенка. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Первый раз в первый класс"

Автор: Миронова Марина Николаевна

Дата: 16.02.2021

Номер свидетельства: 573346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация к классному часу "Первый раз первый класс""
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia_k_klassnomu_chasu_piervyi_raz_piervyi_klass"
    ["file_id"] => string(6) "447720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1514997243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Мероприятие "Праздник первой отметки""
    ["seo_title"] => string(40) "mieropriiatiie-prazdnik-piervoi-otmietki"
    ["file_id"] => string(6) "249758"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446972235"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "прощание с начальной школой 4 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "proshchaniiesnachalnoishkoloi4klass"
    ["file_id"] => string(6) "283945"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453904752"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Сценарий праздника  "Прощание с первым классом!" "
    ["seo_title"] => string(53) "stsienarii-prazdnika-proshchaniie-s-piervym-klassom-2"
    ["file_id"] => string(6) "173181"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423934473"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Прощание с 1 классом "
    ["seo_title"] => string(24) "proshchaniie-s-1-klassom"
    ["file_id"] => string(6) "174574"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424157270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства