Просмотр содержимого документа
«"Первый раз в первый класс"»
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
(родительское собрание)
Учитель начальных классов МОАУ "Моготская СОШ"
Тындинского района Амурской области
Миронова М.Н.
Цель: - познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к
первому году обучения в школе;
- предложить практические советы по адаптации ребенка к школе
Форма: круглый стол
Оборудование: рисунки детей, презентация
Ход собрания
Родительский практикум «Корзина чувств»
Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дно которой вы поместите
разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать ребенок, когда идет в школу в первый раз.
После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе и сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые целиком заполнили вас. Предлагаю написать свои чувства на листочках бумаги и поместить их в корзину.
(Родители пишут записки и опускают их в корзину)
Далее будем доставать записки из корзины и пытаться объяснить, почему могло возникнуть такое чувство
(Родители достают записки, зачитывают их и пытаются объяснить)
Физиологические условия адаптации ребенка к школе
Я хочу обратить ваше внимание на проблемы здоровья ребенка, которые
могут быть связаны с изменением его статуса:
изменение режима дня ребенка в школе в сравнении с детским садом, увеличение физических нагрузок;
создание условий для двигательной активности ребенка после учебного времени;
контроль правильной позы ребенка за столом, соблюдение правил освещения рабочего стола;
предупреждение близорукости, искривления позвоночника, необходимости тренировки мелких мышц кистей рук;
обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;
организацию правильного питания ребенка;
закаливание ребенка и возможности занятий спортом;
воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья.
Психологические условия адаптации ребенка к школе
Поступление в школу – переломный момент, один из критических периодов
в жизни ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет уже сложившийся образ жизни.
Свойственные дошкольнику беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь он должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания и т.д.
Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация в первый год обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.
Период адаптации к школе может длиться от 2 – 3 недель до полугода. Его длительность зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к школьной жизни.
Познакомьтесь с признаками успешной адаптации первоклассника:
удовлетворенность процессом обучения: ребенку нравится в школе, он не
испытывает неуверенности и страха;
легкость в усвоении программного материала;
степень самостоятельности учащегося при выполнении учебных заданий,
готовность воспользоваться помощью взрослых лишь после предпринятых попыток выполнить задание самостоятельно;
удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и
учителем – самый важный признак того, что ученик освоился в школьной среде.
Если первоклассник испытывает затруднения при обучении – необходимо поддерживать его в трудный момент, не критиковать за излишнюю медлительность, не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в ребенка уверенность в успехе, помочь привыкнуть к мысли, что у него все получится.
Первый год обучения в школе – серьезное испытание для ребенка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис. Важные изменения в жизни первоклассника – «прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников, родителей. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ребенка. Для снятия нагрузки нужно давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.
Положению первоклассника не позавидуешь. Он попал в новое окружение, появились новые требования, ему надо уметь слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы, при этом подавлять желание побегать, поиграть и повеселиться. Когда со всем этим ученик справляется, то он радостен, увлечен, верит в свои силы – т.е. он полностью адаптировался. Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, то он попадает в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам и «школобоязни».
Чаще всего в группу риска попадают следующие учащиеся:
соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания и состоящие на учете у разных специалистов. Сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья. Число детей, неспособных на должном уровне усвоить программу, колеблется от 15% до 40%. Они пропускают много уроков и долго восстанавливаются после болезни, у них низкая работоспособность и повышенная утомляемость;
дети с синдромом дефицита внимания. Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание;
леворукие дети;
дети с нарушением эмоционально-волевой сферы – агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные или замкнутые.
К критериям благополучной адаптации можно отнести:
динамику улучшения работоспособности на протяжении первого полугодия;
отсутствие изменений показателей здоровья;
хорошее усвоение учебной программы.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в
поведении первоклассников.
Насколько ребенок будет готов к учебной деятельности, зависит не только от учителя, но и от родителей. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее первоклассник адаптируется к новым условиям.
Форма адаптации
Форма дезадаптации
Причины
Привыкание к предмет-ной стороне учебной деятельности
Неприспособленность к предметной стороне учеб-ной деятельности
Недостаточное развитие ребенка, отсутствие помо-щи и внимания со сторо-ны родителей
Умение управлять своим поведением
Неспособность произ-вольно управлять своим поведением
Неправильное воспитание в семье (отсутствие внеш-них норм, ограничений)
Активное принятие темпа школьной жизни
Неспособность принять темп школьной жизни
Неправильное воспитание в семье или игнориро-вание взрослыми индиви-дуальных особенностей детей
Семейное и школьное «мы» идут рядом, парал-лельно
Неумение разрешить про-тиворечие между семей-ным и школьным «мы»
Ребенок не может выйти за пределы семейной общности, семья не вы-пускает его
Обобщенная картина школьной адаптации и дезадаптации выглядит так:
(Родителям предлагается опросник, с помощью которого можно определить, есть ли проблемы адаптации у ребенка. Это задание выполняется индивидуально, всем присутствующим на собрании, его результаты не демонстрируются.)
В нем представлены три сферы общений ребенка: семья, коллектив, улица. В каждой сфере семь возможных параметров. Обведите кружочком тот параметр в каждой сфере общения, который подходит именно вашему ребенку. Выпишите эти три цифры. Нанесите цифры (точки) на каждое из трех направлений графика и соедините их отрезками. Вы получите треугольник. Вытянутость его в какую-то сторону указывает на проблемы адаптации ребенка именно в этом направлении.
Определение проблем адаптации
семья
друг
привязан к родителям
замкнут, осторожен
конфликтен
примыкает к одному из родных
разорваны связи с семьей (бродяжничает)
выталкивается из семьи
коллектив
руководитель
авторитетный помощник
формальный помощник
имеет временные роли
не имеет определенной роли, но авторитетен
не имеет связей и поддержки в коллективе
изолирован
улица
лидер
приветствуемый
не зависим в группе
примыкает к группе без проблем
вне группы, но пользуется авторитетом
примыкает к группе жертв
отвергаемый
Коллектив
Улица
Семья
Вы уже успели убедиться, что для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году мотивация в основном обеспечивается взрослыми. От их реакции на попытки детей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению.
(Совместно с родителями составляется схема успешного обучения. Каждый пункт схемы обсуждается с родителями)
Желание учиться
1
Вера в успех
2
Положительные установки
3
Любовь
родителей
4
Приучение
к режиму
5
Выполнение правил
Комментарий:
в семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги;
важно не допускать негативных установок в отношении ребенка;
любовь родителей (касание, объятия, улыбки, взгляды, слова) ребенок должен чувствовать постоянно;
именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей;
известные правила и нормы поведения должны соблюдаться всеми членами семьи во всех жизненных ситуациях.
Подведение итогов родительского собрания
Чтобы облегчить адаптацию ребенка к школе, нужно:
Быть наблюдательным и внимательным к своему ребенку. Отмечать изменения в его поведении и работоспособности и сообщать об этом учителю.
Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
Помнить, что учебные успехи – это еще не все.
Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
Обращать внимание детей на осанку во время занятий.
Использовать профилактические меры для сохранения здоровья ребенка
Оборудовать дома уголок школьника.
(Родителям вручаются памятки о том, как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни)
Литература: "Психолого-педагогическое просвещение родителей первоклассников: методическое пособие / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: ООО "Русское слово – учебник", 2012
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Необходимые условия успешного обучения первоклассника»
Организуйте уголок школьника и поддерживайте в нем порядок
Перед началом выполнения заданий выключите радио, телеви-
зор. Не мешайте ребенку излишними замечаниями, громкими разговорами.
Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
собрать школьные принадлежности;
подготовить обувь и одежду.
Рационально организуйте режим дня ребенка:
подъем и сон – в одно и тоже время;
отдых на свежем воздухе после учебных занятий;
просмотр телевизора (игры за компьютером) не более 1 часа.
К делам ребенка относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе
с тем требовательны к результатам его деятельности.
С самого начала учения вселяйте в ребенка веру и оптимизм:
«Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра»
Создайте благоприятный психологический климат по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи.
Повышайте самооценку ребенка в период адаптации к школе.
Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для родителей.
Обязательно проявляйте интерес к школе, к классу, в котором учится ребенок, к каждому им прожитому дню.
Поощряйте дружеское общение ребенка с одноклассниками и возможность такого общения после школы.
Не допускайте физические меры воздействия на ребенка, запугивание, критику, особенно в присутствии других людей.
Исключайте такие меры наказания, как лишение удовольствий.
Учитывайте темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль над его деятельностью.
Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребенка. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.