Организация рабочего времени учителя начальных классов
Организация рабочего времени учителя начальных классов
В связи с введением ФГОС НОО к важнейшим задачам начального образования относится формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, а также развитие готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация рабочего времени учителя начальных классов»
Программа разработана на основе дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Организация времени»
(Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательная система «Школа 2100») . Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа.Кн.1. / Сост.О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013).
Для реализации программного содержания используется УМК по математике издательства «Баласс»:
Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В., Архангельский Г.А. Организация времени: Методическое пособие для учителя. – М.: Баласс, 2012.
Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В., Архангель-ский Г.А. Организация времени: Рабочая тетрадь для учащегося. – М.: Баласс, 2012.
Данный курс является образовательным курсом в рамках реализации ФГОС начального общего образования по окружающему миру . Курс «Организация времени» является продолжением учебного предмета «Окружающий мир».
На изучение данного курса отводится 34 часа за учебный год (1 час в неделю).
В связи с введением ФГОС НОО к важнейшим задачам начального образования относится формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, а также развитие готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Для освоения практически каждого компонента основной образовательной программы ФГОС необходимо овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, а также формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Учащимся также необходимы навыки самоорганизации и распределения учебной и физической нагрузки. Программа внеурочной деятельности «Организация времени» для детей младшего школьного возраста максимально способствует достижению поставленной цели, позволяя сформировать личностные и метапредметные результаты, и имеет общекультурную направленность. Программа ориентирована на освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), включающих способность учеников строить учебно-познавательную деятельность с учётом всех её компонентов: цель, мотив, прогноз, планирование, контроль, оценка. В ходе реализации программы учащиеся начнут освоение таких понятий, как время, планирование, контекстное планирование, организация времени, самоорганизация, порядок, приоритеты, цели, целеполагание, хронометраж, которые являются основополагающими для развития самоорганизующейся и саморазвивающейся личности.
Изучение программы «Организация времени» предполагает развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за свои поступки, формирование у младших школьников чувства уважения к своему времени и времени окружающих людей, понимания ценности времени жизни для достижения поставленных целей, навыков управления временем через организацию своих действий, дел и задач.
Отличительная особенность реализации программы заключается в создании баланса между существующей загруженностью детей, внешним управлением их жизни со стороны школы и семьи и необходимостью воспитывать в ребёнке самостоятельность, ответственность и свободное мышление. Программа базируется на использовании игр и упражнений, разработанных на основе сказочных ситуаций с участием известных ученикам персонажей, проблемных ситуаций из реального учебного и жизненного (внеучебного) опыта учеников и проектной деятельности.
Актуальность программы определяется тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование основ отношения к
использованию и организации своего времени.
При этом проявляются:
– особенности восприятия времени детьми (недооценка длительности коротких и переоценка длинных временных интервалов);
– ошибки при планировании дел и задач различной степени сложности, с различными сроками исполнения в связи с неумением расставлять приоритеты и отсутствием жизненного опыта;
– неумение ставить цели и планировать их достижение;
– незнание процедур, которые помогают эффективно договариваться с участниками совместной деятельности (взрослыми и сверстниками).
Многие из ошибок, ставших привычными с детства, сохраняются у человека на всю дальнейшую жизнь, затрудняя как учебную, так и любую другую деятельность, создавая препятствия к успешной самореализации и являясь дополнительным стрессогенным фактором.
В результате прохождения данной программы у детей происходит осознание времени как важного условия успешности любой деятельности и формируется умение пользоваться инструментами организации времени.
направленно.
Новизна программы. Предлагаемая программа является первой целостной и полностью адаптированной для младшего школьного возраста направленной на выработку и формирование у учащихся навыков и умений грамотной организации времени и самоорганизации. Это планирование задач различного типа, выделение главных и второстепенных задач, определение целей и составление планов по их достижению, разумное распределение своих сил, выделение и устранение условий и ситуаций, ведущих к потерям
времени. Введение данной программы можно считать педагогически
целесообразным в связи с тем, что приобретаемые умения и навыки
оказывают положительное влияние на повышение качества учебной
деятельности и формирование учебно-регулятивных действий младших школьников, а также способствуют развитию межпредметных связей, помогают усвоению материала программ, входящих в федеральный компонент Базисного учебного плана и обязательный минимум содержания начального образования.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования осознанного восприятия времени учащимися, умений и навыков организации времени и основ самоорганизации школьников в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Задачи, которые позволяет решить программа:
– формирование представлений о времени как о ценном невосполнимом ресурсе, которым можно управлять;
– формирование умения считать время, видеть непродуктивные расходы времени и находить приёмы их минимизации;
– формирование умения использовать технологии планирования;
– формирование умения расставлять приоритеты, определять главные и второстепенные задачи, планировать время с учётом приоритетов;
– формирование понимания того, что каждая деятельность требует создания своего порядка;
– обучение способам создания и поддержания порядка;
– формирование умения ставить цели, планировать и осуществлять действия по достижению поставленных целей;
– формирование умения осознавать ценность времени окружающих людей, осуществлять командные действия, вырабатывать
общие договорённости в области управления временем (личным и группы).
Принципы реализации программы
Вариативность: формирование вариативности мышления ,понимания возможности решения задачи разными способами и умения использовать различные варианты решения в зависимости от изменяющихся условий (темы целеполагания, контекстного планирования, приоритетов).
Творчество: формирование умения находить решения нестандартных задач, создавать новое, не бояться предлагать свои варианты решения не встречавшихся ранее задач. Все темы курса предполагают наличие творческих, креативных заданий, игр и упражнений.
Психологическая комфортность: снятие страха и по возможности всех стрессообразующих факторов как в процессе организации обучения в классе, так и при выполнении самостоятельной работы, при самостоятельном изучении материалов курса. С целью реализации данного принципа все задания, задачи, упражнения строятся на простых, понятных учащимся примерах, на сказках, легендах, исторических и литературных текстах, соответствующих уровню подготовки учащихся.
Межпредметные связи. Структура и содержание курса «Организация времени» позволяет максимально использовать возможности установления межпредметных связей с другими изучаемыми дисциплинами. В качестве примеров и заданий могут быть использованы примеры из других дисциплин, изучаемых на данном этапе
или изучавшихся ранее.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Объём: программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий
со школьниками 3–4-го класса длительностью 1 час.
При организации взаимодействия со школьниками используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, изобразительная, предметная, коммуникативная. В процессе реализации программы используются педагогические методы и приёмы, повышающие познавательную активность учащихся, способствующие установлению связи между разными видами деятельности и направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний.
Психологическое обеспечение включает в себя следующие составляющие:
– создание позитивной, доброжелательной атмосферы занятий;
– обсуждение и использование примеров реального жизненного
опыта учащихся;
– разбор проблемных ситуаций на нейтральных примерах сказочных персонажей;
– использование различных форм обучения (индивидуальные,
парные, групповые задания, игры и упражнения).
Формы подведения итогов реализации программы: игры, проекты, самостоятельные работы.
Таким образом, знания, полученные в процессе проведения занятий по курсу «Организация времени», открывают возможность реализации принципа целостного представления о мире, учат ребёнка понимать взаимосвязь явлений, фактов, событий, видеть причинно -следственные связи, закладывают основы системности мышления и практического применения.
В процессе изучения каждого раздела курса «Организация времени» формируются следующие метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
- умение самостоятельно получать новые знания, работая с различными формами информации ( текст, таблица, схема, иллюстрация, интеллект-карта);
-умение обрабатывать полученную информацию, используя сравнения и группировку фактов и явлений (задач, дел);
-умение определять причины явлений, событий;
-умение делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, выделяя из текста или ситуации задачи различного типа и составляя на их основе планы;
-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять на основе текстов таблицы, схемы, алгоритмы и т.д.
Коммуникативные УУД:
-умение договариваться с окружающими людьми, выполняя различные задания в парах или группах, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
-умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
Основные разделы программы внеурочной деятельности «Организация времени».
№
п/п
Содержание
Теорет.
часы
Практ.
часы
Всего
часов
1
Раздел 1. Хронометраж и поглотители времени.
-
5
5
2
Раздел 2. Планирование и приоритеты.
-
9
9
3
Раздел 3. Порядок , его создание и поддержание.
-
4
4
4
Раздел 4. Как ставить цели и как их достичь.
-
8
8
5
Раздел 5. Организация времени в семье и группе.
-
6
6
6.
Итоги года
2
2
Итого
34
34
Календарно – тематическое планирование по курсу « Буду юным читателем» - 34 ч
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
Раздел 1 . Хронометраж и поглотители времени -5ч
1
Что такое время?
1
7.09.
2
Как сосчитать время.
1
14.09.
3
«Поглотители времени»: опоздание и ожидание.
1
21.09.
4
«Поглотители времени»: беспорядок и отвлечение.
1
28.09.
5
Самостоятельная работа «Хронометраж»
1
5.10.
Раздел 2. Планирование и приоритеты -9 ч
1
6
Как составить план
1
12.10.
7
Приоритеты
1
19.10.
8
Виды задач
1
26.10.
9
Планируем в ежедневнике
1
2.11.
10
Конструктор дня
1
9.11.
11
Используем подходящий момент.
1
16.11.
12
Контекстное планирование.
1
23.11.
13
Интервалы планирования.
1
30.11.
14
Самостоятельная работа «Планирование»
1
7.12.
Раздел 3. Порядок , его создание и поддержание – 4ч
15
Порядок.
1
14.12.
16
Поддержание порядка
1
21.12.
17
Создание порядка
1
18.12.
18
Самостоятельная работа «Порядок»
1
18.01.
Раздел 4. Как ставить цели и как их достичь -8ч
19
Как осуществить мечту
1
25.01.
20
Мечты и цели
1
1.02.
21
Достойная цель
1
8.02.
22
Как ставить цель
1
15.02.
23
Как работать над достижением цели
1
22.02.
24
Трудности пути
1
1.03.
25
Ценности
1
15.03.
26
Самостоятельная работа «Как ставить цели и как их достигать»
1
22.03.
Раздел 5. Организация времени в семье и группе – 6ч
27
Командные ценности
1
5.0.
28
Правила и договорённости
1
12.04.
29
Создание новых правил и договорённостей
1
19.04.
30
Просьбы и отказы
1
26.04.
31
Важное дело
1
3.05.
32
Самостоятельная работа «Организация времени в семье и группе»