kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организации взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой исследование на тему"ЗОЖ".В этой публикации освещены проблемы формирования ЗОЖ.Статистика заболеваемости в РФ. Методы и формы направленые на организацию формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Изучение состояния здоровья различных контингентов детей, не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.

Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического и социального. Перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организации взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников . »

Введение.

Актуальность исследования. В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни. Семья, школа и общественность - главные социальные институты, отвечающие за воспитание и обучение детей и подростков. Они играют ведущую роль в становлении и развитии личности младшего школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья.

Формирование положительной мотивации младших школьников к здоровому образу жизни и воспитание ответственного отношения к здоровью, прежде всего, зависит от правильного взаимодействия школы и семьи, от целенаправленно организованной совместной работы родителей, учителей начальных классов и медицинских работников. Физическое и психическое здоровье детей младшего школьного возраста в значительной мере зависит от их активного сотрудничества и взаимодействия в организации и проведении просветительной, лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы.

Эффективность воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в семье и начальной школе так же зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися, родителями и медработниками. При активном взаимодействии семьи и школы, совместной организации просветительной и оздоровительной работы на основе взаимного доверия и сотрудничества значительно усиливается воспитательный и развивающий эффект. Поэтому с целью формирования здорового образа жизни младших школьников и воспитания ответственного отношения к здоровью очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но и родителей, медицинских работников. В условиях семьи и школы следует организовать совместную просветительную и оздоровительную работу, направленную на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья и предупреждение заболеваемости детей младшего школьного возраста.

Одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение младших школьников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, учителей начальных классов и медицинских работников.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей, поступающих в первые классы, имеют хронические заболевания и значительные отклонения в состоянии здоровья. По статистическим данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации более 80 % выпускников общеобразовательных школ имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, и по медицинским показаниям они не готовы к службе в вооруженных силах. Всё более широкое распространение получают не только сердечно-сосудистые, но и нервно-психические и другие опасные заболевания (СПИД, птичьи грипп).

Неблагополучное состояние здоровья детей дошкольного возраста и школьников, наблюдающееся в последние десятилетия в Российской Федерации, вызывает серьёзные опасения специалистов, поскольку здоровье подрастающего поколения является национальной безопасностью нашей страны.

По данным НИИ педиатрии и детской хирургии РАМН, более 25-30 % детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе; у 50 % детей школьного возраста наблюдаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. По данным Института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков более 50 % школьников страдают невротическими синдромами. За годы обучения в школе в 4-5 раз возрастает число нарушений осанки и зрения. При этом стремительно увеличивается общая заболеваемость детей школьного возраста, растет число детей, больных пневмонией, инфекционным гепатитом, туберкулезом, лейкозом, дифтерией, скарлатиной и другими заболеваниями. Высок в нашей стране и процент детской смертности. Пятеро из 100 новорожденных умирают, не дожив до одного года. Из года в год увеличивается число школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

В настоящее время наиболее остро стоит проблема охраны, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста. По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей и подростков. Такое положение явно не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей и подростков. В связи с этим состояние здоровья, складывающееся в современной ситуации, вызывает опасения за будущее всей нации.

Проблема охраны и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста, формирования здорового образа жизни в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста связано не только проблемами экономики, экологии, но и отсутствием должной воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и повышения заболеваемости детей младшего школьного возраста является учебная перегрузка и гиподинамия. Следует особо отметить, что учебный процесс современной начальной школы в большей мере ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая заботу о сохранении и укреплении физического и психического здоровья младших школьников.

Чрезмерно напряженная учебная деятельность школьника с применением авторских вариативных программ повышенной трудности в инновационных образовательных учреждениях (школах-гимназиях, лицеях), опережающий уровень начального образования, стремление учителей начальных классов к быстрым учебным достижениям приводят к негативным последствиям. По этой причине заболеваемость учащихся, обучающих в школах-гимназиях, лицеях и в классах с углубленным изучением математики, иностранных языков, в два раза выше, чем в общеобразовательных школах.

Отсутствие баланса разных видов активности детей, нарушение режима учебно-воспитательного процесса, его несоответствие возможностям и уровню подготовленности младших школьников отрицательно влияют на их здоровье и работоспособность. К факторам риска, ухудшающим здоровья детей и подростков, относятся: вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя); некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка и гиподинамия; нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня.

В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится не на должном уровне. У большинства населения нашей страны, в том числе и у детей школьного возраста, недостаточно сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, слабо привиты навыки ведения здорового образа жизни у младших школьников.

Основы физического и психического здоровья ребенка и первоначальные навыки ведения здорового образа жизни формируются в детские и юношеские годы. Поэтому учить здоровому образу жизни и воспитать сознательное, ответственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни необходимо начинать в детском возрасте. Это возможно путем активного привлечения педагогов, родителей и медицинских работников к организации и проведению совместной просветительной и оздоровительной работы в условиях семьи и школы. При активном взаимодействии семьи и школы повышается эффективность физкультурно-оздоровительной работы, направленной на формирование здорового образа жизни и укрепление л физического и психического здоровья младших школьников.

Проблемам формирования здорового образа жизни, сохранения, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, школьников и студентов посвящены многочисленные научные статьи, учебно-методические пособия и монографии, Н.П. Абаскаловой, Л.В.Абдульмаовой, А.И. Агаджаняна, Р.И.Айзмана, О.А.Алесандрова, Р.И.Алешиной, М.Н.Алиева, Н.А.Ананьевой, В.К.Бальс и др.

Актуальность данной проблемы исследования обусловлено: ухудшением здоровья младших школьников в связи с учебной перегрузкой и гиподинамией; необходимостью разработки педагогических рекомендаций по организации совместной просветительной, воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы педагогов, родителей и медицинских работников по формированию здорового образа жизни учащихся начальных классов.

Актуальность данной проблемы исследования становится еще более очевидной в связи с ухудшением демографической ситуации в нашей стране и принятием Правительством Российской Федерации национальных проектов «Образование» и «Здравоохранения» (2005г), где особо подчеркивается необходимость повышения качества организации просветительной, лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста.


Объект исследования - процесс организации взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников.

Предмет исследования - формы и методы взаимодействия педагогов, родителей в организации и проведении просветительной и физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками по формированию здорового образа жизни.

Цель исследования - выявить эффективные формы и методы организации взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников и разработать рекомендации по организации и проведению воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы с участием семьи и школы.

Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы предполагали, что эффективность работы, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, повысится при создании и реализации следующих условий:


  • - при активном взаимодействии семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников и организации воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы в учебное и внеучебное время с привлечением учителей начальных классов, родителей и медицинских работников;

  • - при создании развивающей образовательной среды, способствующей развитию личности младшего школьника, формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению его здоровья;

  • - при воспитании ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни путем развития педагогических и гигиенических знаний у педагогов, родителей и учащихся начальных классов;

  • - при разработке и внедрении в учебный процесс начальной школы здоровьесберегающей программы с применением доступных средств оздоровительной физической культуры и форм занятий, соответствующих возрасту и уровню подготовленности младших школьников;

  • - при индивидуализации и дифференциации средств физической культуры и форм закаливания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся начальных классов.

  • - при рациональном чередовании разных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой) в режиме дня младшего школьника и комплексном подходе к использованию средств оздоровительной физической культуры и закаливающих процедур, направленных на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление младших школьников.


Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:


1. Изучить проблемы сохранения, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни современных школьников и выяснить причины ухудшения здоровья и работоспособности детей младшего школьного возраста.


2. Раскрыть с современных позиций понятия "здоровье" и «здоровый образ жизни" и показать роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья младших школьников


3.Выявить эффективные средства, формы и методы организации взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни и воспитании ответственного отношения детей младшего школьного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.

4. Разработать педагогические рекомендации по организации и проведению воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися начальных классов с активным привлечением педагогов, родителей и медицинских работников.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; анкетирование, опрос, педагогические наблюдения за учебной и игровой деятельностью младших школьников; педагогическое тестирование (контрольные испытания для оценки развития физических качеств); экспертная оценка; педагогический эксперимент; метода математической статистики.

База исследования: наше исследование по выпускной квалификационной работе проводилось в МАОУ «СОШ № 34» Великого Новгорода. Эксперимент проходил в течение первого и второго полугодия 2012-2013 учебного года.

Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников .


1.1. Школа как воспитательная организация

Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей в возрасте от 6-7 до 18 лет. Специфика деятельности школы обусловлена следующими факторами: 1) знанием объективных закономерностей педагогического процесса; 2) четким представлением социальных функций школы в современных условиях; 3) пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи; 4) практической подготовленностью учителя к работе с родителями, по воспитанию подрастающего поколения.

Мастерство педагога-воспитателя, по мнению А.С. Макаренко, не является «каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Нет такой специальности, которой нельзя было бы выучить человека: специальность учителя - быть воспитателем, педагогом. Более того: быть воспитателем - это «очень легкое дело». Решающим условием при этом выступает тот бесспорный факт, что педагог должен быть личностью: личность воспитывается личностью, и потому личность педагога сама должна быть воспитана. В этой же новаторской логике решались и вопросы методики воспитательного процесса. Педагог-воспитатель, по его мнению, «имеет в своем распоряжении единственный метод» - быть всегда рядом со своими воспитанниками, вместе с ними решать жизненно важные проблемы (коллективные и индивидуальные), думать об их будущем. Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для детей: «Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем», - подчеркивал А.С. Макаренко.

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально-воспитательные цели; 3) цели как планируемые результаты развития личности школьника

Цели высшего уровня — это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах

1) формирование физически здоровой, духовно-богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

2) воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

3) формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

4) разностороннее развитие детей, их познавательных интересов творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребёнка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей касается средств и способов воспитания; их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

1) включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;

2) формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности; развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуро-творческого процесса;

3) приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремёслам;

4) включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);

5) организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

Понятие «воспитание» признаётся важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в содержании любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

Единой для всех школ концепции воспитания нет и быть не может. Каждый тип образовательного учреждения и определённое учреждение могут иметь свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов: специфики региона и отдельно взятого образовательного учреждения; их традиций; культуры; кадрового потенциала, финансово-экономических возможностей и т.д.

1.2.Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников









1.3 Подходы к организации взаимодействия семьи и школы

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:

1) советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.;

2) консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.;

3) защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления А.П. Ситник выделяет следующие:

1) однодетность и малодетность (особенно в городских условиях) приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;

2) жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;

3) основательно утрачены традиции народной педагогики;

4) если раньше в условиях деревни, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения;

5) возникающие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание.

Л.Н. Толстой в своих дневниковых записях отмечал, что «воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ни одного действия воспитания детей, говорит писатель, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей».

Антон Семенович Макаренко придерживался мнения, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Он говорил: «Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог… и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью. Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать ответственность за семью. Нужно детей в школе так воспитывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».

Идея А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся заслуживает серьезного внимания. Автор настоящих строк, работая в школе, не раз лично убеждался в ее плодотворности.

С.П. Шевырев, в своей статье «0б отношении семейного воспитания к государственному», говорит о пользе «государственного воспитания», то есть школьного: во первых, «характер из идеальной сферы семейной переходит в живую сферу общественных отношений», вторая польза, которую «оно приносит, состоит в приведении к единству разного образа мыслей, характеров, обычаев, привычек, предрассудков, из семей приносимых. Особенный дух семьи бывает весьма полезен для образования личного характера в человеке». ... Главная задача воспитания, по мнению С.П. Шевырева состоит в том, чтобы «предлагать питомцу надлежащую почву, пищу, свет и окружение, дабы при этих условиях развивался он сам. Учение, ограничиваясь только умственными способностями, составляет окончательную часть воспитания и представляет в образованном разумное сознание того, что приобретено самим воспитанником для жизни, - другими словами: учение есть воспитание, доведенное до сознания, укрепленное разумом.»

В.А. Караковский говорил о циклической структуре воспитательных мероприятий, замкнутой в пространстве учебного года. Основной такой структурой является годовой цикл из нескольких тематических периодов.

Тематический период включает в себя разнообразные по содержанию и объёму мероприятия (соревнования, игры, конкурсы, фестивали и т.п.), объединённые общей тематикой и заканчивающиеся общешкольным, коллективным, творческим «делом» - КТД. Через КТД осуществляется целостное, комплексное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферу. В этих комплексных делах участвуют все ученики с I по XI класс, все учителя, классные руководители, родители, выпускники школы. Рамки общешкольного комплексного воспитательного дела достаточно свободны, они не только позволяют проявлять, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариативность самовыражения класса и отдельного ученика.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Естественной средой, созданной природой для воспитания детей, является семья.

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству о семье родители несут ответственность за воспитание детей.

В семье проходит важнейший период развития человека – детство, она является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается будущий член общества.

В семье закладываются основы личности физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и приятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные привычки и качества.

В качестве субъектов выступают и макрофакторы (страна, этнос, общество), и мезофакторы (регион, место проживания), и, конечно, микрофакторы (родители ребёнка; прямые прародители - бабушки и дедушки; прямые тети и дяди ребёнка; старшие братья и сестры; другие члены семьи; сама семья как коллектив).

Государство как субъект семейного воспитания детей осуществляет социальную политику в отношении поддержки, помощи и охраны прав семьи.

Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой ее членов объединяет многообразие отношений, а также общее жизненное пространство, совместная деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечение членов семьи. Все эти явления и процессы, взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, ситуативный характер и составляют среду, в которой происходит социализация ребенка. В этой социализирующей семейной среде есть и сознательные, целенаправленные компоненты, представляющие собой собственно воспитание, хотя выделить их отдельно чрезвычайно трудно.

Поэтому под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.

Цель семейного воспитания выражает то, чем должен стать ребенок к 18 годам. В наиболее общем виде родители хотят вырастить своего ребенка хорошим человеком. Различные вариации этой общей цели связаны с уровнем ее осознания субъектами воспитания и с различными сословными, региональными и прочими условиями. В отдаленной перспективе все родители хотят видеть своего ребенка:

1) здоровым;

2) образованным (умным);

3) воспитанным (порядочным, уважительным, честным, человечным);

4) подготовленным к жизни (самостоятельным, трудолюбивым, конкурентоспособным);

5) счастливым (семейственным, хозяйственным);

Действующие в текущей семейной обстановке цели воспитания могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Многообразие целей семейного воспитания предполагает: привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения; в подростковом возрасте – физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; в старшем школьном – культивирование отдельных способностей (в каких либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или деятельности.

Основное воспитательное влияние в семье на ребёнка оказывают:

1) сама социальная макросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям;

2) внутри - и внесемейная деятельность, бытовой труд, являющиеся одними из основных средств приобщения ребёнка к будущей жизнедеятельности;

3) собственно воспитательная деятельность родителей;

4) средства массовой коммуникации.

В практике современного семейного воспитания на фоне общего поддерживающего стиля можно выделить четыре его основные, альтернативные разновидности (в которых просматриваются черты исторических стилей): авторитарный, свободно-либеральный, гиперопека и активно-заинтересованный.

Авторитарный стиль (метод) - самый древний, самый жестокий тип воспитательных отношений, при котором используются власть, принуждение, а самостоятельность и активность ребёнка постоянно подавляются. Ему присущи агрессия, нетерпимость, несправедливость, безжалостность и т.п. Те же качества передаются и детям.

Свободно-либеральный стиль предоставляет ребёнку свободу действий, при этом родители обычно отстраняются от участия в детской жизни, проявляют безразличие и даже попустительство и вседозволенность. При этом стремятся к ложному заигрыванию, созданию дешёвого авторитета.

При гиперопеке сводится к минимуму поле самовыражения и самоутверждения ребёнка, его освобождают от элементарной заботы о себе, ограничивая лишь функциями потребления. Для этого стиля характерны сюсюканье, баловство, переоценка способностей ребёнка. Результат таких методов - эгоизм, инфантилизм, торможение развития самостоятельности, достоинства, свободы, творчества.

Активно-заинтересованные методы в семейном воспитании, в основе являясь гуманно-демократическими, предполагают душевное отношение к детям, творческое сотрудничество, грамотный педагогический подход к ребёнку.

При всех стилях и методах отрицательными факторами являются: занятость, конфликты, вредные привычки, двойная мораль родителей.





































Выводы по 1 главе.

В данной главе удалось отобразить теоретическую сторону обозначенной проблемы. Для этого была изучена имеющаяся по данной теме литература, работы таких известных авторов, как Велиева Н.З (Велиева, 2005), Бондин В.И (Бондин, 1999), Осик В.И (Осик ,2005)

Была изучена теоретическая литература для определения и характеристики основных понятий по данному вопросу. Как мы выяснили в ходе данного исследования к таковым относятся: социальный институт, здоровый образ жизни, внесемейная деятельность.

Таким образом, изучение теоретической базы способствовало более глубокому пониманию проблемы, пониманию его истоков, некоторых закономерностей.

Так, например, мы установили, что школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия. (Шархун А.С, 2005).

От их взаимодействия зависит успешность этого процесса, поскольку они входят в состав триединства субъектов педагогического процесса (семья, школа, ребенок). Известно, что взаимодействие предполагает «взаимное влияние сторон друг на друга» (положительное, отрицательное, нейтральное) и «изменение не только в деятельности, отношениях, но и в самих взаимодействующих сторонах». Над всем этим стоят и внешние обстоятельства. Являясь институтами социальными, семья и школа, разумеется, отражают все процессы общественного развития в той или иной мере и, изменяясь сами, постоянно порождают изменение отношений между собой. Следовательно, особая острота вопроса взаимных отношений семьи и школы проявляется в переломные моменты жизни общества. Таким образом, проблему взаимодействия семьи и школы необходимо отнести к разряду «вечно старых и в то же время вечно новых» педагогических проблем.

Взаимодействие учителя и родителей важно на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение оно приобретает в первые годы пребывания ребенка в школе, когда ребенок еще особенно тесно связан с семьей, еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, своим поведением.

Начальная школа — особый этап в жизни ребенка. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя и родителей. Тем важнее становится их взаимодействие в начальной школе.













Глава 2 Экспериментальное исследование процесса организации взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

2.1Исходное состояние и проблемы организации взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников









2.2 Мероприятия по организации взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе:



1. Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).


2. Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).


3. Работа по профилактике травматизма.


4. Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.


5. Работа специальных групп по физическому воспитанию.


6. Валеологическое образование педагогического коллектива, работа постоянно действующего валеологического семинара для учителей, оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.


7. Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.


8. Работа танцевальных кружков (народного и эстрадного танца), группы шейпинга.


9. Работа туристического и экологического клубов, имидж-клуба.


10. Работа факультативов по здоровому образу жизни


11. Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.


12. Работа лектория для родителей. Темы лекций: «Режим дня школьника», «Питание и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика острых кишечных заболеваний», «Закаливание детей», «Культура питания», «Профилактика детского травматизма», «Профилактика вредных привычек», «Влияние конфликтов в семье на здоровье детей», «Организация досуга детей в семье» и пр.


13. Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления.


14. Разработка межпредметного проекта «Планировка пришкольной территории», «Повестка 21 для школы».


15. Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете.


16. Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.


17. Усиление валеологической составляющей предметов естественнонаучного цикла (прежде всего биологии).


18. Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания.


19. Периодический выпуск газеты «Здоровый образ жизни».


20. Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприяти

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально- психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и учебы в школе. Поэтому изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.



    1. Рекомендации по успешной организации взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

1. В целях интеграции семьи и школы для всестороннего физического развития детей, укрепления здоровья, нравственного и интеллектуального воспитания, организации досуга и формирования здорового стиля жизни, а также последовательного становления и раскрытия личности ребенка рекомендуем основную форму работы с детьми младшего школьного возраста - семейный физкультурно-оздоровительный клуб. Это новое воспитательное пространство, которое складывается в результате организованных педагогических усилий семьи и школы в управлении процессом развития личности ребенка. Данная форма социального воспитания, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, физического воспитания, социализации, самовоспитания и самообразования, самореализации - важнейших условий целостного развития личности. В нем организован досуг детей - среда их жизнедеятельности, социум, в которой ребенок может проявлять себя как субъект деятельности.



2. Для создания семейного физкультурно-оздоровительного клуба в школе необходимо:



- получить согласие и активную поддержку администрации школы, заинтересованность и желание педагогического коллектива, классного руководителя, учителя физической культуры и особо важно родителей;



- наличие материальной базы школы (спортивного зала, площадки, спортивного инвентаря и оборудования), медицинского работника, специалистов в области социальной педагогики, психологии, физического воспитания, физиологии и гигиены;



- организовать и провести общее собрание заинтересованных лиц, будущих членов клуба, на котором утвердить Устав, эмблему, девиз, организационную структуру клуба, программу. Избрать Совет и председателя Совета. Особенно важно отнестись к разработке комплексной программы клуба в зависимости от целей, задач, контингента занимающихся, условий и возможностей.



3. Рекомендуем комплексную программу дополнительного образования семейного физкультурно-оздоровительного клуба.



Основные положения программы:



- программа строится как совокупность четырех составляющих: содержания и плана деятельности; изложения основных положений и целей деятельности; краткого содержания познавательного предмета; перечня примеров, исполнителей, действующих лиц;



- акцент в программе должен быть сделан на обучение навыкам, необходимым для принятия человеком решения о следовании здоровому образу жизни, формированию здорового стиля жизни.



В программе должны быть заложены условия для развития мотивационно-ценностного отношения личности к познанию, творчеству и двигательной активности в процессе физического воспитания. Она требуют решения следующих задач:



- сформировать представления в семье о системе физического воспитания, физкультурно-оздоровительных и реабилитационных формах физической культуры, о здоровом образе жизни;



- изучить медико-биологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста; проводить работу по нравственному, эстетическому и интеллектуальному воспитанию;



- организовать досуг детей в свободное от учебного процесса время;



- воспитывать устойчивый интерес и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, соблюдению режима дня и гигиенических правил;



- проводить профилактику правонарушений и детской преступности;



- привлекать детей к систематическим занятиям по различным видам спорта, к здоровому образу жизни. Эти задачи решаются на базе глубокого всестороннего анализа индивидуальных физических и психологических особенностей каждого ребенка с обязательным привлечением специалистов в области физического воспитания, медицинских работников, школьного психолога, социального педагога, учителей, родителей.



В программе должны быть систематизированы средства и методы ( на основе данных медико-психологической диагностики), направленные на то, чтобы каждый ребенок нашел себя в физической культуре, соответственно его состоянию здоровья, двигательным задаткам и интересам.



-Физкультурно-оздоровительный и образовательный разделы программы реализовываются как непосредственно обучающие, в форме теоретических и практических занятий по общей физической подготовке (по видам спорта), игры (подвижные и спортивные), однодневных туристических походов, экскурсий, соревнований, викторин, спортивных праздников, индивидуальных занятий (утренняя гимнастика, домашнее задание), конкурсов, бесед, консультаций.



- Практические занятия рассматриваются как средство оздоровления подрастающего поколения и приобщения семьи к здоровому образу жизни, как способ организации досуга детей, коррекции физического и психического состояния. Одноразовые по часу занятия в неделю достаточно привлекательны не только для детей, но и для родителей. Одновременно в спортивном зале должны находиться не более 10 семейных пар. На каждом занятии в зависимости от задач должен быть необходимый спортивный инвентарь. Плотность и эмоциональность занятий в основном зависит от родителей.



На проводимых теоретических занятиях с родителями (а в некоторых случаях и с детьми) необходимо осуществлять работу по выработке единой позиции учителей школы, сотрудников клуба и родителей по важнейшим воспитательно-педагогическим проблемам физического совершенствования детей. Занятия рекомендуем проводить один раз в месяц с привлечением ведущих специалистов в области физического воспитания, детской психологии,валеологии.



Образовательный раздел программы ориентирован на изучение психофизиологических особенностей детей, на основах валеологии, учете и контроле физической нагрузки и состояния здоровья. Такие разделы программы, как методика составления упрощенных комплексов общеразвивающих упражнений, основы гигиены школьников, рациональное питание, профилактика простудных заболеваний, закаливание и восстановление организма, вредные привычки, психологические основы здоровья, направлены на физическое развитие и оздоровление детей. Каждое занятие предполагает оснащение схемами, плакатами, дидактическим материалом, техническими средствами.



Учитывая специфику воспитательной работы по оздоровлению родителей и детей, нравственное воспитание рекомендуем начинать со спортивных традиций семьи и разработки семейной памятки для родителей по сохранению здоровья детей, взаимоотношению взрослых в семье, основам построения общения с детьми данного возраста, развитию коммуникативных способностей, направленности интересов.



Предлагаем основные методы организации учебно-воспитательного процесса:



- организация деятельности (приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций);



- формирование сознания (пример, беседа, рассказ, лекция);



- стимулирование поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование).



4. Одной из главных составляющих в работе семейного физкультурно-оздоровительного клуба должна быть работа с родителями. Именно от желания, понимания и образования родителей в области педагогики и физического воспитания зависит успех клубной работы.



Для этой цели рекомендуем:



- разработать в программе клуба основную тематику педагогического образования родителей;



- систематически проводить теоретические занятия с учетом индивидуального подхода;



- использовать средства массовой информации (печать, телевидение, Интернет, посещение спортивных мероприятий);



- повышать педагогическую культуру родителей;



- привлекать родителей к активному участию в учебно-воспитательной работе;



- формировать у родителей такой уровень сознательности, при котором появляется стремление к самообразованию.



Для высокой результативности педагогического образования родителей необходимо:



- наличие квалифицированных педагогических кадров;



- постоянный состав родителей;



- работа должна осуществляться согласно разработанной программы, с учетом взаимосвязи отдельных тем;



- осуществлять связь теории с практикой;



- организация различных форм работы с использованием приемов, способствующих активизации родителей.



Организуя работу с родителями, необходимо обязательно ставить перед ними цель: получение знаний не ради знаний, а для того, чтобы в результате повышения своей педагогической культуры иметь возможность самостоятельно осуществлять задачи физического и нравственного воспитания детей в семье.





14


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лукина Елена Сергеевна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Статья "Влияние семьи и школы на формирование здоровья ребенка" "
    ["seo_title"] => string(70) "stat-ia-vliianiie-siem-i-i-shkoly-na-formirovaniie-zdorov-ia-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "149872"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420357802"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Гражданское и патриотическое воспитание младших  школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "216285"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432920520"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414676979"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Профилактика правонарушений несовершеннолетних через формирование толерантности "
    ["seo_title"] => string(92) "profilaktika-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh-chieriez-formirovaniie-tolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "243639"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445779453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства