kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«О влиянии психологического климата семьи на воспитание ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Множество теорий, точек зрения, концепций, политик, подходов, решений. Но общее, что их роднит, это то, что судьба ребенка, его назначение и благосостояние никогда не должны  быть безразличны родителям, школе, обществу в целом,  Потому что это – наше  будущее!!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««О влиянии психологического климата семьи на воспитание ребенка» »



«О влиянии психологического климата семьи на воспитание ребенка»


Мы должны ежедневно помнить, что помимо задач нынешнего периода на нашем поколении лежит огромная ответственность перед воспитанием будущего поколения. Какими мы хотим видеть своих детей и внуков в том далеком будущем, зависит только от нас.

Н. Назарбаев


Все мы стремимся к отношениям, которые дарят нам радость и тепло

В связи с этим мы говорим о семье, именно семья и отношения внутри неё, формируют свой, определённый эмоциональный фон, который оказывает значительное влияние не только на отношения родителей и детей, но и на то, как ребёнок будет развиваться, каким он станет. Благоприятный психологический климат семьи ведет к тому, что наиболее притягательными для каждого ее члена становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя и остается высокой, но отодвигается на второй план. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Не секрет: жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми.

Проведенные исследования в этом направлении показывают, что только 29% детей проводят свободное время с родителями, регулярно просматривают дневники 12 % отцов и матерей.

Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых". И, тем не менее, семья - главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовывать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.

Воспитание в нашем обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Эти изменения отрицательно сказались на жизни нынешнего поколения, но первой их отрицательное воздействие почувствовала на себе семья.

Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Это основная причина дезорганизации жизни большинства семей, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между родителями, родителями и детьми.

Отмеченные негативные тенденции сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Большинство присутствующих в зале выросло тогда, когда семья рассматривалась не как важнейший социальный институт, а лишь как неизбежная стадия общественной жизни человека. Поэтому рационально организованное и продуманное воспитание ребенка происходило за пределами семейного круга. Семья покорно отдавала детей государству, а государство не вмешивалось во внутренние дела семьи.

Но ситуация изменилась. В последние годы разные науки усилили свое внимание к семье как к объекту исследования и получили новые данные. Теперь в развитии личности отмечен бесспорный приоритет семейного воспитания. Объясняется это просто: и наиважнейшие свойства личности, и основа социального "Я" закладываются отнюдь не в школьном коллективе - там они только развиваются, - а в самом раннем возрасте.

Почему у детей и подростков возникают различные формы девиантного поведения? При исследовании причин были названы следующие:

- конфликты в семье 37 % опрошенных;

- частые депрессии (страх, неуверенность в себе, одиночество, непонимание в школе и семье) -18%;

- плохие отношения со сверстниками, проблемы, связанные с учебой - по 11%;

- тяжелое материальное положение – 5%.

Итак, наибольшее количество проблем, ведущих к совершению противоправных действий, имеют корни в семье.

В старших классах было опрошено 500 человек, физическое воздействие почти не встречается, однако только 50 % юношей и девушек считают свое положение в семье равноправным, 9 % считают, что занимают в семье положение человека, вынужденного только подчиняться, 3 % считают себя одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит, 10 % ощущают постоянную опеку, 4,3 % считают, что создают проблемы в семье, 1 % ощущают себя посторонними людьми, которым трудно участвовать в жизни семьи. Более половины опрошенных старшеклассников отметили, что родители редко обращают внимание на их настроение.

Каков же выход из создавшейся ситуации?

Кто может оказать помощь и если не остановить, хотя бы сократить подобные случаи?

В первую очередь это, конечно, семья и школа, которые являются микросредой защиты ребенка.

В последнее время вопросы воспитания подрастающего поколения рассматриваются на государственном уровне.

Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.

Приоритетными направлениями в организации семейного и общественного воспитания являются:

- ориентирование воспитания на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни;

- приобщение растущего поколения к культурно-историческим традициям, формирование чувства настоящего хозяина земли;

- совершенствование гражданского, правового и патриотического воспитания учащихся;

- формирование здорового образа жизни, активизация спортивно-массовой и оздоровительной работы;

- создание условий для формирования социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, развития творческих способностей каждого ребенка.


В своей работе приходится сталкиваться с различными семьями, но особенного внимания требуют неблагополучные семьи.

Можно много говорить о формах и методах работы с неблагополучными семьями.

На основе накопленного опыта работы имеется памятка о том, как взаимодействовать с неблагополучными семьями:




  • Четко и ясно определите для себя, чего вы хотите от семьи

  • Узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это прежде всего. Их цели

  • Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность

  • Не обязательно контролировать и оценивать их шаг

  • Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций родителям

  • Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений. Действий семьи

  • Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них

  • Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в неё, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.

  • Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных» линий- от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

  • Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало. Ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуации.

Для работы с неблагополучными семьями можно составить схему работы:

  1. Посетить все семьи учащихся с целью выявления неблагополучных семей. (невозможно обойтись без помощи классных руководителей, членов родительского комитета). Составить акты ЖБУ.

  2. Изучить семью.

  3. Составить план работы с семьей, целью которого является сохранение биологической семьи .

План включает в себя:

А- посещение неблагополучной семьи на дому, собеседование, консультации, диагностирующую и коррекционную работу

Б-закрепление за семьей специалиста социально-педагогической службы школы

В- совместная работа с комиссиями, содействие с семьей в школе и с предпри ятиями ( если родители работают)

Г - при необходимости выходить с ходатайствами перед ОДН

и наркодиспансером о проведении осведетельствования родителей на предмет алкоголизма

Д- направление детей к психологу для проведения коррекционной работы

Е-рассмотрение вопросов социально-педагогической службы на заседаниях Совета профилактики правонарушений, совещаниий при директоре, педсоветах

Ж- направление материалов на неблагополучные семьи в межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав


В 2007 году в школах города приступили к работе школьные инспектора полиции- это стало огромной помощью в работе с неблагополучными семьями и «трудными подростками».Совместная работа дает свои положительные результаты.






год

На учете в ОДН

В группе риска

Неблагополучные семьи

учащиеся

2007-2008

2

2

4

2008-2009

1

2

4

2009-2010

1

-

2

2010-2011

-

-

1

2011-2012

-

-

-

2012-2013

-

-

-

2013-2014

-

-

-

В своей работе мы стремимся к тому, чтобы каждая семья была здоровой семьей. А здоровая семья-это залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества в целом.

И если все мы - педагоги, родители - будем действовать в рамках общечеловеческих идеалов и ценностей, то вероятность успеха на пути воспитания нового поколения существенно возрастет.





Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                                                                                   (С. Давидович)

Множество теорий, точек зрения, концепций, политик, подходов, решений... Но общее, что их роднит, это то, что судьба ребенка, его назначение и благосостояние никогда не должны быть безразличны родителям, школе, обществу в целом , Потому что это – наше будущее!!!!!



























6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«О влиянии психологического климата семьи на воспитание ребенка»

Автор: Бобылева Татьяна Николаевна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 186039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Семья как важный компонент в воспитании детей."
    ["seo_title"] => string(51) "siem-ia-kak-vazhnyi-komponient-v-vospitanii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "255304"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447910919"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Публикация "Основы семейного воспитания""
    ["seo_title"] => string(41) "publikatsiiaosnovysiemieinoghovospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "292982"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455380274"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "«Воспитание детей в семье» "
    ["seo_title"] => string(29) "vospitaniie-dietiei-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "223396"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1437644756"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Родительское собрание на тему: " Влияние семьи на ребенка" "
    ["seo_title"] => string(63) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-vliianiie-siem-i-na-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "220576"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434701024"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Семья как фактор психологического здоровья "
    ["seo_title"] => string(50) "siem-ia-kak-faktor-psikhologhichieskogho-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "184239"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426009225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства