Занятие с элементами тренинга "Мир без насилия - вместе мы справимся"
Занятие с элементами тренинга "Мир без насилия - вместе мы справимся"
Данная разработка адресована социальным педагогам школ и классным руководителям при организации работы по предупреждению насилия и профилактике жестокого обращения с детьми. Занятие разработано для учащихся 9 класса, сопровождается презентацией. В ходе занятия закрепляются знания о правах ребенка, повторяется понятие "насилие" и его виды, рассматриваются и обсуждаются различные ситуации, сотавляются правила 2как остановить насилие".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Добро делаешь - себя прославляешь, зло делаешь - себя унижаешь»
(Царь Соломон)
1. Формирование групп.
2. Правила группы.
3. Объявление темы и цели занятия.
4. Погружение в работу. (Цель: настроить детей на работу)
-Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение
- Поднимите руку те, кто пришел с плохим настроением.
- Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать.
- Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.
5. Определение понятия. (Цель: вспомнить определение понятий «насилие», «агрессор», «жертва», а также - информацию о видах насилия).
Насилие - это любые умышленные действия одного человека по отношению к другому, если эти действия нарушают права и свободы человека и наносят ей физическую, моральную или психическую вред.
Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как глобальную угрозу здоровью. Согласно социологическим исследованиям, проведенным в разных странах мира, физического или психологического насилия испытывает каждая 4 женщина и каждый 10 мужчина.
Насилие может быть:
- Физическое - избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;
- Сексуальное - вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;
- Экономическое - умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести вред здоровью.
К сожалению, многие действия можно назвать насильственными. Не все об этом знают. Возможно, именно поэтому многие подростки подвергаются насилию, не осознавая этого. Очень важно знать об этом, чтобы не допускать случаев насилия по отношению к себе.
Агрессор - это человек, который совершает насилие.
Жертва - это человек, который подвергается насилию. (демонстрация рисунка с агрессором и жертвой)
6. Мозговой штурм «Кто может совершать насилие?»
(Цель: достичь участниками понимание того, насилие могут осуществлять разные люди).
Задача участников: сказать, кто может совершать насилие (1 вариант от группы).
7. Упражнение «Перетягивание газеты».
(Цель: иллюстрация сценария, в котором развиваются конфликты).
Участники объединяются в пары, получают газету и сворачивают ее в трубочку, становятся на расстоянии 1 м друг от друга, подгибают одну ногу и придерживают ее рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают ее перетягивать, стараясь вывести друг друга из равновесия, но при этом не разорвать газету.
8. Практикум «Анализ ситуаций».
(Цель: формировать умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия).
Каждой группе вручается задачи.
Задача: определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации.
Ситуация 1
Петя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.
Ситуация 2
Во время перерыва Юрий бегал по классу и толкнул Иру. Девочка, падая, случайно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Ирина пыталась объяснить, что случилось на перемене, но учительница не выслушала оправданий и накричала на нее.
Ситуация 3
Десятилетние Оля и Леся отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.
Ситуация 4
После окончания школы-интерната Иван вернулся в родное село. Выяснилось, что в его доме проживает сожительница умершего отца. Она прогнала его из родного дома.
Ситуация 5
Дима взял без разрешения ручку Олега. Когда Олег это увидел, ударил Диму.
Ситуация 6
7-классница Юля гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Юле к ним присоединиться.
В конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему - и болезни неизбежны.
9. Притча «Все оставляет свой след».
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал, чтобы каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующий день еще больше. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забитых в столб гвоздей стало уменьшаться. Парень понял, что легче контролировать свой гнев, чем забивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял контроль над своими эмоциями. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на этот раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься -шрам останется ».
10. Круг идей «Как остановить насилие».
(Цель: как избежать ситуации насилия).
Задача участников: обсудить этот вопрос и предложить один вариант, объяснив его.
• Избегайте ситуаций, которые могут привести к насилию.
• Говори спокойно и уверенно.
• Дай агрессору возможность остановиться.
• Отойди в сторону. Это не признак слабости!
• Не стремись мстить врагам. Умей просить прощения.
• Попроси помощи. Это не признак слабости или трусости!
• ПОМНИ!
• Ты имеешь право отказаться делать то, к чему тебя принуждают силой или оскорбительными, злыми словами.
• Мы подобные, но все разные.
• Ваша собственность принадлежит только тебе.
• Ты имеешь право на помощь.
• Каждый человек имеет право жить свободно, в безопасности, чувствуя тепло и любовь!
11. Подведение итогов.
Рефлексия.
Упражнение «Волшебная бабочка».
(Цель: дать возможность участникам высказать свои пожелания, и при этом почувствовать, что другие внимательно слушают и воспринимают их).
Каждый участник складывает «волшебную» бабочку, располагает ее на дереве и сообщает свои впечатления от занятия и пожелания.
Сегодня мы обсудили важный вопрос. Надеюсь, что вы сможете изменить свое отношение к миру, людям, которые нас окружают. Мудрый царь Соломон много веков назад сказал, что добро возвышает человека, а зло унижает. Желаю вам только добра. Надеюсь, что это занятие никого из вас не оставило равнодушным.