Нарушения эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей
Нарушения эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в ее развитии не менее важно, чем коррекция познавательной серы ребенка. Создание систематизированного психологического сопровождения и коррекционно-развивающей работы в образовательной организации необходимо для того чтобы решить проблемы обучающихся, которые испытывают различные трудности в процессе обучения. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в ее развитии не менее важно, чем коррекция познавательной серы ребенка. Создание систематизированного психологического сопровождения и коррекционно-развивающей работы в образовательной организации необходимо для того чтобы решить проблемы обучающихся, которые испытывают различные трудности в процессе обучения. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в ее развитии не менее важно, чем коррекция познавательной серы ребенка. Создание систематизированного психологического сопровождения и коррекционно-развивающей работы в образовательной организации необходимо для того чтобы решить проблемы обучающихся, которые испытывают различные трудности в процессе обучения. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в ее развитии не менее важно, чем коррекция познавательной серы ребенка. Создание систематизированного психологического сопровождения и коррекционно-развивающей работы в образовательной организации необходимо для того чтобы решить проблемы обучающихся, которые испытывают различные трудности в процессе обучения. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в ее развитии не менее важно, чем коррекция познавательной серы ребенка. Создание систематизированного психологического сопровождения и коррекционно-развивающей работы в образовательной организации необходимо для того чтобы решить проблемы обучающихся, которые испытывают различные трудности в процессе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нарушения эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей»
Нарушения эмоционально- волевой сферы детей оставшихся без попечения родителей.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в ее развитии не менее важно, чем коррекция познавательной серы ребенка. Создание систематизированного психологического сопровождения и коррекционно-развивающей работы в образовательной организации необходимо для того чтобы решить проблемы обучающихся, которые испытывают различные трудности в процессе обучения. Этот процесс достаточно сложный и происходит он за счет влияния различных внешних и внутренних факторов. Например, наследственность – внутренний фактор, внешний - социум. Из-за избытка информации, которую дети черпают в интернет ресурсах, зачастую несущей в себе негативное содержание, приводит к тому, что в результате эмоционально-волевая сфера ребенка подвергается сильнейшей нагрузке, впитывая в себя не фильтрованную информацию всего интернет пространства. Как следствие ребенок с нарушениями в развитии, на трудности или проблемы со сверстниками, будет отвечать различными эмоциональными, а порой и даже аффективными реакциями. Все это может привести к тому, что ребенок будет неустойчив и изменчив в своих эмоциональных реакциях, в психологической практике такое поведение называют «эмоциональной депривацией».
Проблема детей с нарушениями эмоционально – волевого развития в условиях образовательного учреждения является одной из самых актуальных в наше время, особенно это касается детей воспитывающихся в детских учреждениях закрытого типа.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.
Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Э.А.Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести-семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта) и т.д.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить, о том, что эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты характеризуется:
- эмоциональной поверхностностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;
- неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания;
- повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;
- чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;
- непониманием эмоционального состояния другого человека .
Каждому педагогу необходимо использовать в индивидуальном сопровождение подростка адекватные возрасту и условиям воспитания способы воздействия на эмоциональную сферу детей-сирот.
Литература
Адлер Г. Техника развития интеллекта. – М.: СПб.: Питер, 2001
Асмолов А.Г. Психология личности . – М.: Смысл., 2001
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: «Академический проспект», 2004.
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение,1988.
Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие/ под ред. О.А, Шаграевой, С.А. Козловой . –М., Академия, 2004