kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивация – основа применения эффективных методов обучения детей с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются причины отсутствия учебной мотивации у детей, а также механизмы формирования положительной мотиваци.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация – основа применения эффективных методов обучения детей с умственной отсталостью»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья «Основная школа «Коррекция и развитие»







Мотивация –

основа применения эффективных методов обучения детей с умственной отсталостью



Абрамова Галина Михайловна



г. МЕЖДУРЕЧЕНСК

2018





В XXI веке на фоне социально-экономических преобразований продолжается развитие процессов гуманизации системы образования в Российской Федерации. Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, независимо от его способностей.

Среди факторов, способствующих увеличению количества различной дефиниции, отмечаются: изменение социальной позиции родителя, активность выбора приоритета образования, изменение социальных взглядов и законодательной базы образования детей с особыми образовательными потребностями, привлекательность идей инклюзивного образования и стремление родителей обучать своего ребёнка в школе и др. Реализация развития факторов позволит определить действенные многоуровневые подходы к образованию детей данной категории на основе реализации компетентностного подхода в содержании образования.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотивы могут быть разными: познавательными, узкопрактическими, влияющими на самоутверждение, самоопределение и саморазвитие личности.

Для каждого школьного возраста характерны свои проблемы формирования мотива. Первой особенностью мотивации школьников является возникновение стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний, и опирается на логику этого знания. Но развиваются привычки: к бездумной деятельности и хитрить. Учащиеся стремятся уйти от трудностей, развивается мотив избегания неудачи. Отметка становится внешним мотивом, мотив достижения успехов в учебе не развивается.

Работая с учащихся с ограниченными возможностями здоровья, это можно наблюдать в учебной деятельности. Ученики больше привязаны к тем предметам, в которых больше успехов. Там же, где труднее, прилагают меньше усилий, а отметку хотят иметь лучше.

Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотива. Мотив влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Цель – это, то чего сознательно хочет достигнуть человек в результате этой деятельности. Так при изучении темы «Стирка изделий» на уроках СБО каждый ученик ставит перед собой разные цели: одни хотят научиться стирать, другие – присутствовать на интересном занятии, а третьи желают получить хорошую оценку. Если цели разные, то и деятельность будет разная. При проведении практических работ можно заметить, что учащиеся, которые хотят научиться стирать, выполняют предложенную работу с удовольствием, с желанием, но если ученик работает ради оценки, то удовольствия от работы ученик получает мало, отсюда вытекает, что у него не достаточно сформированы внутренние мотивы деятельности.

Один из первых дефектологов Э.Сеген, описывая умственно отсталого ребенка, с которым не проводилось специального обучения и воспитания, писал, что он (этот ребенок) ничего не знает, ничего не может и ничего не хочет. Таким указанием на отсутствие у умственно отсталых детей желаний, стремлений, потребностей (кроме физиологических) Э.Сеген как бы специально подчеркивает необходимость формирования у них мотивов деятельности.

Мотивы учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида связанны не со стремлением достичь реально значимых результатов, а с необходимостью выполнения поставленной задачи, к решению которой у них, как правило, нет внутренней готовности. Мотивы деятельности бывают связаны только с конкретной ситуацией и не способствуют достижению учащимися далеких целей. Как правило, ученики не подчиняют свои действия, направленные на достижение конечной цели, требованиям задания.

Мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются относительной устойчивостью. Сознание общественной значимости выполняемой работы или изготовляемой вещи — исключительно важный мотив, который изменяет отношение к заданию, положительно влияет на характер, способы выполнения и эффективность действий. Постепенно в ходе выполнения общественно значимых трудовых заданий у школьников формируются действенные и более далекие мотивы деятельности, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие их познавательных процессов и форм поведения.

Различные мотивы деятельности по-разному влияют на отношение учеников к заданию, изменяют характер и эффективность их действий. В том случае, когда умственно отсталые школьники, занимаясь какой-то деятельностью, хотят продемонстрировать собственные умения, они руководствуются в основном личностными мотивами. Причем, желая показать свою умелость, школьники часто бывают, торопливы, поспешность ведет к появлению ошибок, на преодоление которых приходится затрачивать много времени. Это тормозит выполнение задания и снижает его качество, а также вызывает раздражение учеников и их недовольство. В итоге, у них снижается мотивация деятельности. В том случае, когда ученики выполняют общественно значимые задания, осознание серьезности работы заставляет их действовать не торопясь, аккуратно. Относясь со вниманием к каждой производимой операции, они пользуются более эффективными средствами и приемами, что позволяет достигнуть лучших результатов.

О короткой мотивации деятельности умственно отсталых школьников свидетельствует их отношение к возникающим трудностям и к полученным результатам. Обычно, сталкиваясь с трудностями, ученики отходят от конечной цели и, добившись определенного результата, не соотносят его с условиями всей задачи, обнаруживая отсутствие критичности. Личная заинтересованность школьников в получении правильных результатов способствует появлению у них потребности в ответственном отношении к своим действиям, побуждает выполнять их продуманно, учитывая требования, предъявляемые к конечному результату.

Незрелость мотивационной сферы умственно отсталых школьников обнаруживается и в том, что мотивы усваиваются ими формально, не становясь для них собственными мотивами и стремлениями.

Одно из важных направлений коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками предполагает формирование у них разнообразных, устойчивых побудительных мотивов учения и мотивов морального порядка; создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам, коллективу товарищей, родителей.

Факторы, влияющие на формирование положительной мотивации

  1. Содержание учебного материала.

  1. Организация учебной деятельности.

  1. Стиль педагогической деятельности.

  1. Коллективные, групповые, индивидуальные формы учебной деятельности.

  1. Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

6. Создание ситуации успеха.

Причинами низкой мотивации учения являются:

  1. Знание не является личностно значимым.

  1. Отсутствие ситуации успеха.

  1. Нет возможности для самореализации ученика в учении.

  1. Учебные задания за пределами зоны ближайшего развития.

  1. Невысокий уровень притязаний.

Всё это приводит к неудовлетворительным оценкам, пропускам учебных занятий, нарушение дисциплины на уроках.

Поэтому необходимо в процессе обучения создавать такие условия, чтобы каждый ученик показал себя с лучшей стороны, чтобы знал, что его деятельность была нужна ему самому и окружающим людям.

Важным является подход личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской, которая говорит, что реализация личностно-ориентированного обучения предполагает создание особых психолого-педагогических условий для развития каждого человека.

Мотивационный цикл

1-й этап: возникновение мотивации

2-й этап: подкрепление и усиление, возникшей мотивации

3-й этап: мотивация завершения

Формирование мотивации у учащихся - длительный процесс. Ученика, не желающего что-то делать, научить невозможно, поэтому главная роль учителя направить ученика в нужном направлении. Любой вид деятельности должен иметь мотивационный цикл, который позволяет учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Абрамова Галина Михайловна

Дата: 15.05.2018

Номер свидетельства: 469619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Мастер-класс « Использование 7 модулей Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан в практику преподавания и обучения» "
    ["seo_title"] => string(172) "mastier-klass-ispol-zovaniie-7-moduliei-proghrammy-povyshieniia-kvalifikatsii-piedaghoghichieskikh-rabotnikov-riespubliki-kazakhstan-v-praktiku-priepodavaniia-i-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101621"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402424041"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства