kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа "Толерантность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлена история развития понятия толерантности. Работа закомит с понятиями интолерантность и её видами. А также представлены ряд упражнений, направленых на развитие толерантности в группе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Толерантность"»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











Классный час на тему:

«Толерантность»




















Подготовила

классный руководитель

19 ППВ группы

Подорожная О.В.






2016





Цель:

познакомить с историей возникновения термина «толерантность» и дать представление о толерантности как проявлении гражданской позиции.

Задачи:

1) воспитание межнациональной толерантности у обучающихся.

2) определить понятия «толерантность» и «интолерантность».

3) обсудить проявления толерантности и интолерантности в обществе.

4) определить основные принципы и критерии толерантности.

Оснащение:

Магнитная доска, ватман, маркеры.


Ход мероприятия:

1) Введение.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. «Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства»

Начинать формирование качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.


2) Толерантность и терпимость.

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть.



3) Из истории понятия.

Сообщение обучающейся 19 ППВ группы-Витковской Лиды.


Исторически представление о толерантности появилось, в Малой Азии, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое представление о таком допуске – толерантности. Ловкие правители даже научились обращать этот «допуск» в свою пользу и стали нарочно «портить монету», а разницу класть себе в карман. В Греции технический допуск в кораблестроении, стали называть толерантностью. В медицине под толерантностью понимают способность организма воспринимать лекарственные вещества. В Новое время из медицины это значение было перенесено в химию и химическое производство, тоже происходит и в других научных дисциплинах. Особое место толерантность занимает в социально-политической сфере. В период Римской империи словом «толерантность» обозначалось веротерпимость и терпимость к чужому мнению, вообще к кому – либо.

Толерантность вновь проявилась во времена Возрождения. Она понималась уже не только как терпимость к чужой вере, к чужим обычаям в частности, но и как уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого, к чужим обычаям.

Великие географические открытия и вовлечение всех континетов в мировую торговлю в новое время сообщили импульс к универсализации понятия толерантности. В общественной мысли Западной и Центральной Европы понятие веротерпимости соединилось с понятием МИРОЛЮБИЕ. Постепенно это понятие входит во все европейские языки. Долгое время слово толерантность существовало как эквивалент существовавшему понятию «терпимость».


4) История развития понятия в России.

Сообщение обучающейся 19 ППВ группы-Аввакумовой Софии.


Латинско-русский словарь соотносит слово tolerantia c глаголом tollo – “поднимаю» и в качестве основного значения указывает «выносливость», «терпение», т. е. чисто физические характеристики воина, преодолевающего препятствия. Отсюда понятно значение, отмеченное у слова в средневековой латыни – терпимость, элемент стойкости, благодаря которой человек упорствует в исполнении замысла.

Уже словарь Императорской академии 1794 года определил значение слова «терпимость» как «снисхождение к иноверцам не запрещать отправлять им по своему обряду богослужение. Терпимость разных вер». До этого tolerantia переводилось на русский язык как «терпеливость». В словаре В. Даля терпимость получает более широкое значение: «терпимость разных вер, разных исповеданий, личных убеждений…Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению».

С 30 – х годов «толерантность» изымается из советского политического лексикона и остаётся только достоянием только словарей иностранных слов. «Большая советская энциклопедия» первые два издания делает вид, что такого понятия вообще не существует.

Так слово «толерантность» стало политическим изгоем, притом подозрительным иностранцем. Даже слово «терпимость» было переведено в разряд «книжных», то есть изгнано со страниц газет и журналов и отправлено, так сказать, в политическую ссылку.

В годы хрущёвской оттепели Институт русского языка АН СССР выпустил многотомный «Словарь русского литературного языка». Здесь уже слово «толерантность» было разжаловано из категории «книжных» в категорию «устаревших». «Словарь русского языка в четырёх томах», составленный тем же Институтом русского языка АН СССР и опубликованный в 1988 году, вообще исключил «толерантность» из русского языка, а содержание слова «терпимость» передал как «способность мириться с кем – либо, чем – либо, относиться снисходительно к кому –либо, чему – либо».

Но вот пришли восьмидесятые и девяностые годы. Стали возвращаться из политического небытия слова, понятия, картины, книги, фильмы, спектакли, а за ними и люди, стала возрождаться и историческая память. «Перестройка» и «новое политическое мышление» несли в себе уже заряд политической толерантности. Более того, её содержание расширилось, стало предметом изучения не только языковедов, врачей, специалистов из технических наук, но и физиологов, правоведов, социологов, экономистов, историков, философов.



5) Понятие «интолерантность».

Интересно, что существует и другой термин – интолерантность, который является полной противоположностью толерантности. Это слово применимо как раз к тем людям, которые всеми силами пытаются нарушить основные принципы и правила терпимости. Исходя из определения толерантности, идентифицирует интолерантность как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп.

5.1. Сущность понятия «толерантность» и « культура межнационального общения».

Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов социальной группы к представителям иных национальных культурных групп.

«Социокультурная толерантность» - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Межнациональная толерантность – терпимость к людям другой национальности, и их образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям.

Гармоничное сочетание в содержании образования общечеловеческих и национальных ценностей определяет множественность образцов и примеров деятельности, поведения, манер, межличностных отношений воспитывающей среды, обеспечивая формирование культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения — готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях, зависящая от общего уровня развития личности. Понятие «толерантность» является первой ступенью развития культуры межнационального общения и в данном случае тождественно понятию «терпимость».

Современная социокультурная ситуация характеризуется все более интенсивным процессом взаимодействия стран, народов, этносов, культур.



5.2 Проявления нетерпимости:

• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

• игнорирование (отказ в беседе, в признании);

• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

• этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

• поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

• преследования, запугивания, угрозы;

• дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

• расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

• ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");

• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

• империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

• осквернение религиозных или культурных символов;

• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

• изгнание (официальное или насильственное);

• сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

• репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).



6) Основные принципы толерантности

1 Толерантность позволяет человеку жить в согласии с его личным мировоззрением. Этот принцип является главным в формировании нравственных и моральных устоев общества..

2 Терпимость означает расширение свободы. Человек обладает правом на свободу слова, мысли, взглядов и т.п. Свобода ни в коем случае не означает вседозволенность, наоборот, она призывает к соблюдению законов..

3 Толерантность напрямую связана с моралью. В этом отношении терпимость предполагает принятие человека таким, как он есть, вместе с его ценностями и суждениями. Мораль также порицает унижение человека или желание подавить его волю..

4 Толерантность подразумевает еще и то, что общество должно заботиться о том, чтобы каждый его член имел возможность для личного роста, социального и экономического развития.

7) Критерии толерантности:

• равноправие граждан независимо от их пола, расы, национальности, религии и т.д.;

• взаимоуважение и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, малообеспеченным и др.);

• равные возможности для участия в политической жизни всех граждан;

• сохранение и развитие культурной самобытности языков национальных меньшинств;

• охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

• возможность следовать своим традициям для всех культур общества;

• свобода вероисповедания без ущемления возможностей других членов общества;

• сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

• позитивная лексика в общении.

8) Совместная работа (упражнения на развитие толерантности среди подростков)

8.1 Игровая экспресс-диагностика «Проявляешь ли ты толерантность?»

 

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

1. Для того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

3. Ты противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

4. Один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними со­лидарность.

6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь ино­странцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни по­требности делиться мечтами.

б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.

 

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую то­лерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответст­венным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слиш­ком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любозна­тельность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Да­вай, приложи еще немного усилий.


8.2 Упражнения-миниатюры для развития толерантности.


Упражнение «Ручки»

объединиться по парам (объединение задает учитель)

удерживаю ручки только указательными пальцами выполнять указания учителя:

сесть, встать, присесть на одной ноге и т.д.

на следующем этапе это же упражнение выполняется в тройках, четверках и т.д.


Упражнение «Картина»

Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого. Время: 2-3 мин.

1. Ученики делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.

2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово заканчивается нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться «художникам». Упражнение можно провести, разделив класс на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Которая по одному слову «записывается» на спинах игроков.

Упражнение «Как я понимаю, что такое толерантность и ин толерантность».

Задание: в течение трех минут обсудить примеры, встречающиеся в жизни, проявления людьми нетерпимости (интолерантности) и изобразить на ватмане.

Материалы: ватманы, маркеры

По истечении 10 минут организуется презентация результатов работы обучающихся.



Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.

Теоретический блок оформлен в виде презентации и выводится на экран (презентация прилагается).

Глоссарий

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.

Дискриминация (лат. discriminatio «различение») — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку. В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека. Например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий и тд..

Фобия (от греч. phóbos – страх, боязнь), часть сложных слов, выражающая боязнь чего-либо, страх перед чем-либо, например гидрофобия, клаустрофобия.

Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно), в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка классного часа "Толерантность"

Автор: Подорожная Олеся Владимировна

Дата: 09.06.2017

Номер свидетельства: 421236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Методическая разработка классного часа:"Толерантные отношения между поколениями""
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaiarazrabotkaklassnoghochasatolierantnyieotnoshieniiamiezhdupokolieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "299986"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456649895"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка классного часа "Толерантность- это мир и дружба" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-klassnogho-chasa-tolierantnost-eto-mir-i-druzhba-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "221406"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435252054"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Методическая разработка классного часа "Толерантность - путь к миру" "
    ["seo_title"] => string(69) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-tolierantnost-put-k-miru"
    ["file_id"] => string(6) "133838"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416588481"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Методическая разработка классного часа «Познай себя» "
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-poznai-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "113914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411133984"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Методическая разработка классного часа "Эхо Чернобыля""
    ["seo_title"] => string(58) "metodicheskaia_razrabotka_klassnogo_chasa_ekho_chernobylia"
    ["file_id"] => string(6) "486221"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1542528053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства