Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»
Тема выступления: «Дополнительное образование как пространство успешной социализации детей. Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.»
Дополнительное образование – необходимый компонент современного образования, важное и необходимое звено в развитии и социализации многогранной личности. Оно предназначено для свободного выбора детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект.
В современном мире, в условиях постоянного информационного прогресса, детям все сложнее получить навыки, необходимые для жизни. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, которые должны облегчать и упрощать повседневное общение (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т. д.). Однако, все больше и детей и молодежи заменяют реальные диалоги, игры и занятия и даже друзей на виртуальные, проводя все свободное время в интернете. Процесс социализации в таких условиях становится все труднее. Согласно мнению современных российских ученых, «социализация
предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».
Мы будем рассматривать социализацию, как процесс, посредством которого ребенок усваивает основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, социальных норм и ценностей, благодаря которым человек становится субъектом общественной жизни. Социализация – это процесс формирования социального «Я». Именно по уровню социализации молодежи во многом можно судить о степени решенности ее социальных проблем в современном российском обществе. В социологической и педагогической литературе, среди практиков страны идет острая дискуссия об основе социализации детей и молодежи. Одни исследователи и практики видят ее в воспитании гражданственности, начиная с дошкольного возраста, другие полагают, что ядром является здоровый образ жизни, уважение к личности, высокая социальная активность и ответственность. И в этом процессе, безусловно, большое участие принимают дополнительные образовательные учреждения. Каким же образом учреждения дополнительного образования помогают ребенку сформировать свое социальное мировоззрение и понять так называемые «правила игры» в обществе? На этот вопрос мы попытаемся ответить в своем выступлении. В отличие от основного школьного образования с определенными предметами и программой, в учреждениях дополнительного образовании, ребенок может выбирать себе занятия, как говориться, по душе, что способствует его дальнейшей открытости педагогу и группе детей, в которой он будет находиться. Это очень важная составляющая, способствующая лучшему вхождению в коллектив. Когда ребенок чувствует себя комфортно и занимается тем, что ему нравится, он с удовольствием принимает правила, нормы, ценности и модели поведения общества, в котором он находиться. Безусловно, речь здесь идет не только об усвоении того, чему учат педагоги, но и правила поведения, общения с людьми, вхождения в коллектив, определенней роли в этом коллективе, в общем, составляющих процесса социализации. Рассмотрим аспекты социализации в учреждениях дополнительного образования подробнее. Входя в любой новый для себя коллектив, ребенок выбирает для себя определенную роль. На занятиях в кружках это просматривается довольно очевидно, можно сразу понять, какую позицию рассматривает для себя ребенок, заходя в кабинет. Возьмем, к примеру, занятия по хореографии. Спокойные дети, привыкшие в жизни быть наблюдателями, как правило, сразу становятся в последнюю линию или просто наблюдают за происходящим. Явных лидеров также, заметно сразу, по приходу на занятия, они собирают вокруг себя основную массу детей, привлекая к себе внимание и на протяжения занятия, стоя в центре и стараясь не отставать от педагога. Есть и такие, кто тянется к лидерам, постоянно находясь в центре событий, подражая лидеру и стремясь быть заметным. Что интересно, в течении некоторого времени, ребенок может проявиться совсем с другой стороны, раскрыть в себе творческие способности и применить на себя другую социальную роль. Это также является одним из составляющих социализации на занятиях в учреждении дополнительного образования. Посредством творчества, ребенок, который в жизни привык быть «на вторых ролях», с помощью дополнительных занятий, может раскрыться совсем с другой стороны, дополняя при этом свое социальное «Я». Далее хотелось бы рассмотреть, каким образом учреждения дополнительного образования могут служить для детей средством усвоения основных элементов культуры. Ведь именно на основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, социальных норм и ценностей, благодаря которым человек становится субъектом общественной жизни. Здесь наш Дом творчества определенно играют большую роль, знакомя ребенка с культурой, духовными ценностями, миром искусства и красоты, посредством музыки, художественных образов, различных танцевальных жанров и т.д. В процессе изучения социализации в вышеизложенном материале, мы можем рассматривать само учреждение дополнительного образования детей как систему социально-педагогической поддержки личности ребенка. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в условиях постоянного информационного прогресса занятия в учреждениях дополнительного образования помогают детям уверенно входить в коллектив, знакомят его с правилами поведения, развивают коммуникативные навыки помогают выбрать для себя ту или иную социальную роль, знакомят его с культурой и искусством, что безусловно способствуют его успешной социализации в обществе.
Необходимо добавить, что создание ситуаций успеха на занятиях в нашем Доме детского творчества безусловно повышают уровень социализации детей.
Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, обучающегося. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого).
Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности педагога состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает воспитанника снять огорчение с окружающих. Неуспех порождает стремление к успеху.
Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.
Всякий ли успех можно считать успехом?
Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.
Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Ситуация – это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Ситуация – это то, что человек способен организовать; переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.
С педагогической точки зрения ситуация успеха –это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Радость успеха ребенка младшего школьного возраста отличается от радости подростка. Младший школьник не сколько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает и переживает, но не может докопаться до его источника, не всегда адекватно оценивает. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
По мнению И. Ф. Харламова, доктора педагогических наук, сформировать у обучающихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между педагогами и обучающимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.
ПРЕДЛАГАЮ БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА
Условия создания ситуации успеха
1.Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта.
Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
2.Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
Эта операция поддерживается другим воздействием – 3.«скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов ребенка.
Дружеское положительное подкрепление – 4.авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного) артистичного, , непременно получится…»
Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.
5.«Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя воспитанника.
6.Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
Завершает систему педагогических операций 7.оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».
Приемы создания ситуаций успеха
1.Эмоциональные поглаживания
Педагог на занятии делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».
Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил педагогу: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.
Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи
+ корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика
благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей
2.Прием «Даю шанс»
Речь идет о заранее подготовленной педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.
3.Прием «следуй за нами»
Для неуспевающего обучающегося педагог находит «интеллектуального», «техничного» спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.
Наиболее эффективный путь — привлечь к спонсорству старшего воспитанника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального, творческого «Я». В то же время слабому младшему воспитаннику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед кружковцами, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.
4.Прием «эмоциональный всплеск», или «ты так высоко взлетел!»
Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в добром слове педагога, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику!
Формируем веру в себя, веру в успех.
5.Прием «Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.
Формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть так: сбывшаяся (или неожиданная) радость воспитанника + поддержка педагога + «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка педагогом «зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов = общей радости.
6.Прием «Эврика»
Секрет приема прост: заключается «в стремлении педагога разбудить мысль воспитаников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш. А.).
Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя задание педагога неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.
Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
«Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В. А.).
7.Прием «умышленная ошибка»
Итак, педагог может умышленно допускать ошибки, использовать это как педагогический прием развития способностей обучающихся.
Весь кружок включается в поиск. Но это не главное, главное — дальше ребята будут слушать утверждение педагога еще внимательнее, стараясь не пропустить очередную «ошибку». Мы ведь привыкли, что только педагог может указывать детям на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ребенку, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого педагога!
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном обучающимся материале.
Действия педагога, обеспечивающие ситуацию успеха:
- Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
- Проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам.
- Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
- Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»
-Оценивайте действия воспитанника с акцентом на детали.
-Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.
-Не высказывайте недовольство воспитаннику при всем классе, не применяйте угрозы.
-Помните, что вы, как педагог, формируете личность обучающегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.
Заповеди педагогического общения.
Ф. Гинзбург (кандидат педагогических наук)
Чтоб в воспитании избежать недоразумений – стремись к целенаправленности отношений.
Манерам подражая проповедника, ты ориентируй речь на собеседника.
Ты за внимание борись, не строй общение «сверху- вниз»
Стремись изучать детей настроение, их мимику, жесты, глаз выражение.
Какие они вчера и сегодня, какие с утра и какие в полдень, что говорят они смехом, слезами…Учись себя видеть детей глазами!
Умейте слушать вдумчиво, внимательно и завоюете ребенка окончательно!
По пустякам не возникать! Конфликты нейтрализовать! Порой идите на мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!
Любите детей, будьте вежливы с ними, они в любом возрасте очень ранимы…
Полнее используйте роль одобрения и избегайте шаблонов в общении!
Голая критика будет вредна, если добра не содержит она.
Фамилия редко бывает нужна, запоминайте детей имена!
За собственной речью должны вы следить: не ложит, не звонит, а кладет и звонит!
Вы должны оптимизмом лучиться, пусть даже с риском потом ошибиться.
Чтоб уважения детей добиться, слово и дело должны сходиться.
Не бойтесь вежливыми быть, спасибо детям говорить!
Уважайте чужое мнение, понимайте детей настроение.
Ставьте себя на место детей и сможете их понять поскорей!
Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы.
Старайтесь все о детях знать, контакты личные искать, но в душу им не залезать, коль не хотят туда впускать! Душа не место для прогулок, другой ищите переулок.
Признать ошибку потрудитесь, перед ребенком извинитесь, от этого авторитет Ваш вовсе не сойдет на «нет»…
Любимчиков не заводите, за прегрешения не мстите.
Наедине все выясняйте и перед всеми не ругайте. Не унижайте их при всех, ведь убивает даже смех!
Пусть не всегда Вы в этом правы, но повторяйте вновь и вновь: «Любой из вас имеет право на уважение и любовь!!!»