Культура здорового образа жизни в современной школе
Культура здорового образа жизни в современной школе
Образовательное пространство, которое является важнейшим ресурсом формирования культуры здорового образа жизни и духовной безопасности личности. В наше время всем становится очевидным, что здоровая нация – это основа для успешного развития любого общества, в том числе и России. Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем.
Кроме того, все мы понимаем, что для воспитания здорового подрастающего поколения необходимы объединенные усилия власти, структур гражданского общества, ответственного бизнеса, учреждений культуры и спорта, а так же средств массовой информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура здорового образа жизни в современной школе»
КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РОССИЙСКАЯ ШКОЛА
Образовательное пространство, которое является важнейшим ресурсом формирования культуры здорового образа жизни и духовной безопасности личности. В наше время всем становится очевидным, что здоровая нация – это основа для успешного развития любого общества, в том числе и России. Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем.
Кроме того, все мы понимаем, что для воспитания здорового подрастающего поколения необходимы объединенные усилия власти, структур гражданского общества, ответственного бизнеса, учреждений культуры и спорта, а так же средств массовой информации.
Экспертами ОНН был разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения, в который входят такие важные показатели, как:
- ожидаемая продолжительность жизни, оценивающая долголетие, то есть фактор здоровья;
- уровень грамотности населения страны, определяющийся сочетанием двух показателей – грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);
- уровень жизни населения, оценивающийся величиной реального ВВП на душу населения (в области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения) и др.
При анализе составляющих индекса развития человеческого потенциала четко прослеживается корреляция между образованностью граждан и их представлениями о здоровье и о здоровом образе жизни.
Сегодня, и все мы это отчетливо осознаем, что безопасность страны, благополучие ее население находятся в тесной причинно-следственной связи с состоянием здоровья ее подрастающего поколения, здоровья детей, подростков и молодежи. В этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшую тревогу и опасения.
В договорах между общеобразовательными организациями и родителями школа обязуется создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития личности обучающегося, всестороннего развития его способностей, гарантирует защиту прав и свобод личности обучающихся; несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса.
Анализ происходящих в школьной среде процессов, где учащиеся проводят значительную часть своего времени, требует серьезных исследований и рекомендаций.
Общеизвестно, что от 6 до 17 лет – время интенсивного роста и развития ребенка (физического, нравственного, интеллектуального) он проводит в школе. Это составляет около 70% бодрствования детей и подростков. Поскольку дети проводят в школе большую часть дня, то сохранение и укрепление их физического и психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов, воспитателей, администрации и всего персонала школы.
Здоровьесбережение, как все мы хорошо осознаем, должно стать одним из важнейших атрибутов образовательного процесса в школе, что подтверждено базовым законом, закрепляющим права российских детей, - "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" , который определяет права детей на жизнь, охрану здоровья, развитие и образование, а так же Конституцией Российской Федерации (статья 38, ч. 1).
К сожалению, продвижению ценностей здоровья в массовой общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. Многие школы не обладают соответствующей инфраструктурой здоровья, не используют в своей работе здоровьесберегающих технологий, нацеленных на охрану здоровья детей, позволяющих предупреждать преждевременное наступление переутомления, поддерживать и восстанавливать работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения. Изучение опыта работы школ и проведенные многочисленные исследования показывают, что школьная образовательная среда большинства образовательных организаций пока не служит основой для формирования здоровья детей и подростков, не закладывает фундамента здорового образа жизни. Следствием этого, наряду с ухудшением экологической ситуации, является рост числа заболеваемости среди школьников (проблемы, связанные со зрением, нарушением осанки, психики учащихся, заболеванием дыхательных путей и т.д.). Именно в школьный период происходит приобщение детей к вредным привычкам, употреблению психоактивных веществ (ПАВ), складывается безответственное отношение к своему здоровью. А ведь в это время происходит формирование здоровья человека на всю последующую жизнь.
Исследования Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», которые проводились на протяжении последних лет, по противодействию наркотизации школьников, показали: многие работники школ признаются, что они не представляют себе и не умеют вести профилактическую работу по противодействию употребления психоактивных веществ на современном уровне, не владеют современными методиками и технологиями (хотя существуют соответствующие программы, новые методики и технологии). В большинстве школ отсутствует системная работа в области здоровьесбережения, причем как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В реальной жизни мы часто встречаемся с тем, что молодые люди, учащиеся школ, колледжей не принимают и не стремятся к реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни. Сегодня распространенность употребления психоактивных веществ (ПАВ), среди школьников превратилась в колоссальную проблему российского общества: по данным исследований наркологов, 10-15% московских школьников имели опыт употребления наркотиков . Растет число подростковых абортов, согласно статистике каждый четвертый ребенок в Москве умирает от несчастного случая, травматизма и отравления.
Большую тревогу вызывает то, что сама школьная среда порождает факторы риска нарушения здоровья детей и подростков.
Во-первых, в школе пока превалирует знаниевая парадигма образования, происходит перегрузка учащихся, или интенсификация учебного процесса, много сил детей уходят на подготовку к ГИА и ЕГЭ.
Во-вторых, нередко встречаются случаи стрессовой педагогической практики, что ведет к нервно-психическим нарушениям, срывам у детей и подростков.
В-третьих, не соблюдаются элементарные физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса .
В-четвертых, в ходе оптимизации общеобразовательных учреждений начала разрушаться школьная психолого-педагогическая служба.
В ряде школ отсутствует систематическая работа с родителями (многие из них не могут служить образцом для подражания, имея различные вредные привычки). Воспитательный потенциал семьи падает, многочисленные исследования показывают, что растет жестокость в отношениях между супругами, родителями и детьми.
Участились случаи проявления буллинга в общеобразовательных организациях. Непрофессиональные действия педагогов, насилие в семье, рост семейного неблагополучия и др. становятся причинами школьного буллинга. К признакам буллинга относятся, во-первых, физическое и психологическое насилие одних детей над другими; во-вторых, имеет место неравенство сил агрессора и жертвы; в-третьих, регулярность насилия (нападения). К их числу относятся – драки, оскорбления, травля и т.д. В информационную эпоху подобные «деяния» записываются на цифровые носители и выкладываются в Интернете, что оказывает на жертву крайне негативное воздействие и ведет к серьезным депрессиям.
По данным исследований Федерального государственного научного учреждения «Центр социологических исследований» в 2010 г. среди молодежи в возрасте от 11 до 24 лет насчитывалось 6,5 млн. чел. (27% указанной группы) сообщивших, что в возрасте от 5 до 14 лет в отношении них было совершено насилие.
В 2011 г. данный показатель составил на полмиллиона больше – 7 млн. чел. (29,7%). При этом 19,7%, т.е. пятая часть, приходится на насилия, совершаемые в школе. Если говорить о гендерном распределении, то о насилии в школе сообщили 30,2% юношей и 29,3% девушек .
Проблема школьного буллинга чаще всего вырастает из семьи. Сотрудники Центра социализации проводили опросы среди родителей московских школ. Был поставлен вопрос о том, какие качества должна формировать у ученика начальная школа. Анализ полученных результатов показал, что родители желают, чтобы школа развивала у ребенка, прежде всего, уверенность в себе (75% родителей поставили это качество на 1 место), что касается таких качеств как толерантность, чувство справедливости, равноправия в отношениях – эти качества оказались лишь на 11 месте шкалы приоритетов. Говоря иначе, для опрошенных нами родителей идеален тот ребенок, который любой ценой пробивает себе дорогу к успеху . Подобная позиция родителей дает ребенку, который является еще не зрелой личностью, карт-бланш действовать в детском коллективе достаточно напористо, а возможно и проявлять агрессию в отношении более слабых сверстников.
Очевидно, целесообразно как педагогам, так и руководителям школ проявлять повышенную бдительность по отношению к случаям буллинга, не оставлять эти ситуации не замеченными. Факты свидетельствуют о том, что весьма часто руководство, опасаясь навредить авторитету образовательного учреждения, замалчивает информацию о буллинге или просто ее игнорирует. Это толкает буллеров на поиски новых жертв и совершение новых правонарушений в стенах школы.
Буллинг в школе сегодня приобретает угрожающий размах. Трагические события, связанные с расстрелами в московской школе (февраль 2014 год), показали, что даже школа не гарантирует безопасности личности. Следствием буллинга часто становятся детские и подростковые суициды. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов озвучил следующую печальную статистику: более полутора тысяч несовершеннолетних в России ежегодно кончают жизнь самоубийством, в связи, с чем страна занимает первое место среди Европейских стран по уровню смертности среди подростков 15-19 лет. По словам омбудсмена, на 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота самоубийств 10-14-летних детей колеблется в пределах от 3 до 4 случаев на 100 тысяч, а среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев, превышая средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза. "Причинами суицидов в большинстве случаев становятся конфликты со сверстниками и друзьями, неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации, бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями, боязнь ЕГЭ и низкий уровень сдачи ЕГЭ", - отметил Астахов .
Все это противоречит продвижению в обществе таких важнейших базовых ценностей, как право на здоровье и безопасность всех субъектов образовательного процесса, право на духовное и нравственное здоровье личности.
О том, что школа и учителя должны играть решающую роль в поддержании психического здоровья детей и их личностного развития писали еще сто лет назад психологи Зигмуд Фрейд, Альфред Адлер и Уильям Стекел. В 1910 г. они провели в Вене первый в Европе конгресс, посвященный психическому здоровью школьников, на тему: «О суициде, в частности, о суициде среди учащихся средней школы».
Проблема психологического здоровья личности сегодня приобретает исключительно важное значение. Только психологически здоровая личность способна адекватно оценивать свои поступки и суждения, уметь взаимодействовать с другими, адаптироваться к новым требованиям современной эпохи, проявлять свою креативность и конкурентоспособность в новых условиях. В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие составляющие: личная целостность индивидуума; позитивная самооценка и умение демонстрировать самоуважение; позитивность основного эмоционального настроения (наличие душевного равновесия, т.е. способность в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего спокойствия); жизненный оптимизм; высокий уровень рефлексии, а также способность интегрировать и обобщать опыт, полученный в процессе жизнедеятельности; умения и навыки внутренней и внешней саморегуляции; самостоятельность суждений и поступков; адекватное выполнение основных возрастных, семейных, социальных и культурных ролей; способность к целеполаганию, структурированию жизни и управлению временем жизнедеятельности .
Психологическое здоровье принято определять, как фундаментальную способность человека адекватно усваивать, перерабатывать новую информацию, позволяющую гибко, мобильно выстраивать конструктивные жизненные сценарии и реализовывать их в самых разных обстоятельствах, сохраняя самообладание. Психологически здоровая личность может вырасти только в безопасной образовательной среде. Задачей школы, родителей и педагогов является воспитание психологически здоровой личности, способной успешно социализироваться и адаптироваться к условиям роста неопределенности и тревожности быстро меняющейся среды. Сохранение физического и психологического здоровья школьников должно стать важнейшей задачей общества и государства.
Сегодня, согласно Стратегии развития воспитания на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. №996-р) приоритетом государственной политики в области воспитания является «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, ориентированной на труд личности», перед российской школой поставлена задача «формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью…», продвижения в обществе лучших образовательных здоровьесберегающих практик, «мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятием физкультурой и спортом, развития культуры здорового питания».