4. развивать умение слушать и слышать собеседника, работать в группе.
Планируемые результаты:
личностные:
– коррекция нравственных качеств учащихся;
- умение работать в группе;
– сплочение классного коллектива;
метапредметные:
– оптимизация межличностного общения учащихся;
- развитие критического творческого мышления;
– умение слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию;
- умение систематизировать информацию.
Участники: учащиеся 5 класса
Оборудование: раздаточный материал (таблица со словами), ромашка Блума (на доске)
Ход классного часа
I. Стадия вызова
Слово учителя
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Добрый день, ребята! Сегодняшний классный час я хотела бы начать с притчи. Притча – это краткий рассказ поучительного характера.
«Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и
угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на
выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
Беседа
1. Ребята, как вы поняли притчу?
2. Чему она нас учит?
3. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Слово учителя
Да, сегодня мы поговорим о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы.
Дружба — неотъемлемая часть нашей жизни. Не зря народ сложил такое огромное количество пословиц о дружбе.
Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?
Ответы детей
Слово учителя
Ребята, а с какими словами-понятиями у вас ассоциируется слово «дружба»? Давайте заполним кластер (на доске)
Заполнение кластера
Слово учителя
У нас осталось много незаполненных фигур кластера. В конце классного часа мы должны вернуться к кластеру и постараться заполнить его.
II. Стадия осмысления
Слово учителя
Без дружбы трудно прожить на свете. Я знаю, что у вас у всех есть друзья. Расскажите, пожалуйста, о них.
Рассказы детей
Слово учителя
Я уверена вы любите читать сказки. Ответьте, кто с кем дружит.
1. Забавный Вини Пух и …(Пятачок).
2. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
3. Добрый малыш и…(Карлсон).
4. Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро)
5. Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка).
6. Добрый доктор Айболит и … (звери)
Ребята, я попросила вас прочитать дома рассказ современной писательницы Елены Чепилки «Друзья» (См. приложение). Ответьте, пожалуйста, на вопросы (прием Ромашка Блума)
Желающие учащиеся идут к доске, берут лепесток, читают вопрос и отвечают.
Простой вопрос: Как давно дружат Женя и Саша?
Оценочный вопрос: Можно ли Сашу и Женю назвать настоящими друзьями?
Уточняющий вопрос: Если я правильно поняла, ты думаешь, что этот рассказ о дружбе?
Практический вопрос: Как бы поступил ты, если бы сломал велосипед друга?
Интерпретационный вопрос: Почему Саша сказал, что это он сломал велосипед?
Творческий вопрос: Как ты думаешь, как будут дальше развиваться отношения Жени и Саши?
Слово учителя
Спасибо за ответы.
Давайте еще раз скажем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.
Ответы детей
Слово учителя
Давайте сейчас попробуем сформулировать правила поведения с друзьями.
Учащиеся предлагают правила
Возможный вариант
- уважай друга,
- не оставляй друга в беде,
- будь требовательным в дружбе,
- умей прощать другу,
- будь бескорыстен в дружбе,
- не смейся над недостатками и неудачами друга.
Слово учителя
А какие качества человека вредят дружбе? Что разрушает дружбу?
Давайте попробуем разобраться в этом. Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа получит карточку с таблицей. Таблицу нужно заполнить, распределив правильно слова на карточках.
Вот и подходит к концу наш классный час. Давайте вернемся к началу нашего занятия и постараемся заполнить кластер до конца.
Итак, сегодня мы с вами поговорили о дружбе. Предлагаю вам составить акрослово по нашей теме.
Составление акрослова
Возможный вариант
Д- добро
Р- радость
У- уважение
Ж- жизнь
Б- благородство
А- активность
Желающие читают свои ответы
Слово учителя
Молодцы! Наш классный час я бы хотела закончить такими слова:
Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар!
Всем спасибо за работу!
Приложение
Друзья
Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. Ведь дружат не только они, но их папы и мамы. Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. Они очень любят друг друга. Поэтому всё у них ладится. Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как ни друг поймёт и утешит. Это большое счастье иметь настоящих друзей.
Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком. Первым об этом, конечно же, узнал Женя. Он был очень рад за друга, так как такого велосипеда у него ещё не было. Ведь в семье у Жени растёт ещё много маленьких братиков и сестрёнок. А Саша у своих родителей единственный.
– Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – Хочешь, дам тебе покататься? Вот, держи. Будем ездить по очереди. Давай вокруг нашего дома. Ты первый, а я пока на лавочке посижу.
Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.
– Здорово! Даже сердце замирает от радости.
– Ох, попробовать бы побыстрее. Вот это да! Вот это велосипед!
И вдруг – бабах!
Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. Врезался в посаженное посредине дерево и упал. С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь. Ныло и щипало плечо, опухал разбитый нос. Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём. Да и ещё и красивый блестящий щиток лопнул и тоскливо свисал над колесом. У Жени от ужаса замерло сердце. Что же теперь делать? Как быть?
А к клумбе уже спешил встревоженный долгим отсутствием друга Саша.
– Саша, я не специально. Ты меня прости, пожалуйста! Я что-нибудь придумаю, ты только не переживай. Ладно?!
Но глаза Саши наполнились слезами. О, если бы он знал, что так случится. Ведь он даже ещё не успел накататься на своём велосипеде.
Тут, откуда ни возьмись, к мальчикам подбежал их сосед Стёпа. Его давно уже злила их дружба. Или, может быть, завидовал мальчишка, так как не имел своих друзей.
– Вот это да. – Стёпа удивлённо присвистнул. – Говорил я тебе Саша, зря ты с Женей дружишь. Он же это специально сделал. Ведь у него такого велосипеда нет. Что ты теперь своим родителям скажешь?
Женя, чуть не плача, возмутился:
– Неправда. Я не мог специально. Не верь ему, Саша.
Жене из-за всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и пошёл к дому. А рядом с ним, громко крича, шёл Стёпа:
– Да, я сам в окно видел, как он разогнался и в клумбу заехал. Вот тебе и дружок.
Женю душили слёзы обиды и бессилия. Когда он вернулся домой, мама была на кухне. Мальчик потихонечку шмыгнул в свою маленькую комнату. Жене сейчас так хотелось побыть одному, обо всём подумать, помолиться... Он попросил у Господа помощи. Как бы хотелось Жене, чтобы Саша ему поверил и простил, чтобы всё было, как и прежде. Да, такого между друзьями ещё не бывало.
Всю ночь Женя плохо спал. Он часто встревоженно просыпался. Только под утро Женя крепко заснул, и тут его разбудил будильник: пора в школу. Вчерашние события врезались в память, как острый нож. Как же быть?
Женя заглянул в комнату папы. Отец читает. Лицо спокойное и доброе. Папе можно верить.
Женя шагнул к нему, еле сдерживая слёзы.
– Папа, помоги, у меня беда.
Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.
– Сегодня я работаю. Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе. Деньги, сынок, я даю тебе взаймы. Летом в трудовом лагере заработаешь и отдашь. Согласен?
– Согласен, папочка! Спасибо тебе!
– Собирайся быстрее, чтоб тебе успеть в школу.
В свой класс Женя вошёл радостный. Взглядом поймал хмурые Сашины глаза. Улыбнулся ему.
После уроков Женя бежал домой как на крыльях. Новый блестящий уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. Какой же чудесный у Жени папа. Он всегда готов выручить сына из беды. Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. Удивилась. Женя быстро поздоровался, как можно короче и понятней всё объяснил, хотя ему показалось, что тётя Клара ничего не поняла.
– А кто разбил велосипед? Ты? Разве не Саша? Странно.
Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. Как всё удачно! Женя успел до возвращения Саши из школы. Повезло. Теперь у них с папой впереди интересное дело – технику ремонтировать. Вдвоём они обязательно справятся. В этом Женя не сомневался. Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. Не выдал его родителям. Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. Досталось же бедняге, наверное. Ничего. Женя этого никогда не забудет. Зря, выходит, старался Стёпа. Слава Богу!
Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. У двери стоял Саша. Молчит. И Женя молчит. Сейчас они только смотрят друг на друга. Да и зачем им слова? И так всё ясно.