Просмотр содержимого документа
«Классный час "Международный день родного языка"»
Филиал «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Парапинская СОШ»
Внеклассное мероприятие, посвященное
Международному дню родного языка
«Тядянь - алянь кяльсь – народть ваймоц.»
Подготовила и провела: учитель мокшанского языка и литературы
Семенова Роза Петровна
2019 год
Цель: Формировать бережное отношение к родному языку, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества. Задачи: развитие познавательности во внеурочное время; умение работать с различной литературой; развитие интеллектуальных способностей учащихся.
1 Ведущий: Несколько лет назад 16 апреля был официально объявлен Днём родного языка. Сегодня во многих уголках России отмечается День мордовских языков, этот праздник является хорошей возможностью высказать слова искренней любви и уважения к одному из древних финно-угорских языков – мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языку.
2. Ведущий : Мокшень кяль! Тядянь кяль!
Ня валхне шинь сюролданякс эжнесазь монь ваймозень. Павазу ломанць, кона содай лама кяльда. А сяда пяк павазу ся, кие корхтай эсь шачема кяльсонза.Мон надиян, что кяленьке аф юмай, сон кармай кайгома, мзярс масторлангса улихть сонь кельгиенза и ванфтыенза.
1 Ведущий: Языки эрзи и мокши - это во многом судьба мордовского народа. Каждый из них – его, культура и достоинство. Родной язык-это характер народа, его память, история, духовное могущество.
Родной кяльсь (Сурдяева Полина , 6 класс)
Мазы кяленьке, пяк мазы,
Тундань варьхмодема лаца,
Кода питни-питни казне,
Кода марлю панжи садса.
Мес миндейнек сон инь мазысь,
Мес сонь шнасазь кепотьф мяльса?
Сяс мес васень валхнень азоськ
Тядянь – авань родной кяльса.
( Е. Пятаев)
Родной язык, родная речь, ( Чукаров женя, 6 класс) Он с детства рядом с нами, Он в нежном шепоте листвы, В словах отца и мамы.
Он в сказках, песнях и стихах, В присяге он и в гимне, И без родного языка, Любой народ погибнет.
Я в день родного языка, Желаю вам его хранить, Могли, чтоб дети после нас, С землей родною говорить.
С Международным днем Родного языка, Поздравлю всех, Живущих на планете, На нем с тобою говорит земля, И с колыбели слышат его дети.
Желаю вам язык родной беречь, В нем сила и душа народа, Свободной песней, Льется пусть родная речь, Прокладывая путь через века и годы.
Родной, любимый наш язык, (Коренкова Карина) Нам без тебя не жить на свете, О том, что ты очень велик, Знают и взрослые, и дети!
Должны тебя мы все любить, Всегда достойно выражаться, Как бриллиант, язык хранить, И красотою восхищаться!
Народом дружно отмечаем, Мы день родного языка, И всех сегодня поздравляем, Учить его должны всегда!
Не забывать, и вечно помнить, И правила все повторять, Язык родной нам очень важен, Должны его мы уважать!
Родной язык - твоя земля, (Лунькова Анастасия, 6 класс.) На нем говорят леса и поля. Плавно на нем река говорит, Гудок парохода в ответ ей вторит.
На нем колыбельную мама поет, Ребенок родную речь узнает. Без языка не бывает народа, Поздравлю я с днем языка вас родного.
Народы живут на планете большой, Пусть все берегут язык свой родной. Чтоб сохранить его для детей И говорить с землею своей.
Родной язык - он самый главный, (Штукарева Анастасия, 6 класс) В нем есть любовь, забота, мать. Родное слово вспоминая, Мы возвращаем время в спять.
Родная речь - так ранит душу, Когда один в чужой стране. И так бодрит, когда стоишь ты, На родной Русской земле.
Я в этот праздник всем желаю, Родного слова не терять. Родной язык от всего сердца, Любить, ценить и восхвалять.
Международный день родного языка Я поздравляю с этой славной датой, Желаю вам лексически всегда Быть грамотным, подкованным, богатым.
Звучит всегда пусть чисто ваша речь, Слова плохие ее пусть не испортят, Язык родной поможет возразить И настоять уверенно и твердо.
Родной язык ценить нам нужно, (Мелькаева Надежда, 5 класс) Ведь мы беречь его должны! Учить язык давайте дружно, Ведь это важно для страны!
Пусть будет наша речь прекрасна, Давайте грамотно писать И мысли, и идеи ясно Всегда друг другу выражать!
С языком нам повезло, Он красивый всем назло, Как алмаз должны беречь Мы свою родную речь!
Ведущий 2: У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. А в языке передаются все особенности образа жизни того или иного народа. Поэтому многие народы, даже малые стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.
Сединязон малады (Тулбанов Даниил, 7 класс)
Мокшень козя кяленьке,
Эряви сон сембонди.
Эряви эрь велети,
Эряви эрь эряйти.
Горняй ару лихтибрякс,
Куци менели туцякс,
Но аф срады калады,-
Сединязонк малады.
Эряк мокшень кяль! (Китов иван, 7 класс)
Эх и павазуван-мокшан,
Мокшекс корхтан, мокшекс арьсян.
Мокшекс морамда аф лотксян,
Нинге мокшекс инжихть васьфнян.
Шову поза, суронь пачат,
Пара койса- кши и сал.
Цебярь, кда мокшекс шачат,
Мархтот шачи мокшень вал.
Валсь тя- лихтибряда ару,
Эжни седи, петни мяль.
Валть тянь азомацка пара,
Эряк, эряк , мокшень кяль.
(Владимир Корчеганов) ( Лунькова Ксения, 7 класс)
Мокшень кяльняй, пара мяльняй
Валда павазть тейне кандыть,
Седи юрозон сувать,
Сяс аф пельса тячить-вандыть,
Мокшень мяльнянень кундать.
Мокшень тядя касфнесь эсон,
Морняц кайгсь нюрямнять песа:
«Пара вайме ломанькс ульхть,
Эряфть вайгяленц тон кульхть…»
Тяфта, тяфта ,тядяй, эрян,
Кальдяв тевонь китнень перян.
Эжди седиень псинясь-
Терди велезон кинясь.
Мазы панчфкат кочкань-сязень-
Эряфсь максозе тя мяльть,
Пусма тядязенди казень,
Кие ванфтсы мокшень кяльть.
Родимый край, тобою я живу (Оськина Д. и Боев Андрей, 7 класс)
…Родимый край! Тобою я живу!
Я – в каждом колосе, в былинке каждой.
Где б ни был я – с неутолимой жаждой.
Родимый край, тобою я живу!
Мне без тебя на свете жизни нет. –
Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье.
Ты – всех моих рассветов полыханье.
Мне без тебя на свете жизни нет.
Все отдаю, родимый край, тебе:
Порыв души, полет счастливой строчки.
Все, от начала до последней точки.
Все отдаю, родимый край, тебе.
Какое счастье нужным быть земле,
Стать рушником для рук твоих усталых,
Сиять веселой лампочкою в залах.
Какое счастье нужным быть земле!
Мокшень кяльняй-тядянь валняй (Чекашкина Анастасия и Лазарев Игорь, 8 класс)
Песня «Луганяса келунясь»
Тядянь мастор (Выдрина Людмила, 9 класс)
Тядянь мастор, шачем крайняй,
Перьфкат паксят и лугат,
Вирьса нармонь морот гайняйхть,
Шавихть ару лихтибрят.
Сай тундась, и панжи лаймарькссь,
Таньфоц вальмава сувай.
Акша келусь таргай вайме,
Пиже палянц тага щай.
Кизонда пиземда меле
Ляйнять вельхксса атямъёнкс,
Тядянь мастор, шачем крайняй.
Тейнек казендят тон ёфкст.
Тядянь кяль (Кондрашов Илья, 9 класс)
Мокшень масторса мон шачень,
Мокшень масторса мон касонь.
Ялга ёткса пара мяльса
Тяни корхтан мокшень кяльса.
Мокшекс шнаян паксять, вирть,
Шнаса марнек шачем ширть.
Шнаян шить и шнаян ковть,
Тялонь васень акша ловть.
Кайги тядянь ару кяльсь,
Питни мокшекс азф эрь валсь,
Тяконь колга мора моран,
Ванфтомс мокшень кялть пяк ёран.
Тяса павазу эрь шись ( Рудяева Ксения, 9 класс)
Кельгса веленязень, кельгса,
Тяса павазу эрь шись.
Тя- Россиять ёмла пялькскац,
Тяза вяти эсон кись.
Кельгсайне вирьхнень и лугатнень,
Пяше панчфонь ару таньфть.
Сия ведень лихтибрятнень,
Тядянь лямбе сельмованфть.
Шачем вастозе инь мазысь,
Тяса кулень васень ёфксть.
Тяса моронянзон казендсь
Тейне кайги вайгяль цёфкссь.
Адрезозень мон аф сёпса,
Катк кинь мялец инжикс сай,
Вакска кудоньконь аф ётай,
Пялонк ваймама сувай.
Панжи крайнязе (Кондрашов Николай, 9 класс)
Мазы велезе, панжи крайнязе,
Шуди-либорди валда ляйнязе.
Морайхть нармоттне акша марлюса,
Ваны тядязе пара мяльняса.
Сери келути азонды вармась ёфкст,
Лихтибряняста сими ведьта цёфкссь.
Мазы мороняц седить таколфтсы,
Мокшень стиренкса цёрат якафты.
Сюролданзон шись понай касанякс,
Панжи- пееди кельгом масторнясь-
Кели панчф лугась, пиже паксянясь,
Сенем менельса кайги валнязе-
Фалу панжеза кельгом крайнязе.
Песня «Эх. мордовочка, моя» 9 класс.
1 Ведущий. Но для того чтобы по-настоящему любить свой край, нужно хорошо знать историю своей республики, традиции, обычаи, фольклор. А каковы же обычаи были у мордовского народа? Их было множество и самых разнообразных.
• Чтобы вызвать дождь обливались водой, чтобы подул ветер - свистели.
• Когда сажали картофель, связывали хвост пашущей лошади в узел, думали, как велик узел, так же уродятся картофелины
• Когда коноплю сеяли, надевали рваные рубашки, чтобы конопля уродилась на рубашки.
• Снесла курица первый раз, яйцо брали через варежку и катали в решете:
сколько в решете дырочек, столько пусть будет яиц.
Ведущий 1: А вот какие колыбельные песни пели бабушки своим внукам и внучатам, когда укладывали их спать.
(Лунькова Ксения, 7 класс)
-Чикор, чикор, сязьгата,
Азка, тячи ков якать?
-Якань тячи колама,
Ваи пачань нолама.
- Чикор, чикор, сязьгата,
Азка, нинге ков якать?
-Якань ловонь срафнема,
Сань Васёкть нюряфнема.
-Азка, чикор, сязьгата,
Нинге месть Васёкти сать?
Сельмонь стама.
Матта, Васьканязе, бай,
А то бобуняське сай.
Вед.2. На Мордовских посиделках-
Это было,конечно, очень давно.
Пряли тонко пряжу, песни пели,
За работой засиживались допоздна.
Сюре кштирди «Песня»
Вед.1. А ёщё на посиделках
Пели песни и плясали,
Ткали тонкое сукно.
Красиво вышивали,
Петь частушки не забывали
Частушки ( исполняют уч-ся 7 класса)
Вярьге лии самолет,
Конясонза чайник.
А кому какое дело,-
Алязе начальник.
Вярьге лии самолет,
Конясонза шовар.
А кому какое дело,-
Тядязе шеф-повар.
Вярьге лии самолет,
Лётчиксь ащи мадозне.
А кому какое дело,-
Менеджер монь брадозе.
Вярьге лии самолет,
Менельть пяленц занязе.
А кому какое дело,-
Бизнесмен сестранязе.
Ну а монць аф тян, аф сян,
Марнек прязе шава.
Аньцек варсихть лувондан
Велень куттнень прява.
Мы умеем веселиться
Улихть и артистоньке
Минць и пляшем и поем
Минцень гармонистоньке.
Дайте круг, дайте круг
Кругфтома пяк тесна
Кругса инголент кштимась
Пяк ни интересна.
Кштинь,кштинь топодемс
Сяда то ваш мялезе
Ялганяне полафтомасть
Ату каладсь кямозе.
Ведущий 2. Любите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. В нём наше прошлое, настоящее и будущее! Народ жив, пока живы его культура и язык!